15. Фома. 3

Тамара Белова
За свою трудовую жизнь отец был много раз отмечен знаками благодарности, но главную свою награду «Орден Ленина» не получил. Виной этому правдолюбие отца, на собраниях, что называется «резал правду матку», невзирая на личности. Только не всякий начальник оставит это без мести.
1953 году папе исполнилось 62 года, и он уходит на пенсию. Братья посоветовали родителям переехать на курорт Дарасун. Купили небольшой домик и перевезли родителей.
На курорте отец возглавил «Совет Ветеранов Гражданской войны». Дарасун стал местом сбора однополчан, друзей по партизанской и гражданской войне. Об этом свидетельствуют фотографии.
4 сентября 1960г курорт Дарасун.
 Отец, писатель Тугутов и однополчане по Гражданской войне. С права гл.врач курорта Серебряков.

На курорт приезжали и писатели: К.Седых, Тугутов, Балябин. Отец передавал им свои рукописи. Они вели долгие беседы на темы о гражданской войне. Практически папа должен бы быть соавтором этих произведений, но это было тогда не принято. В наше время всё делается за деньги.
Доживи отец до наших дней, когда идёт возврат к капитализации, он не понял бы этого. Что сейчас, на мой взгляд, разрушили один строй, а другой пока не создали. России не привыкать: «Мы весь, мы старый мир разрушим до основания, а затем»… Поживём, увидим…
Однако, речь идёт о человеке труженике, о человеке, видевшего в своей жизни такого, что не всякий способен выстоять, не сломаться. А ещё остаться жизнелюбом, весельчаком, песенником, поэтом. Человеком он был очень опрятным. К вещам относился бережно. Всегда при галстуке. Аккуратные усики. Походка казалась не торопливой, но ходил очень скоро. Удивительно, обувь изнашивал ровно всю подошву. Ни скошенного каблука, ни сбитого носка. Заложит руки за спину и так прямой 
Встреча партизанских командиров с писателями на курорте Дарасун
походкой быстро идёт, не догнать. Перед вами творчество папы, мы ничего не изменяем, чтобы было наглядно.
.
Я уже упоминала,что отец будучи на пенсии, вёл активный образ жизни.До конца своих дней оставался организатором.

Ниже привожу копии с рукописей отца. Бумага старая, но прочитать при желании можно.
Пройдя такую, полную боли и страдания жизнь, папа не курил. Иногда в тяжёлую минуту закурит, а врач скажет: « Вениаминович, вам нельзя курить!» На что отец ответит: «Нельзя, так нельзя» и бросит папиросу.
В 1953 году папа проглотил свой зубной протез. А случилось это так: протез лопнул, в районный центр поехать надо время. Да и не сразу сделают: это не в наши дни - в любом городе или селе, пошёл и сделал. Папа всё же умудрялся с ним жевать. Но однажды произошло не поправимое: с хлебом он его проглотил. Протез застрял в гортани. Поранил весь пищевод. Мама спасала отца тем, что давала ему постоянно сливочное масло для смазки пищевода. Прилетел вертолёт, и отца положили в одну из лучших больниц Читы. Профессор Коханский под рентгеном вытащил через гортань смонтированным им механизмом. Всё обошлось. Сейчас, я думаю, был бы рак пищевода или гортани. Мама очень следила за питанием отца. Она в прямом смысле спасла его.
 Семья у нас была большая - 8 человек. Отпуск каждый старался провести у родителей. Как бы далеко мы ни жили. Я с Урала через 2-3 года обязательно приезжала с детьми. Несколько раз и с Николаем приезжали. Как проходили эти встречи, описал Георгий, Я повторяться не буду.

 Опишу ещё один случай, как отец перенёс операцию аппендицита. На руднике не было больницы. Только амбулатория и была
я. Мама, отец, Зинаида, Полина, Пётр
одна женщина, называли её фельдшером, как тогда называли деревенского доктора. Какое у него было образование, кто его знает? У папы вдруг начались рези в животе. Врач не могла определить, что с ним было. Вызвала скорую помощь из районного центра. Агинск в 25 километрах. В Агинск приехали уже к вечеру. Пока его осмотрел дежурный врач, вызвали хирурга,  прошло много времени. Отец лежал в коридоре (мест не было в палатах). У него в животе забурлило. И он сказал маме: « Поезжай домой. Мне легче». Мама пошла к врачу сказала, что у него что-то забурчало в животе. Тут врачи засуетились. Оказывается, лопнул аппендицит. Времени уже 23 часа.. Электростанция подавала электричество до 23часов. Пришлось зажигать свечи и при них вести операцию. Перемывали все кишки. Операция окончилась к утру. Папа пролежал в больнице месяц. Я приходила к нему после уроков ежедневно...Училась я уже на втором курсе. Мама тоже приезжала. Состояние отца было очень тяжёлое. Порой казалось, что он не выживет. Но папа хотел жить. После выписки из больницы, он ещё долго был слаб. Только благодаря беззаветной преданности мамы, её вниманию к папе, папа выжил в очередной раз.
Папа все важнейшие события отражал в стихах.


 Продолжение  http://www.proza.ru/2012/03/02/1284