Осенний переход. Книга Г. Шалюгина

Геннадий Шалюгин
                Елена   ОСМИНКИНА (Симферополь)


«МГНОВЕНЬЯ УЧИШЬСЯ ЦЕНИТЬ…»

Крымским читателям имя заслуженного работника культуры Украины Геннадия Шалюгина, несомненно, известно. Лауреат премии А. П. Чехова, Геннадий Александрович - автор многочисленных публикаций, посвященных биографии и творческому наследию замечательного русского драматурга. Помимо литературоведения еще одной гранью научной и творческой деятельности Г. Шалюгина является дар поэтического слова. В этом году в Москве вышел третий сборник  его стихов, который оценили не только крымские коллеги, но и представители Союза писателей Москвы, в частности, Олег Столяров, поэт, историк мировой культуры и литературы. В предисловии к книге он, характеризуя личность и творчество автора, отметил, что Геннадий Шалюгин – «человек глубокой поэтической культуры, многогранной начитанности, глубокой погруженности в историю русской литературы и современность». А его поэтический мир наделен «полнотой мыслей и многообразием новых жизненных красок».
От названия книги «Осенний переход»  веет мудростью и грустью одновременно. Совершенно очевидно, что автор выбрал такое название не только по одноименному стихотворению сборника, посвященному осеннему Крыму. Название воспринимается глубже и философичнее: пора осени бывает не только в природе, но и в жизни каждого человека. И в это время тянет подвести некоторые итоги, оценить достигнутое, отбросить суетное и сосредоточиться только на том, что составляет истинную ценность.
В книге четыре раздела, и среди них первой заявлена крымская тема. Автор влюблен в Крым, родную Ялту, этим чувством дышит каждая строка. Но при этом для Геннадия Шалюгина город тесно связан с  еще одним дорогим ему именем – с Чеховым. Стихи раздела «Чехов в Ялте», «Писатель и актриса», «Чеховский сад 19 января 1997 года», «На набережной Ялты» пронизаны чеховскими мотивами. Ведомый фантазией и вдохновением автор представляет великого драматурга то на современной набережной города, то на Белой Даче, ставшей музеем, где даже бывший ее хозяин среди устаревших экспонатов и нетопленного камина чувствует себя лишь гостем. Однако кое-что в этом прошлом, принадлежавшем Чехову, все еще живет, дышит, цветет, радует глаза и сегодня. Это, конечно же, сад писателя!

                О, сад! Нирвана и небрежность!
                Застыла и звенит слегка
                Под кедром капля молока -
                Намек на снег и на подснежность.
                Пахучий мирт – мечты порука.
                Жасмин, и жимолость, и жесть
                Листа магнолии, и лесть
                В изящном лепете бамбука.
      
В книге, конечно, представлена не только Ялта: поэтическая география полуострова  разнообразна и отражена уже в названиях: «Ласпи», «Алушта в мае», «Мангуп-Кале», «Коктебель», Тарханкут («Карамрун»).
В описании красоты и очарования пейзажей в разделах «Крымская тема» и «Осенний переход» автор использует разнообразные стилистические приемы, языковые средства. Среди них инверсия, риторические вопросы, перифраз («Ждут музыканты на кустах» - о птицах). В авторских зарисовках используются не только образы, но и звуки, речь идет об использовании аллитерации: «Валуны волна валила…»; «Неслышны шепот, шорох ног…». Многие тропы выглядят сочно, свежо («Тонет в белых фонтанах вишен/ Монолог Мировой души…»; «И соком спелой ежевики/ Тавриду заливает ночь»; «На сером гобелене гальки»; «Как перезревшие миры/ Лежат оранжевые тыквы…»; «Не стучат метрономы капели»; «Прокричала ворона, и ранняя тьма/ Мажет сажей горбатые горы»).
Г. Шалюгин умеет весьма интересно сочетать лирическое начало с множеством реалистичных  бытовых деталей, и  одним из ярких примеров такого приема служит стихотворение «Алушта в мае». Помимо этого  в описании весеннего города автор одновременно использует и торжественную лексику («промолвит», «чую», «окрест»), и просторечье. Чувствуется, что автору порою нравится вставить в  поэтическую речь словцо из сленга, просторечья, жаргона, чтобы обострить читательское восприятие, создать некий колорит («Слегка кося под демиурга»; «А у чапка легонько квасит/ Курортница во цвете лет»; «Кудлатый пес не то в испуге…»).
С интересом воспринимается стихотворение «Мангуп-Кале», практически полностью построенное на художественном приеме олицетворения.  Остатки древней крепости напоминают автору израненного, но доблестного воина.

                На коже ссадины времен,
                Сухи фаланги, как уступы,
                И кольца старых оборон
                На пальцах мертвого Мангупа.

