Что для меня свобода

Француженка Амели
                «Для свободных - все высоты достигаемы.»
                (М. Горький.)

Я, как и многие,  часто употребляю в своей речи фразу «я свободный человек», обычно это относится к ситуациям, когда меня пытаются заставить сделать что-то против моей воли или припугнуть тем, что я кому-то что-то должна. И эта фраза так легко вылетает из моих уст и звучит настолько убедительно, что разбираться в ее сути вряд ли кто-то захочет или даже, правильнее сказать, рискнет, собственно, не вдаюсь в ее глубинный смысл и я. И это зря, потому что на самом деле, как бы часто я не характеризовала себя, как свободного человека, я честно и искренне признаюсь, что не понимаю полного значения этого необъятного чувства – свободы.
Когда я читала Ницше, я поняла для себя, что свобода – это твердое понимание, что тебе нужно, кто ты и зачем ты. Но к этому могут придти не многие, потому как для истинного понимания всего вышеперечисленного нужно пройти величайший путь, познать мир и себя, отстранится от людей, почерпнуть лавины знаний и выбрать из этого потока только то, что близко твоему внутреннему «Я». Лишь потом ты сможешь возвратиться в мир людей, наполненный внутренним знанием, уверенностью и смыслом. Это и есть свобода по Ницше, как я ее поняла – становление личности. Я согласна с его точкой зрения.
Так же еще мне кажется, что свободен человек, который смело глядит в лицо трудностям и проблемам, не зацикливается на них, а попросту решает, не делая из них культ или вселенскую катастрофу. То есть пройдя путь от простого к сложному и вновь к простому, мы обретаем свободу.
Свобода так же, на мой взгляд, это добровольное принятие некоторых ограничений этой самой свободы. Например, мы не можем назвать себя полностью свободными гражданами – у нас есть государство, правилам которого мы добровольно подчиняемся, потому как в обмен на это власть держит над опеку – охраняет, выделяет средства на существование и тому подобное. Конечно, разговор о свободе человека в своем государстве – вещь очень не простая. Потому что до идеального аппарата власти нам еще жить и жить, а то, что присутствует на сегодняшний день – есть подмена свободы, манипуляция верхов над низами. Правда, низы, понимая, сами же добровольно соглашаются, значит можно сделать вывод, что данный тип свободы их совершенно устраивает. Хотя, естественно, нет, но, в общем, человека никогда ничего не будет полностью устраивать, поэтому о свободе нужно рассуждать не субъективно, а объективно, дабы свобода у каждого своя. Для одного свобода – это просто иметь свою квартиру, машину и другие блага цивилизации, для другого держать под боком свой клочок земли и трудится на нем, а для третьего свободой может быть вообще право на преступление. Но последние – это вид, выпадающий из системной нормы, люди, который путают свободу со вседозволенностью, перешагнувшие грань, которая очень четко прочерчивается, и главное – эту грань иметь в себе, чувствовать ее. В человеческой душе она именуется совестью, чувством долга, понимаем, что такое добро. Но вернемся к свободе.
Свободу можно трактовать как «что хочу, то творю». На самом деле, первое приходящее на ум при слове «свобода» - это отшельничество, отсутствие ответственности за кого-либо, жизнь одним днем, по правилу «будет день – будет пища», но свобода ли это? Существование вне людей, вне правил, вне цивилизации. Это скорее не прикрытый  эгоизм, когда человек просто не желает причинять себе боль, другим, кстати, тоже, хочет лишь быть для себя. Эгоизм – это ведь тоже некоторая разновидность свободы. Но такой человек будет страдать от одиночества, даже больше, он будет заложником своего одиночества, потому что, чтобы он ни говорил о том, что в любую минуту он сможет найти себе близких людей, друзей, которые не оставят его никогда, он не сможет этого сделать, потому что оковы его «свободы» не позволят ему данного шага. Так мы пришли к выводу, что это не только не свобода, но даже отсутствие ее в некотором смысле.
Получается что, человек вообще не имеет свободы в этом мире так же как и права выбора? Наш мозг находится под влиянием СМИ, интернет-ресурсов, мы мыслим порой шаблонно, иногда яро за что боремся или же порицаем что-то, не понимая на самом деле, почему мы это делаем. Человек окутан огромный вакуумом, который давит на него со  всех сторон, не дает свободно вздохнуть и порой уже не понятно, а моя ли это мысль зародилась или же просто всплыл очередной пласт поглощенной информации? Чтобы избежать подобных мыслей, мне кажется, нужно больше размышлять, анализировать и не торопиться. Не гнать 200 км по встречке, не ощущая земли под ногами и не думая о своем завтрашнем дне, а оценивать все происходящее вокруг и себя в этом происходящем, а всю полученную информацию пропускать через свой внутренний фильтр и примерять на себя, не обращая внимания на моду, только на свой внутренний голос – что он говорит – верна истина или же ложна? Таким образом, я практически возвратилась к точке зрения Ницше, только в моей позиции не обязательно уходить от людей, наоборот, их нужно познавать, перенимать их опыт, но не копировать кого-то, а оставаться самим собой, хотя это на самом деле достаточно сложно. А еще нужно развиваться. Развиваться духовно, расти, укреплять свои мысли, свои чувства. Самое главное, нужно ощущать себя свободным, ощущать, что ты можешь все, что этот мир открыт для тебя. Не ставить запреты, не говорить, что не можешь чего-либо. Только человек, остро ощущающий свободу в своей душе, будет свободен и внешне. Конечно, я не о поверхностной свободе, при которой я могу говорить, что угодно, какие угодно гадости про своих окружающих им в лицо, ни про свободу, когда я могу напиваться, как последний алкоголик в ночном клубе, вытворяя какой угодно беспредел, утверждая этим самым какой же я свободный человек. Нет. Как раз наоборот. Своей свободой человек должен воспитывать себя, иметь вкус и не заходить за границы. Границы своего здравого смысла и совести, как я уже писала выше. А трудности и препятствия, которыми полна наша жизнь – это еще одна ступень к свободе. Нельзя же уходить от обязанностей, от своего долга, это не показатель свободы, это лишь говорит об уровне лени и малодушия. Жизнь нас закаляет, и пройдя все ступени и испытания мы можем назвать себя свободными. Это как в любой игре – мы имеем право на любой шаг в границах правил, которые нам диктуют. В нашем случае их диктует жизнь. А уход от реальности и ответственности – это трусость. Трус же не может быть свободным, потому что он вечный слуга своего внутреннего страха. Только сильный человек свободен.