Мечтают люди...

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм".  Уважаемый Софокл! Спасибо за текст. В нем я нашел ряд тем, о которых стоит поговорить. Мечта. Возможна хорошая мечта и дурная. Иванов мечтал построить новый дом и построил его. А Петров, затаив злобу на Иванова (за то, что тот, по его мнению, плохой человек),  мечтает поджечь этот дом. Возможна мечта реалистичная, но возможна и необоснованная, не  имеющая ресурса для воплощения. Девушка мечтает иметь много детей. Но переживет ли она первые роды при ее здоровье?..  Дедал и Икар реализовали свою мечту – поднялись в небо, но… мы знаем, чем все закончилось. Икару не следовало увлекаться, не следовало торопиться. Всему есть свое время. Я бы еще отметил мечту, которая одним кажется благой, а другим благой не кажется.

Запала ученому в голову мечта – построить на земле общество, в котором люди коллективно трудятся, коллективно живут и, по возможности, коллективно питаются (первоначально планировались и жены коллективные). И создал он теорию, довольно стройную, логичную, понятную, несложную по конструкции. Ему показалось, что такое общество будет не просто более гуманным и справедливым, но абсолютно гуманным и абсолютно справедливым. Однако для этого придется ввести диктатуру. На время. На неопределенное время. Диктатуру класса, который на историческом поприще стал играть  существенную роль. Нашлось у него немало последователей в одной стране, которая попала в беду, народ которой страдал от войны, голода, разрухи. Проба удалась, но довольно скоро провалилась. Российские марксисты (в роли Петрова) мечтали сжечь буржуазный дом (дом Иванова) и сожгли его. Сегодня мы его восстанавливаем по старым чертежам.

Другим ученым тоже приходила в голову такая мысль, но они понимали, что коллективистическое общество, благое для тех, кто еще не может работать, кто уже не может работать, кто болен, кто инвалид, кто слаб, ленив, ни на что не способен, склонен к пьянству, тунеядству, всякому греху, – такое общество, вследствие низкой производительности,  наплодит слишком много иждивенцев, дармоедов и не сможет прокормить всех. Если оно появится, то при всех его положительных сторонах, оно скоро погибнет. Собственно, так и случилось. Эти ученые ищут такие варианты общественного устройства, при которых справедливость соблюдена и производительность не гаснет. Они называют эти варианты социальными. В мире есть уже  прецеденты, разумеется, не идеальные, в странах Скандинавии, Западной Европы, Северной Америки, Азии.

Все сторонники утопической мечты по необходимости, по природы революционеры.  Почему? Потому, что все, что противно природе, может быть навязано ей только с помощью силы. Реки текут на север – это по природе. И если кто-то решит повернуть их на юг, то, необоснованно сокрушая природу, или потерпит неудачу или угробит столько средств, что прибыток  от этого окажется минусовым. Чтобы реализовать утопический проект, утопическую мечту, нужно совершить насилие над естественными, укорененными изначально отношениями людей, над их традициями, обычаями, над здравым смыслом, разумом. Что и делали коммунисты в нашей стране. Человек в такой же мере индивидуалист, в какой и коллективист. И не надо убивать одно в угоду другому. Частная собственность удовлетворяет его эгоистическую потребность, коллективная собственность удовлетворяет его потребность как существа коллективного, как альтруиста.

Я прочитал у Вас: «Организация общества должна быть направлена на удовлетворение потребности в труде». Все это так, но потребность в труде, порождена потребностью в еде, потребностью в материальных средствах жизни. Это я к тому, что неразумно клясть общество, которое развивает потребности граждан. В исторической жизни народов  царит закон маятника: если общество погрязло в материальных потребностях, то жди обратной реакции – скоро все начнут заниматься наукой, художеством и читать Библию; если общество «погрязло» в духовной сфере, а на стол подать нечего, жди отторжения духа – скоро, скоро все побегут производить продукты материального потребления. Страстишка казнить, наказывать людей за то, что они не вмещаются в прокрустово ложе нашего проекта, нашей теории (единственно истинной, конечно), появилась не сегодня, не вчера, не во времена Маркса – она живет с тех пор, как появились люди на земле. А сегодня для этого открылись огромные возможности. Сидит некий Анаксагор или Аристотель у себя перед компьютером и рассуждает: «Сколько же появилось плохих людей – несовершенных, безнравственных! Все просят всего! А не надеть ли на них узду! Не посадить ли их в железную клетку! Воспитать их надо! Воспитать!»  И вот уже полетели строки в газету, в журнал, в эфир.

Да, уважаемый Софокл! Ваши мысли «созвучны марксизму». Всех нас опутал марксизм. Но я пытаюсь уйти от этих пут, а у Вас я этой попытки не обнаружил. Сегодня многие сторонники великого революционера надели на себя белые одежды гуманистов. Но «одежды» эти не сидят на них. К тому же через белое светится красное, кровавое. Удачи Вам! Успехов! Здоровья! Приятно иметь дело с думающим человеком. понедельник, 12 марта 2012 г.