Глава 10. Хоровое пение
Хоровое пение
В этом повествовании, посвящённом музыке, не место описывать перипетии моих карьерных проблем – и неудач и взлётов, случившихся в связи с переездом из Тамбова в Харьков. Порой они были весьма драматичны и стоили мне большого здоровья (Подробности этого периода жизни, в том числе, и «немузыкальная» часть событий, относящихся к теме этой главы, есть в моей книге «Откровения неравнодушного человека». Здесь же – только о том, что в «харьковском» периоде имеет отношение к искусству и культуре).
В 60-х годах (когда я возвратился в Харьков) в системе МВД художественной самодеятельности, как таковой, уже не было. Харьковский клуб МВД перестал быть местом культурной жизни для сотрудников этого ведомства и их семей, центром приложения их талантов, развития духовности, и даже, в известной мере, местом сплочения офицеров гарнизона. Для руководства это стало неактуально и неинтересно. Певцы, танцоры и прочие таланты «выуживались» и отбирались в ходе призыва на действительную службу в войска МВД. Служба в специальных милицейских полках сочеталась с проявлением этих талантов и засчитывалась как служба в армии, а милицейскому начальству на концертах по торжественным случаям было кого предъявить. Солдатики и пели, и плясали. Отчётность по культуре - на уровне, вот и достаточно.
Эти годы вообще были временем развала культуры в городе. Ликвидировали Харьковскую консерваторию. Её объединили с театральным институтом и создали институт искусств – просто никакое учебное заведение. Угасла Харьковская оперетта – театр музкомедии. Оперный театр, и так никогда не блиставший, совсем пустовал. В те времена тотально победила партийная идеология, господствовало официальное социалистическое искусство в самом низкопробном его качестве. Старые гениальные (не побоюсь этого слова) драматические актёры ушли со сцены, перестали преподавать в так называемом институте искусств и не сумели передать эстафету своего мастерства новому поколению!
Для зрителей, слушателей - ценителей настоящего в искусстве единственной отдушиной в то время были периодические спектакли и концерты российских, некоторых киевских и редких зарубежных гастролёров. Только там иногда и можно было вдохнуть немного кислорода.
Вся моя жизнь в этот период это была работа, работа и работа, она занимала всё время без остатка. А местные особенности, отличные от Тамбовских, включая ментальность людей – и новых сотрудников, и преступную среду - требовали совершенно иного стиля и поведения, и человеческих отношений. Постоянные возлияния, и как средство снятия напряжения, и как способ налаживания связей в новом окружении, стали нормой жизни. Так что, для чего уж тогда у меня не было ни времени, ни настроения, так это для песен!
Ритм жизни в большом городе с его динамикой и соблазнами, да и уровень духовности, очень отличный от того, что окружало нас в Тамбове, – всё это налагало свой отпечаток и на мой образ жизни. Едва удавалось выкроить время, чтобы иногда побывать на премьерах, гастролях, увидеть, послушать прославленных актёров, музыкантов. Не стало, особенно на первых порах, и такого приятного, радостного и содержательного, приватного общения, к которому мы привыкли, и которое так украшало нашу жизнь в Тамбове. Постепенно конечно появились новые знакомые и приятели, сложилась компания, где мы общались по праздникам и разным торжественным поводам. Это были люди, в основном, из инженерно-технической среды, физики, биологи, врачи. В общем-то, образованные, интеллигентные люди.
Но в смысле музыкальных предпочтений в 60-70-е годы эту публику вполне серьёзно интересовал, в основном, так называемый, городской романс, скорее, блатные песни. Вершиной же их музыкальных пристрастий была очень популярная и входившая тогда в моду, хотя и не на официальной сцене, авторская песня. Она довольно долго была мне чужда, разве что, приятно было иногда послушать за столом эти песни под любительское бренчание на гитаре. Я и тогда считал, да и сейчас думаю, что в этом виде искусства музыка, мелодия, как таковая, второстепенна, часто весьма примитивна. Главное – авторский текст, именно он доступен слушателю в первую очередь, и он действительно, в некоторых вещах хорош и талантлив. Но (опять таки, на мой взгляд) в нём мало поэзии. А музыка обрамляет, этот текст, способствует более приятному его восприятию. Многим бардам, особенно доморощенным, вполне хватало двух-трёх гитарных аккордов и умения даже не петь, а проговаривать текст под эту музыку, чтобы вызвать восторг слушателей.
Именно этот музыкальный примитивизм, особенно, на первых порах появления этого жанра оттолкнул меня от некоторых, несомненно, талантливых, его представителей и от их произведений. И до сих пор, когда я уже давно влюблён и в песни и Высоцкого и Окуджавы, и с удовольствием слушаю многих других талантливых бардов (особенно сегодня, когда с появлением интернета простор для знакомства с этим видом искусства стал просто необъятным), по большому счёту, к этому виду творчеству ( особенно в музыкальной части) я отношусь по-прежнему очень сдержанно. О своём неком снобизме в музыкальных вкусах я уже писал. Каюсь, «испорчен» великими… И вовсе не ставлю себе этого в заслугу. Больше того, считаю это в какой-то степени недостатком собственного культурного развития, но поделать с собой ничего не могу. Как говорится, сие – факт биографии.
