Амазонская духовность -4-

Сергей Фандорин
продолжение.

день шестой,9 января

  Пробуждение несколько затянулось,поэтому  поход в "ванную" комнату за ширму,был форсирован,ибо в это время народ уже ждал своей очереди, мысленно торопя клиента. Вскоре все собрались за завтраком в церемониальном помещении, обсуждая свои видения и ощущения. Никто не был разочарован в своем опыте, отмечая великолепную организацию церемонии.
    Позавтракав,стали собираться в дорогу,ведь сегодня предстояло покинуть это гостеприимное селение и отправиться в Пукальпу для последующих церемоний Аяваски уже с другим курандеро — Бенхамином,представителем индейского племени Шипибо.
    После недолгих сборов - теплое прощание с Хуаном и его свитой, добрые слова и непременная фотография на память. И вот мы уже совершаем обратный путь, опять же не преминув воспользоваться добровольной помощью наших помощников-носильщиков из местных индейцев. На сей раз дорога была не столь утомительной,т.к. в основном, спускались к реке, а погода была пасмурной и не жаркой. Не обошлось без отстающих, но вскоре все благополучно добрались до протоки с уже ожидающими нас лодками и проводниками. На сей раз продвигались до места назначения по течению реки, поэтому добрались достаточно быстро. Участники церемонии выглядели несколько уставшими,но довольными.
   Через полчаса пребывания на берегу,дождались прибытия транспортных средств (те же старенькие "тойоты"), и погрузив вещи,отбыли в пункт назначения.Та же дорога,такие же лихачи-водители, и через 2 часа мы уже получаем жетоны от своих номеров в гостинице, откуда уехали 3 дня назад. Покидав вещи и приняв душ, перекусили в ресторане "София",где опять же поразились величине приготовленных блюд. Дегустация новых экзотических соков на десерт входила в обязательную программу посещения подобных заведений. На сей раз был протестирован охлажденный сок "Coccone",  очень понравившийся кисло-сладким вкусом.    
    Затем решили втроем (Костя,Дима и я) посетить музей известного художника-шамана Пабло Амаринго,который находится как раз в этом городе. Спросили адрес у одного из постоянно дежуривших у гостиницы мототаксистов, который конечно же всё знал, и указав нам места за спиной,живо отъехал подальше от заведения, отрезав нам пути отступления. Месторасположение музея он,естественно, не знал, но используя таксистские навыки общения с местным населением (прямо на ходу),довольно быстро сориентировался в нужном направлении. За 5 солей с каждого прошли в картинную галерею,где репродукции  и подлинники художника предстали очень небогато в количественном плане. Лично я видел раз гораздо больше его произведений. Подлинники можно было купить за 20 тыс долларов, репродукции- всего за 200. Посетителей не было, и мы недолго полюбовавшись картинами видений Аяваски и купив несколько открыток, покинули это заведение. Таксист ждал нас, и через 10 минут мы были в гостинице, откуда совершили поход (втроем опять же) в местную кофейню, расположенную неподалеку, с открытой верандой,как и большинство заведений в этом симпатичном городе.
   Вообще городок был занимательным в плане контраста с привычными современными городами. В основном, строения были двухэтажные, переходящие из одного в другой практически без просветов. В архитектурном плане дома напоминали сооружения в стиле "вестерн", для полноты сюжета не хватало только ковбоев с револьверами за поясом и их лихих рысаков. Но влияние технического прогресса превратило средства передвижения в мототакси, а их лихие наездники пересели на трехколесные "авто".
