23. Моя мама

Тамара Белова
Два « политических» деятеля за изучением, о чём врут газеты. С соседкой.
Важно знать и болезни мамы. О том, что ноги, руки болят, это понятно. При той жизни, что прожила мама, было бы удивительно, если бы не болели. Руки у неё несколько раз отнимались. Первый раз после родов, когда она утепляла потолки. Потом она поехала к Борису, помочь нянчиться с новорождённым внуком Мишей. Но не смогла ребёнка вытащить даже из кроватки: вытаскивала зубами за пелёнку.
Дали ей путёвку на курорт в Ургучан. Мама была за всю жизнь только два раза на курортах. У мамы был сахарный диобед. Однако, она не пила таблеток и не принимала уколов. Мы с ней старались регулировать сахар в крови питанием.
Однажды у неё заболел большой палец на правой ноге. Я вызвала врача. Врач сказала, что надо мать везти в больницу на операцию. Мы знали уже, чем кончаются такие операции. В соседях умерла мамина подружка: вначале ей отняли палец на ноге, а потом и ногу. Соседка умерла. Я не повезла маму в больницу: мама сказала: « Зачем меня резать. Пора и умирать». Я стала её лечить сама: купила спирт, кусочек прополиса стала разогревать на водяной бане в оливковом масле. Вначале обрабатывала рану спиртом, а затем прикладывала масляный компресс. Итак, три раза в день. На обед приезжала с радиозавода, чтобы сделать компресс. Палец я маме спасла. Она ещё несколько лет прожила. Какая невестка бы стала так ухаживать? У меня вот нет дочери и надеяться мне не на кого. Под старость стала болеть печень. Умерла она от распадения печени. Кушать она уже ничего не могла. Только сядет за стол и скажет:
 « Спасибо, дочка, всё теперь у меня есть: комната, тепло, телевизор в комнате. На столе всё есть, да только я уже ничего не могу кушать. Пожить бы хоть немного»…Удивительная сила воли. Ночью стонет, натирается, чем нибудь. Уйду на работу и думаю: «Застану или нет живой?» Приду, а мама обед сварит. Да ещё и постирает. « Мама, как же ты это поднялась? Ведь всю ночь простонала». И скажет: «Болят руки, ноги, не знаю куда положить. Да если я сегодня не поднимусь, то и завтра не встану». Боялась, что будет мне обузой. Летом до самой глубокой осени жила на даче. Олег, мой внук, тоже постоянно был с ней. Она и в 92 не была обузой. Только слышать стала плохо. Я теперь сама слышу хуже. А тогда я позволила себе повысить голос на маму. Никогда не прощу этого себе. Приезжаю на кладбище и постоянно прошу прощения и плачу.
« Раскаянье приходит поздно у поросших маминых могил».
Я благодарна судьбе и братьям, что мама оказалась у меня. Ведь я уехала из родительского дома практически в 14 лет. Потом только на каникулы да в отпуск приезжала.
Мама ничего не написала о своих покойных детях. Старшая дочь Панночка, наверно, Полина, умерла от туберкулёза тазобедренного сустава: в школе её ударили дверью. Папа возил её в Кисловодск или в Железногорск на курорт. Но в 13 лет Панночки не стало. Мама о ней никогда не забывала. Говорила, что очень умная и работящая девочка была. Ходить не могла, так сидела, вышивала. Потом в промежутке с1931 по 1936 год умерли два сына. Звали их Борис и Пётр. Видимо, родители так любили своих покойных детей, что вновь назвали этими именами родившихся в 1940 и41 годах мальчиков вновь Борис и Пётр. Пётр не знал об этом или не понял и обиделся на меня: « Меня уже похоронили?». Как вы, мои братцы, мало общались с мамой!

  Продолжение:  http://www.proza.ru/2012/03/08/1108