К большому сожалению - по разным причинам - мимо меня прошел большой пласт западной музыкальной культуры того времени. И возметить этот пробел не удалось по сию пору. Это серьёзная и болезненная проблема тоже из разряда «факт биографии», и касаться её походя не буду…
С возвращением в Харьков, я, что называется, «завязал» с активной певческой жизнью (не считая застольного пения, которое, конечно, не в счёт). Было только несколько счастливых моментов, когда случилось «тряхнуть стариной». (Один из них подробно описан в рассказе, помещённом на Прозе.ру, "Велосипеды и итальянское бельканто")
Но была ещё полоса в моей жизни, когда музыка, пение стали не только застольными эпизодами, а приятным, серьёзным, хоть и не очень продолжительным занятием. И, как ни странно, это снова было связано с моей работой – в роли начальника патентного отдела ХАДИ - автодорожного института. Это был очередной, крутой (уже который!) поворот в моей карьере. Я оказался в вузовской среде, в постоянным контакте с учёными – доцентами, профессорами, людьми важными, солидными, привыкшими к упорядоченной, неторопливой жизни. Со своей неистребимой привычкой к бурной деятельности я и там умудрился развить её. И новые коллеги, и старые друзья старались сдерживать мой пыл и, в конце-концов, я не без удовольствия включился в размеренную жизнь этого культурного учреждения. Это был, пожалуй, самый спокойный, не нервный период жизни.
Тогда-то у меня и появилась и возможность снова всерьёз заняться пением.
В ХАДИ более 30 лет существовала хоровая капелла, которой руководил известный в Харькове замечательный хормейстер, доцент института культуры, по фамилии Бриллиант.
Это был фанатично увлечённый мастер своего дела, человек необычайной трудоспособности, жесткий и требовательный, не допускающий малейшей неточности исполнения, добивающийся максимальной слаженности хористов и умеющий заразить коллектив своим энтузиазмом. Хор состоял, в основном, из преподавателей и научных сотрудников института. Среди них были известные в научной и студенческой среде учёные – профессора и доценты. За долгие годы, благодаря такому руководителю, этот хор стал по-существу профессиональным и был известен и популярен в Харькове далеко за пределами ХАДИ. Пение в хоре было только «а – капелла», то есть без музыкального сопровождения. А это – самый высокий уровень хорового искусства, где не спрячешь никакой неточности, ни малейшей фальши.
И Бриллиант, и весь коллектив хористов были людьми образованными и увлечёнными музыкой. Меня они хорошо приняли, особенно, после прослушивания. Бриллиант остался доволен и голосом и музыкальной подготовкой. Но мне самому, всегдашнему солисту, было непросто приспособиться к роли хориста, привыкнуть к тому, чтобы вести свою теноровую партию, когда рядом, одновременно звучат самостоятельные партии басов, баритонов и женщин, стоящих в ряду пониже, звенящих своими «колокольчиками». Не приучен я был петь в профессиональном хоровом коллективе.
А репертуар у них был великолепный, но очень сложный: хоры из опер «Аида», «Набуко», «Князь Игорь», из рок-оперы «Юнона и Авось», потрясающая подборка песен советских композиторов, особенно, посвящённых Великой Отечественной войне, и новых, современных песен. Необыкновенно звучали в исполнении этого хора песня Морозова «Малиновый звон», «Журавли» на стихи Расула Гамзатова, белорусская песня «Вы шумитя, шумитя, нада мною бярозы», грузинские вещи с их удивительным многоголосием.
Очень скоро я стал солистом хора, вёл сольные партии в некоторых вещах, в том числе, в «Юноне и Авось», а также во многих церковных песнопениях, исполняемых этим хором. В то время советская власть наконец-то разрешила их исполнять светским коллективам в обычных концертах. В репертуаре хора была широко представлена и прекрасная украинская музыка.
Очень любопытное впечатление было от концертов, когда хор, состоящий из преподавателей и научных сотрудников института, выступал в концертах, на которых присутствовали студенты (их всегда в зале было много). Студенты, во-первых, видели своих «грозных» преподавателей в совершенно ином качестве – развлекающих их артистов, а, во-вторых, они приобщались к прекрасной, в основном, непривычной для современной молодёжной среды, серьёзной хоровой музыке. Эта традиция в ХАДИ сложилась давно. А, учитывая, что ХАДИ технический вуз, особенно важно было приобщение этой, технической молодёжи к высокой культуре, передача культурной эстафеты от старшего поколения к младшему.
С моим приходом Бриллиант дополнил выступления хора двумя-тремя русскими романсами в моём исполнении и сам аккомпанировал мне на рояле.