    Солнце клонилось к закату, и беседа приобрела соответствующие доверительно-раскрепощенные тона. Под кофе капуччино местного разлива (по мнению Дмитрия неважного качества) и соков различной ориентации, разговор шёл о дальнейших путях развития шаманизме во всем мире. Константин поведал о неприятной тенденции в последнее время  роста количества новоиспеченных шаманов, которые не стесняются  выдавать себя за настоящих курандеро,и,проводить,соответственно, церемонии Аяваски.  Псевдоцелители плодятся,как грибы после дождя. В качестве дождя выступают различные  СМИ, которые стали подробно освещать подобные духовные практики, используя в своих анонсах имена заинтересованных людей (оказывающих посильную помощь тем же информативным источникам). И,как следствие, появились люди,к настоящему шаманскому искусству имеющие весьма отдаленное отношение, но с дипломами и сертификатами. На страницах Интернета замелькали хвалебные отзывы "очевидцев", посетивших их церемонии, видеоматериалы довершили идиллическую картину - и пошло,поехало... Коммерческое колесо закрутилось (тема-то не избитая),люди потянулись за новоявленными "гуру", а те,в свою очередь, пользуясь своим раскрученным авторитетом и дремучестью последователей, стали получать неплохие дивиденды со своего предприятия . И не беда, что многие участники церемоний будут в лучшем случае разочарованы (а в худшем можно приобрести душевные  и физические травмы ),главное - извлечь из этого максимум прибыли. Эта новость конечно  не претендует на открытие Америки, но здесь подобный опыт выглядит особенно кощунственно. Это всё равно,если что-то пообещать ребенку,и не выполнить. Так что будьте внимательны, шарлатанов и здесь хватает! Особенно среди шаманов-гастролеров, которые за отдельную плату могут совершить церемониальное действие чуть ли не на дому. Этакие шаманы по вызову! Мне просто невозможно представить,чтобы Хуан мог куда-то собраться с подобной программой выступлений. Очевидный факт, что церемонии могут проводить только истинные шаманы и только в тех природных местах, где растут их замечательные растения.
           Возвращались уже в сумерках, успев по ходу зайти в местную овощную лавку, где закупили фрукты на вечер. Я купил огромный ананас за 20 рублей на наши деньги! На этом дневные события закончились.

день седьмой,10 января

        Проснулся рано, но хорошо отдохнувшим,посмотрел матч испанского чемпионата, и потянулся на завтрак в местное гостиничное кафе,где с помощью двух-трех выученных слов объяснился с симпатичной синьорой на предмет, что желает кушать «руссо туристо». Омлет с помидорами, да булочка с кофе обошлась всего в 9 солей. Костя  меж тем объявил о походе за матрасами на местный рынок с их последующей покупкой, т.к. у шамана Бенхамина просто нет  спальников для всей нашей группы.
        На выходе из гостиницы нам предлагал ознакомиться со своим творчеством художник, ученик Пабло Амаринго, расположив свои произведения прямо на асфальте. Желающие могли за 100-200 долларов купить эти творения. Надо сказать,что картины были весьма высокого качества исполнения (на мой дилетантский взгляд),особенно,что касалось изображений природы. Фантасмагоричные произведения тоже были на уровне, но,конечно,слабее кисти учителя. Некоторые картины были тут же куплены нашими ценителями искусства.
        Затем,уже после удачных рыночных покупок,отправились на местное озеро "Yarinokoocha", образованное рекой Укаяли. По словам очевидцев, в этом водоёме водятся  дельфины, а уж рыбы вообще немерено. В качестве культурной программы предлагалось добраться на довольно экзотической моторной лодке до противоположного берега, где находится небольшой частный зоопарк и ресторан,в котором можно откушать фирменное блюдо - мясо крокодила. До озера добрались на мототакси, где нас поджидали многочисленные лодочники, наперебой предлагавшие свои услуги  перевозчиков за умеренную плату. Константин и здесь был как у себя  дома: его очень многие знали и свидетельствовали своё почтение дружескими рукопожатиями и выгодными предложениями перевозки.  Выбранная нами лодка имела своё собственное имя (равно как и все "суда" в этой прибрежной акватории),была деревянная, рассчитана человек на 15, с крышей,обитой оцинкованным металлом. Устроились с комфортом,мотор заведён,поехали! Погода была солнечная,с легким ветерком,лодка уверенно разрезала набегавшую волну,в перспективе были дельфины - романтика,да и только! Добрались минут за 20 до пункта назначения, и сразу отправились в зоопарк, где,кроме крокодилов,основной достопримечательностью была анаконда,с которой за небольшую плату можно сфотографироваться на память,что и было сделано братьями из Киева и молодоженом из Питера. Далее,конечно,ресторан с фирменным блюдом (на вкус мясо крокодила-нечто среднее между свининой и курицей),купание смельчаков в озере с пираньями - и обратно, на базу. По ходу увидели-таки дельфина,пристроившегося за проплывающей встречной лодкой. Через минут 40 уже подъехали к  гостинице "Antonio s",где на входе предлагали свои (собственноручно изготовленные) товары индейцы племени шипибо. Купил рубашку с символикой Аяваски,по размеру,подходящей по размеру,наверное, жене. Далее,отдых и сбор в 19.00 с последующей поездкой в деревню к шаману Бенхамину, с которым сегодня состоится очередная церемония Аяваски.