         В обрисовке деталей пейзажной лирики поэту успешно помогают и синтаксические конструкции назывных предложений. Они помогают динамично, выпуклыми штрихами воссоздать поэтическую картину окружающего пространства:

                Но – тень кудрявой головы…
                Охранный холм, плита Поэта…
                Шатер фисташковой листвы…
                («Коктебель»)
      
Истинным ценностям человеческой жизни и отношений посвящены стихи раздела «Знаки бытия». В эти знаках, вехах человеческого бытия – все, что дорого каждому, без чего мы не мыслим свое существование: семья, любовь и забота близких, тепло домашнего очага, любимое дело, верность друзей. Мудрость  и возраст «осеннего перехода» дают поэту понимание того, что «в юности любовь – повеса, а ныне - свет и доброта». А потому так важна «отрада спокойно греющей любви», нежный взгляд жены и ее заботливые руки, стук родного сердца, голос внучки и ее  первые «лепесточки слова «ма». Жизнь устроена так, что приближающаяся старость беспощадно уносит жизни дорогих людей, друзей. А потому щемящей грустью утрат пронизаны стихотворения раздела «День рождения», «Прощание».
Но, к счастью, мотивы безысходности не довлеют над душой поэта. Радость бытия дарит ему творчество. При этом автор осознает всю ответственность перед читателями за каждое писательское слово, ведь Геннадий Шалюгин убежден:

                Между мирами и умами
                Поэт – игольное ушко.
                («Мера бытия»)

В стихах, посвященных раздумьям и вопросам о том, какова судьба и предназначение поэта, Геннадий Александрович отвечает себе и читателям философски емко, порой афористично:

               
                Поэты – мера Бытия…
                («Мера бытия»)

                Поэзия - не звон кифары.
                Она – падение Икара…
                («Падение Икара»)

                Поэт – юродивый во слове…
                («Поэт в России – не поэт»)

В какой-то степени эту тему продолжают стихи, посвященные А. Ахматовой и Б. Чичибабину. Они отличаются по стилю. Изящный слог поэтической строки, адресованной памяти поэтессы Серебряного века, пронизан тонким очарованием и осенних красок, и как будто витающих в воздухе стихов Анны Андреевны Ахматовой.

                А зовы звезд и скрипы сосен
                И профиль гордый без морщин,
                Как зачарованная, осень
                Чеканит в золоте осин.
                И словно краткое присловье
                К простому томику стихов –
                Багряный куст у изголовья
                Почившей в лучшем из миров…
                («На могиле Ахматовой»)

Стихи, посвященные Борису Чичибабину, тревожны по внутренней интонации, образный ряд резче, драматичнее, как и философские вопросы, звучащие в них:
               
                История крутит заржавленный винт
                Машины движенья славянского мира;

                Железный терновник вокруг лагерей,
                Безглазые вышки, барачные норы;

                Лесное ненастье, слепой поводырь,
                Народ, позабывший о воле и Боге…
                («Лесные дороги»)

Истинный писатель Геннадий Шалюгин ценит слова, как важнейший инструмент  творческой лаборатории и как бесценный божий дар. Поэт искренне верит, что «в них душа Вселенной – Логос». Вслед за мыслью Иосифа Бродского «Бог сохраняет все; особенно слова…», он делится с читателем собственными рассуждениями о сути, ценности, вечности энергии слова и приходит к выводу:

                Минует срок – и мы мертвы,
                И словно словеса – безвестны.
                А прану слов – живых, чудесных, -
                Передадим корням травы…

    
Особым теплом души, светлым началом, высокой внутренней торжественностью пронизаны и привлекают внимание стихотворения из разных разделов: «Рассвет», «Старец», «Мелихово», «Творец», «Радуница», «И слова одного довольно…». Они о высоком духовном начале всего сущего. Эта первооснова мира проявляется то образом того, «кто ведает и слышит, кем возжигается свеча», то «монологом Мировой души», то «очами печально-строгой Приснодевы». Интересен  созданный автором образ старца в одноименном стихотворении. Это человек, и «сила веры его наполнила огнем». Вера настолько велика, а огонь почти свят, что  это дает возможность старцу быть «всевидящим», внимать звездам и Богу, жить в единой гармонии с миром. Поэт признается:
               
                Я не встречал его, но знаю,
                Что без него Земля – пуста.
                И небо потому без края,
                Что свято от его перста…   

Интересно проследить, какими средствами создается высота этого поэтического образа. Например, подчеркнуть глубину и мощь рисуемой фигуры автору помогает высокая лексика, краткая форма прилагательных, несущая в себе книжный оттенок: власы, всевидящ, непреложен, перст, внимает. Поэтические тропы и гиперболы привносят свою долю торжественности в описание необычного мудреца: «Он скромен, словно подорожник / В пыли у Млечного Пути»; «Он мыслит каждой клеткой тела. / В тиши с камнями говорит»; «Он обретает высь величья, / Вселенский разума размах».
Мне образ старца напомнил былинных героев. Однако они защищали народ и землю, прежде всего, своей физической мощью. Но пришло иное время, когда сменить эту силу должна другая: сила мысли, разума, духовной воли. Именно она способна спасти и преобразовать современный мир.
Познакомив нас, читателей, с кругом своих чувств, мыслей, настроений в этом «осеннем переходе» жизни, Геннадий Шалюгин завершает книгу стихотворением, которое можно отнести к числу тех, что отражают его нынешние ценности, взгляды, жизненные цели. Автора не привлекает шум и суета столиц. Нет! Ему комфортнее в провинциальности  «неспешной жизни». Она позволяет ощутить то, чего лишены люди, находящиеся в постоянной гонке за блестящей мишурой круговерти шумных мегаполисов. А в любимом южном городе все по-иному: 

                Здесь переулки пахнут хлебом.
                Неспешной жизни вьется нить.
                Здесь, ощущая близость неба,
                Мгновенья учишься ценить.

Каждое из этих мгновений может стать источником новых радостей, свежих впечатлений, интересных мыслей, а значит,  и новых стихов автора.