Мы выступали не только у себя в институте, давали концерты и в других вузах Харькова, и на некоторых предприятиях. Принимали везде очень хорошо. Хоть и на высоком, почти профессиональном уровне, но это, разумеется, была художественная самодеятельность, и за свои выступления хористы ничего не получали. Но для всех нас главным был сам процесс пения, прекрасная музыка, в которой мы буквально купались!
Надо отдать должное руководству института. Они ценили этот коллектив и в течение многих лет очень своеобразно поощряли его участников. Дело в том, что почти все руководители автотранспортных предприятий города были выпускниками Харьковского автодорожного института. Или сами учились в нём заочно, или их дети учились там. Словом, отношение городских авто-начальников к институту было самое-самое.
Поэтому раз в году хору выделялся комфортабельный автобус «ЛАЗ». К майским праздникам «пристёгивались» День Победы, субботы-воскресенья и всякие отгулы. В итоге получалось 10-12 дней, и всем хоровым коллективом мы выезжали в Крым, в Ялту. Этой поездки все ждали, готовились к ней загодя. У каждого члена коллектива были свои обязанности – еда, питьё (включая, горячительное, лекарства (народ же не очень молодой), тёплая одежда, разработка маршрутов поездок по Крыму, обеспечение мест в недорогих гостиницах.
В программу поездок входил не только отдых в весеннем Крыму, но и выступления с концертами на некоторых предприятиях в Симферополе, а в основном, в санаториях на Южном берегу, где хор знали и ждали.
В течение всей поездки автобус был в нашем полном распоряжении. Мы могли остановиться и расположиться, где хотели.
А май в Крыму, особенно в его начале, это совершенно удивительное время. Всё цветёт, благоухает. Кроме Крыма, я нигде раньше не видел цветущих глициний – замечательных цветов, вьющихся по стенам, балконам домов сиреневыми гроздьями.
Море, хоть ещё и холодное в мае, не для купанья, но неописуемо красивое, воздух прозрачный, напоённый ароматами, его просто хочется пить. И эти сиренево-розовые весенние крымские закаты! В те годы май в Крыму ещё был мёртвым сезоном, не было обычного курортного многолюдья, отдыхающих совсем немного, кафе и рестораны полупустые.
Настроение в такой обстановке у всех нас было чудесное. Даже репетиции, которые мы устраивали где-нибудь, прямо на берегу моря, на пустынных, растянувшихся на километры по ялтинскому побережью пляжах, не были такими нудными. Бриллиант ведь и здесь не давал никому ни спуску, ни роздыху.
Наши концерты очень хорошо принимали, это тоже поднимало настроение.
Поскольку поездки в Крым на протяжении нескольких лет были регулярными, в санаториях у хора были постоянные слушатели и поклонники и не только из числа отдыхающих. Особенно наших выступлений ждали постоянные слушатели - администрация, сотрудники, врачи, обслуга, повара и официанты. Последние особенно старались, когда после нашего бесплатного концерта устраивался банкет…
В один из вечеров, в сквере на набережной, напротив «Ореанды» - старинного санатория, и тогда одного из самых фешенебельных в Ялте - мы отдыхали, любуясь вечерней Ялтой.
Картина вокруг была просто завораживающая: близко плещущееся море с лунной дорожкой, звёздное небо, ярко освещённая набережная и прямо перед нами стоящий у причала, тоже сверкающий огнями, громадный круизный морской лайнер.
Кто-то, вдохновлённый этой красотой вдруг тихо, на пиано, запел. И все, не сговариваясь, подхватили, сначала несмело, стесняясь – вокруг же посторонние люди – а затем смелее, громче и громче. Наш Бриллиант, который был тут же, сначала удивился, а потом стал управлять этим импровизированным выступлением.
Как же мы прекрасно пели! Мгновенно собралась и окружила нас толпа слушателей. Вышли обитатели «Ореанды», в основном, иностранцы. Увидев их, наш хормейстер включил оперные хоровые вещи, в основном, итальянские. Этот концерт растянулся почти на час. Восторг слушателей, и особенно, зарубежных гостей, которые знали многие партии и включались в пение вместе с нами, был неописуемый. Нам стали дарить сувениры, в качестве подарков принесли из ресторана вино, коньяк. Это был единственный в моей жизни случай, когда я и мои коллеги неожиданно оказались в роли уличных музыкантов!
Вдоволь напутешествовавшись по замечательным местам Крыма, хорошо отдохнувшие, мы возвращались в Харьков. Впереди были летние отпуска и каникулы от нелёгких хоровых репетиций. А набиравшая обороты перестройка, так перестроила, перекроила всю нашу жизнь, что не только руководству института, но и всем нам скоро стало не до пения. Наступили смутные времена.
Задача у всех была одна: выжить!
© Copyright:
Владимир Гугель, 2012
Свидетельство о публикации №212031100092