Правдивая история о Святополке. Эпизод 45

Алексей Сергиенко 2
Угрин в Польше. 1043г.

И без милости прободено бысть чьстьное и многомилостивое тело святого и блаженааго Христова страстотьрпьца Бориса насоуноуша копии оканьнии Поутьша, Тальць, Еловичь, Ляшько. Видевъ же отрокъ его, вьрже ся на тело блаженааго, рекыи: да не останоу тебе господине мои драгыи <...> Бяше же сь родъмь оугрин, имьньмь же Георгии, и беаше възложилъ на нь гривьноу златоу и бе любимъ Борисъмь паче меры [Усп. сб., с. 48].

И се нападоша на нь, акы зверье дивии около шатра, и насунуша его копьи, и прободоша Бориса и слугу его, падша на немь, прободоша с нимь: бе бо сьи любимъ Борисомъ; бяше бо отрокъ сь родомъ оугрин, именемь Георгии, его же любляше по велику Борисъ, бе бо възложи на нь гривьну злату [Ип., 120].

Вот тебе и все упоминания в летописи про брата Моисея Угрина Георгия-по крайней мере, того самого очевидца, кто может в полной мере указать источник своей осведомленности- подумал Лесь.  Про самого Моисея Угрина и про причины его чудесного спасения от асассинов ни слова не приводится ни в одном из источников. Обстоятельства его непонятной отлучки с места происшествия точно в момент преступления весьма подозрительны. Война на то и война, что одна на всех, а судьбы у всех разные. Кто-то остался невредим, а кто-то остался навек молодым. Моисей причислен к лику святых  и причины его почитания –в его деяниях- поступках,  в его выборе а не в свидетельствах об обстоятельствах ночи 24 июля 1015 г.

Досье, составленное Димитрием Ростовским «Житие преподобного отца нашего Моисея Угрина» было бесстрастным-но содержательным и остросюжетным:

«Моисей Угрин— монах Киево-Печерского монастыря, православный святой, почитается в лике преподобных. Память совершается (по юлианскому календарю): 26 июля и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер). По происхождению венгр, в молодости вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса. При его убийстве в 1015 году на реке Альте уцелел и один только спасся из всей дружины- скрывался у Предславы, сестры Бориса».

После того, как явился к ней с вестью об этом ужасном происшествии,  Предслава тотчас послала в Новгород сообщить о случившемся своему единоутробному брату Ярославу, чтобы он мог избежать участи Бориса и братьев. "Отец умер, — извещала она, — а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, послал и на Глеба, берегись его".  При взятии Киева в 1018 году польским королём Болеславом был взят в плен. Согласно предположению польского историка Г. Лябуды в Киеве захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько ее сестер) жили во дворце на Ледницком острове. Здесь также располагалась церковь, где служил Анастас Корсунянин- стало быть, Моисей при Предславе в составе духовных лиц и находился там во время интервенции. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав Храбрый сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Краков (Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/ Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том IV. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М., 2010. С. 328). После этого в летописях Предслава не упоминается.

«Угрин также в числе пленных был отведён Польшу, где был выкуплен знатной вдовой-полькой, которая пыталась совратить юного Моисея».

А почему тогда Моисей Угрин оказался в Польше не по программе защиты свидетелей- как брата убитого Угрина Бориса, ему не было предоставлено политическое убежище от юридического преследования? Почему такая разница в статусе? Статус не свидетеля –а интернированного, трофея, военной добычи. Значит, он представляет политическую фигуру-политическую угрозу-вызов всей системе-а не лицо, в котором заинтересована правоохранительная сфера и система правосудия, чтобы дать ценные и правдивые показания. Ему есть причины опасаться за свою жизнь. Угроза-именно те силы, которые привели Ярослава во власть и позволили ему утвердиться-или может он не чувствовал себя защищенным в Киеве. Здесь ему больший режим благоприятствования или тяжело переносит смерть родного брата-что нет покоя на этой земле-и денно и нощно-что раны солью посыпать-мысленно возвращаться к событиям той ночи. Угрин был единственный выживший из дружины-который все видел лично  и именно благодаря ему мы отчасти знаем, как сложились последние минуты Бориса. Настолько ценный свидетель- а его показания не были зафиксированы и подробно детально изучены. Какая процессуальная небрежность! Какое попустительство к следам преступления- как будто кто намеренно делал все возможное чтобы утратить следы преступления и сделать установление истины по делу и изобличение виновных заведомо непосильной задачей.

«Жена та, получив власть над ним, без всякого стыда влекла его на неподобное дело. Освободив от оков, она одела его в дорогое платье, кормила изысканными кушаньями, и, похотливо обнимая его, понуждала к соитию. Блаженный же Моисей, видя неистовство женщины, ещё более прилежал молитве и посту, предпочитая из угождения Богу сухой хлеб и воду, но с чистотою, дорогим яствам и вину, но со скверною. И тотчас же совлекши с себя красивые одежды он, подобно Иосифу, избежал греха (Быт.39), ни во что поставив удовольствия мира сего. Вдова продолжала убеждать Моисея, объявляла его прилюдно своим мужем, её приближённые уговаривали его покориться и стать «господином над всем домом её». Моисей неоднократно отказывался и тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю Болеславу за советом, как ей поступить с Моисеем. Король призвал их к себе, попытался уговорить его вступить с ней в брак и, услышав отказ, указал вдове: « поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она ещё раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его оскопить».

Моисей сам претерпел- уцелев –сам пострадал за веру, за убеждения, за принципы, за «несговорчивость». Страдание –собственный выбор. Осознанный. Недавние события его жизни- настолько болезненны и трагичны-что невольно затмевают имевшие место в его жизни роковые события- связанные с княжеской усобицей-но они, несомненно, отошли на второй план.