       К назначенному времени все были готовы и,прихватив матрасы, мы отправились на микроавтобусе в деревню индейцев шипибо. Немного заплутав в ночных деревенских дорогах,прибыли к дому Бенхамина. Не знаю почему,но по моим представлениям жилище должно было бы выглядеть несколько по-иному. А здесь помещение напоминало наш сарай для хранения сена, с крышей из пальмовых листьев,местами прохудившейся. Было по обыкновению темно,лишь где-то в центре одиноко горела  керосиновая лампа. Расположились вдоль стен,оставив свободным центральный проход. Мне выпала самая дальняя лёжка,так что в 2х метрах от меня располагалось семейство Бенхамина,отгороженное какой-то пленкой и всевозможными тряпками,коих было разбросано по полу и развешено по стенам великое множество. Из-за пленки периодически раздавался детский плач, а мимо нас постоянно ходили люди с фонариками (индейцы,надо полагать). Но эти мелкие неудобства не произвели на меня негативного впечатления,т.к. "настоящему индейцу завсегда везде ништяк". Через минут 20 пришел сам Бенхамин с напитком в 2х литровой бутылке,поздоровался с Костей и,возможно,с окружающими. Оперативность,очевидно,не входила в планы шамана,поэтому еще минут 20 он беседовал с соседями-индейцами.
    Но вот курандеро уже начал заговаривать Аяваску,что-то нашептывая, и через 10 минут первый стаканчик был отправлен по назначению.Я выпил обыкновенную дозу,не рискуя брать больше,т.к. не знал,какой силы Аяваска у Бенхамина. По вкусу она оказалась очень похожа на напиток Хуана,только консистенция несколько гуще. Мой сосед Дима не стал изменять своим правилам, и сразу хлопнул двойную порцию. Погасили лампу. Темнота. Я стал ждать... Жду-пожду - ничего! Бенхамин затянул икарос,но,по моему мнению, качество исполнения не дотягивало до уровня Хуана. Не слишком понравился  и тембр голоса. Но,повторюсь,это только моё мнение. У некоторых начался рвотный процесс. Я тоже силился это сделать,но ничего не получалось. В какое-то время я почувствовал изменения в моем сознании и с радостью подумал-началось! Но в это время  женщина из многочисленного семейства шамана решила поискать около меня какой-то утерянный в темноте предмет, при этом не забывая периодически освещать мне лицо фонариком и роняя, по мере продвижения поисковых работ, различные вещи. В общем шума было много . И то,что хотело начаться - отступило! Но я и здесь не стал унывать,помня слова Екклесиаста "... и это пройдет!". Подступившая было тошнота напрочь отступила, а внимание моё переключилось на проезжающих мимо дома мотоциклистов,лай хозяйских собак, музыку из соседнего дома и бесцеремонное передвижение и разговоры многочисленного семейства. В это время проявила себя (хотя вы уже угадали кто!) вышеупомянутая Лена,вернее, её второе "я", представляющее некоторый собирательный образ из мира животных. Немного поскулила,повыла,поговорила на каком-то неизвестном никому языке, и пошла,как у нее заведено, искать туалет. Сделать это было непросто, т.к. предварительная рекогносцировка на местности не была проведена, и Лена,натыкаясь на различные препятствия,неуверенно продвигалась к цели. Фонарик в ее руке опять выполнил уже знакомую мне лицевую подсветку,напомнившую армейский караульный устав,когда часовой на посту просит осветить лицо проверяющего.
