Язык тела

Белякова Светлана
     Тело человеческое – такое простое на вид, обыденное, а сколько загадок в себе таит, как много может рассказать о хозяине! Состояние души: обиды, разочарования, радость, неудовлетворенность собой и окружающими – находят выход  в форме тела, осанке, в болезнях телесных.  И наоборот, отсутствие достаточного движения, монотонная физическая работы влияют на внутренний мир человека.

     Валерий Олегович, мужчина в полном расцвете сил, ломал голову над вопросом, который неотвязно мучил его уже довольно долго: куда пойти работать, чтоб зарабатывать на жизнь себе и своей семье. Хобби, ставшее работой, приносило все меньше дохода, жена, конечно, зарабатывала, но…  Мужчина – добытчик, так было заведено издревле, нарушать сей порядок, не вызывая нареканий и косых взглядов, не получалось.  Поэтому музыка, занимавшая глобальную часть жизни Валерия, должна была смениться каким-то более прибыльным ремеслом.

     Валерий Олегович (среди своих – Валерыч) был рок-музыкантом: писал песни,  пел,  играл на нескольких музыкальных инструментах. Гитара была ближе по духу и по настрою. Играть Валерыч начал, как и многие мальчишки, в ту пору, когда ломающийся голос и пробивающийся пушок над верхней губой причислил его к разряду подростков, стремящихся быть взрослее и интереснее для противоположного пола. Потом появились клавишные, но гитара оставалась главным инструментом.

     Не так давно это было, а если подумать, так было это в прошлой жизни: в прошлом веке и в другой стране. Казалось бы, местоположение на шарике Валера не менял, да и возраст далеко не преклонный, но и век с тысячелетием закончились, и страна поменяла и название, и границы. Не нужен стал рок, не котируется, как теперь говорят. Жить на музыкальном поприще стало сложно, практически невозможно. Конечно, этот пласт остался, но там такие «акулы» завелись, что пришлось искать приложение своим чувствительным рукам, привыкшим держать в руках музыкальный инструмент. Гитара висит на стене в спальне, напоминая о буйной молодости. Мозоли с подушечек пальцев сошли потихоньку. Неизменные длинные волосы рок-музыканта и своеобразный характер и манера поведения остал
ись, как отметка о музыкальном прошлом.

     Руки чувствительные, теперь они чувствуют тело пациента во время сеанса массажа. Решение стать массажистом пришло как-то случайно. Это даже не решение, а какой-то толчок судьбы. Так случилось. Были курсы (почти как курсы кройки и шитья), совершенно непрофессионально пошел подучиться (мало ли кого из родственников или знакомых придется пользовать), да так и пошло-поехало. Видимо, так нужно было. Вот так и получается, что не думал, не гадал, а стал заниматься и стал продвигаться по этому пути: от родных-знакомых до престижной больницы в родном городе. Везде нужны чуткие сильные пальцы!

     Курсы давно закончились, кое-какой опыт наработался на друзьях и родственниках,  а вот работы, которая устраивала бы заработком и ежедневной занятостью, пока не попадалось.  Были своего рода подработки с выездом к клиенту – практически мальчик по вызову. Несолидно как-то, да и не слишком выгодно ловить клиентуру по объявлениям в газетах и в «сарафанном» радио, нужно было искать постоянную работу на твердом окладе и с премиями, ту работу, которая гарантировала бы социальную защищенность в старости (зеркало и паспорт все чаще напоминали об этом) и на случай неожиданных проблем со здоровьем.

     Биржа труда, как в старых советских фильмах, с очередями безработных, жаждущих найти хоть какую-нибудь работу, не привлекала совершенно. Был еще вариант – устройство через знакомых. Как говорят, нужно всем знакомым «раззвонить» о том, что есть классный специалист, ищущий неплохое местечко для приложения своих рук.

     И нашлось такое место! Как обычно бывает, нежданно-негаданно не слишком знакомый человек предложил попробовать себя в отделении физиотерапии областной клинической больницы. Телефонный звоночек (телефонное право еще действует и, наверно, еще долго будет действовать), договоренность о встрече с начальницей отделения, личная встреча с будущим работодателем сделали свое дело.

     Будущая начальница оказалась довольно энергичной жизнерадостной женщиной. Она практически сразу «взяла быка за рога», вернее, взяла Валерия за руку и проводила в массажную кабинку для «тестирования». Что ж, испытуемый прошел тест на «ура», и был принят в женский медицинский коллектив на условиях полного рабочего дня и на твердую ставку. «Ну, немного калымов сверх ставки – бюджет семьи будет вполне весом», - размышлял Валера.

     Начальница познакомила на «пятиминутке» молодого сотрудника с коллективом. Новоиспеченный медицинский работник в хрустящем от крахмала халате рассматривал лица своих коллег, мельком пробегаясь глазами по женским фигурам: профессия обязывала быть дам в хорошей физической форме и иметь довольно накачанные руки и плечи. Сам же Валера попал под перекрестный обстрел глаз немаленького женского коллектива. Взгляды были вполне дружелюбны и несли некую заинтересованность.