      Не пытаясь далее войти в транс,стал ждать ее возвращения,памятуя о беспокойном уходе. Как ни странно,но Лена решила предпринять обходный маневр,войдя в"молоку"почти не слышно из противоположного входа. Меж тем на отдаленных от меня рубежах происходили весьма значительные события: Света (жена Игоря) плакала навзрыд,очевидно переживая какие-то неприятные жизненные моменты. Так я дождался второго акта церемониального действия - табачного. Все было так же,как у Хуана,только при этом я услышал от шамана ,что я - ворон, и он просил не забывать меня об этом. Может быть,мне это показалось(ведь испанского я не знаю), но запомнилось.
      После этого я подумал, что уж сейчас-то попрёт. И действительно, процесс пошёл! Только не у меня, а у Димы,который опять качественно приложился к тазику, подтвердив тем самым гегелевский закон диалектики о превращении количественных изменений в качественные,и наоборот. Я с грустью завидовал ему,безуспешно пытаясь изобразить что-то подобное. Но сегодня,видно,был не мой день,и кроме разболевшейся печени,ничего не ощущал. Пребывая в пессимизме,снова тщился погрузиться в другие миры, и даже ощутил вполне реальную вибрацию, сопутствующую этому процессу,но и здесь меня подстерегал облом. Какой-то мотолюбитель из числа присутствующих решил завести свой агрегат,который был припаркован прямо у входа. Получилось сие не с первого раза, а где-то с пятой попытки, после чего я окончательно понял, что испытать на этот раз действие Аяваски мне не суждено. К шаманскому пению присоединилась одна из его жен. Дуэт зазвучал гораздо интереснее, но у меня уже было одно желание - чтобы побыстрее всё закончилось. Затем были еще два подхода с "вдуванием",причем это делал кто-то из подручных Бенхамина, но разум на этот раз был просто в ударе,легко справляясь со всеми попытками "инородного" вторжения. Таким образом,по итогам третьей "игры" счет стал 2:1.
         Тут  Константин довел всем до сведения, что автобус через 15 минут подъедет и нам пора собираться.  С трудом вышел на улицу, испытывая огромные физические недомогания и желание больше сюда никогда не приходить. Хотелось побыстрее в гостиницу, помыться и лечь спать. Но автобус где-то потерялся и ждать его пришлось около часа. За это время многие делились приобретенным опытом, причем отзывы были самые различные: кто-то был в полном восторге, многие просто довольны, а кое-кому сие действие вообще ничем не понравилось. К последним относился и я, ибо кроме негативных ощущений на физическом и духовном уровне,ничего не приобрел. Вид мой (даже в темноте) был жалким. Сочувствующие советовали мне очистить организм принудительным образом,но и это не получилось. Оставалось одно - пропадать! Питерский Олег,приняв ударную дозу Аяваски (где-то вчетверо превышающую норму) тоже неуверенно ориентировался во времени и пространстве, поэтому присел на скамью и не поднимался до прибытия автобуса. Света (неразговорчивая) попросту улеглась на землю без лишних слов. Вторая Света излучала радость и делилась своим положительным опытом.Диме также церемония понравилась,особенно её целительно-оздоровительная составляющая. Лена (московская)была солидарна со мной,отмечая слабую организацию мероприятия и качество приготовленного напитка. Вот такие полярные реакции происходили после окончания церемонии.
    Долгожданный автобус всё-таки приехал, и я с трудом додержался до гостиницы,чтобы проверить на прочность водобачковый механизм в своем номере. Так закончился этот непростой день.

продолжение следует.