     Пациенты пошли сразу – с первого же дня работы и на весь рабочий день. С непривычки руки отказывались работать так много, сила заканчивалась на втором-третьем больном, и даже небольшие перерывы не помогали восстановиться.  Через неделю рабочая жизнь вошла в свою колею, больные приходили четко по графику каждые пятнадцать минут, смена больных, мытье рук и оформление медицинских бумажек «съедало» около двух-трех минут, а еще пара минут оставалась на чтение художественной литературы, захваченной в местной библиотеке.

     Да, не модно стало читать, но привычка со школьных времен осталась. Пусть это выглядит странным, но нужно несколько минут, чтобы отключившись от действительности, ненадолго погрузиться в нарисованный кем-то фантастичный мир. Фантастика и музыка – это тот мир, который не давал полностью окунуться в грязь мира реального, держа Валерия на плаву и не позволяя захлебнуться.

     Мастерство, как обычно это бывает, приходит в процессе работы. Постепенно руки стали ощущать тело пациента, чувствовать ответ мышц. Пришло знание тонкостей манипуляций, которые нужно производить в том или ином случае; появились те навыки, которые отличают мастера от простого манипулятора.
    
     Ответная реакция мышц стала ощущаться довольно скоро после начала ежедневных процедур массажа. Тело под руками расслаблялось, напрягаясь в некоторых местах, ожидающих прикосновений.  Появился контакт с кожей пациента - Валерий все чаще стал замечать, что понимает, прикасаясь к телу, какие органы требуют помощи. Это появилось как-то спонтанно. Подушечки пальцев, прикасаясь к коже человека, лежащего на массажном топчане, ощущали небольшие покалывания и пощипывания вроде слабых электрических разрядов. Слабые электрические разряды от кожи пациента передавались пальцам, неся информацию, а эта информация воспринималась мозгом Валеры, обрабатывалась, и приходило понимание переданных сигналов, будто тело говорило с массажистом на своем языке.

     Язык был незнаком поначалу, но постепенно стал понятен. У разных органов свой голос: сердце говорит приятным баритоном, легкие – дискантом, а у почек басы преобладают. Вот и жалуются органы разными голосами на свои болячки, рассказывая о том, что болит и где погладить-помять нужно, чтоб помочь наладить кровоток к органу или освободить зажатые нервные волокна. Понимать голоса органов Валерий научился, но диалога не получалось, это был разговор односторонний, отвечать массажист мог только пальцами, без  передачи информации.

     Как-то на сеансе массажа Валерий услышал звонкий, как колокольчик, голосок, это были нервные волокна, зажимаемые смещенными позвонками: «Ой! Жмут меня косточки-хрящи! Ой! Совсем житья нет от них! Уж говорю, что сил больше нет терпеть, что скоро кусаться болью буду в ногу, а не слушает меня хозяин, не помогает своими слабыми мышцами подтянуть-поддержать позвоночник! Рядом с твоими руками, еще немного выше…  Во! Нашел!»
«Да, именно здесь чуть теплее. Сейчас станет немного легче», - руки массажиста стали творить свои чудеса, помогая мышцам расслабиться, а позвонкам встать на место, чтобы не давить на нерв.

     Иногда рукам не дано помочь, например, когда требуется хирургическое вмешательство, но и установить диагноз - важно, а органы подсказывают,  в чем причина недуга. Если традиционная диагностика не находит причину, подобная помощь очень важна. В таких случаях Валерий Олегович советовал обратиться к врачу соответствующей специализации для консультации и обследования.

     Слух  о чем-то необычном быстро разносится, передаваясь из уст в уста. Слухи о чудесном массажисте распространились далеко за пределы больницы. Звонки, договоренности на массаж через знакомых, и другие атрибуты известности появились довольно быстро. Вот она – слава! Стали узнавать на улице, в высоких и не очень высоких кабинетах, в самых неожиданных местах стали встречаться бывшие пациенты. Вот они – бонусы!

     Однажды вечером после работы Валерий обнаружил жену, лежащую на кровати, а не готовящей ужин. «Устала. Сил нет. Приготовь чего-нибудь сам!» - был ответ Леночки.  «Конечно, дорогая!» - не возражал муж, но решил сначала снять мышечную усталость жены, отступаясь от золотого правила всех врачевателей – не лечить своих родных.

     Начал массаж, как обычно, с поглаживаний и разминаний, помогая уставшим мышцам успокоиться и прийти в норму. Тело отвечало рукам мастера. Неожиданно услышал незнакомые бархатные тона голоса, которого раньше не слышал в своей практике. Контральто – голос из нижней части живота жены: «Опять! Какой же настойчивый!» Недоумевая о природе голоса, Валерий делал массаж «на автопилоте». Через некоторое время опять услышал незнакомое ранее контральто: «Ну, что же ты! Продолжай! Хватит гладить сверху! Возвращайся в исходное положение!»

     «Так вот что со мною говорило!» - сообразил Валерыч. – «И вот почему жена такая уставшая!» Дальнейшие мысли вертелись в голове со скоростью ураганного ветра, ломающего на своем пути вековые деревья. Много мыслей промелькнуло, да только ответа вразумительного на классический вопрос «Что делать?» так и не нашлось. Пока не нашлось.