Так случилось, что благодаря кинорежиссеру Галине Евтушенко я познакомилась с прозой двух невероятно одаренных и интересных авторов - матери и дочери - Лины Войтоловской и Натальи Небылицкой.
Ни Лины Войтоловской, ни Натальи Небылицкой уже, к сожалению, нет на свете, но их произведения удивительным образом передают читателю суть их натуры - и творческой, и человеческой.
Роман Натальи Небылицкой "Бал бесноватых" - это своеобразный групповой портрет в интерьере эпохи начала девяностых годов двадцатого столетия. Судьбы таких разных по характерам и вопсприятию жизни героев романа неожиданным образом оказываются тесно переплетенными друг с другом и ломаными линиями очерчивают непростую, сюрреалистичную картину этого времени. Они живут и действуют рядом с очень узнаваемыми персонажами политикума начала и середины 90-х. Они оказываются втянутыми в обстоятельства, которые эти персонажи создают, не ведая о том, как скажутся их действия на судьбах простых людей.
В "Бале бесноватых" есть все, что свойственно настоящей хорошей литературе: и портрет времени, и лихо закрученный детектив, и нежная история сложной любви взрослых людей, которые обретают друг друга среди обломков уходящей жизни. Прекрасный язык, отстуствие нагромождения ненужных деталей, четкие контуры сюжета - все это делает книгу Натальи Небылицкой не просто интересной, а вызывает желание читать и перечитывать снова и снова.
Читая книгу Лины Войтоловской "...И всю жизнь", открываешь для себя целый мир, где каждый герой каждого нового рассказа - это целая Вселенная.
Все собранные в сборнике "...И всю жизнь" рассказы - это, скорее, очерки о людях и их судьбах, очень напоминающие легкие и четкие офорты. Именно словно художник скрупулезно выводящий тонкие линии офортов, стараясь до мелочей передать натуру на листе бумаги, вырисовывает Лины Войтоловская образы и главных героев, и второстепенных персонажей, и все, что их окружает.
Интересно, что все герои прозы Лины Войтоловской имеют общие черты.
Как правило, это - удивительно цельные, самостоятельные люди вне зависимости от своего возраста.
С ранних лет они, сталкиваясь с суровыми реалиями жизни, не уклоняются от испытаний, которые посылает им судьба, а смело и решительно идут им навстречу и всегда выходят победителями над теми обстоятельствами, в которых оказываются.
Все они очень правдивы и не терпят лжи, фальши, несправедливости, но при этом невероятно добры к окружающим их людям и готовы прийти на помощь и найти выход из сложной ситуации. Такова, например, хирург Вера Николаевна из рассказа "Пейзаж без теней":
"...Вера Николаевна была до скрупулезности справедлива. Больше всего она боялась обидеть человека зря - неважно, был ли это взрослый, или маленький ребенок... И остро до болезненности ненавидела ложь".
Трепетно, но без показных жестов и деланых эмоций оберегают они тех, кто рядом с ними, как, например, братья Андрей и Валерий из рассказа "Старший брат".
Характерная деталь: персонажи Лины Войтоловской умирают от болезней сердца, потому что именно через сердце свое пропускает каждый из них и свои переживания, и чужую боль, воспринимая ее, как свою собственную.
Наверное, поэтому в героях рассказов Лины Войтоловской нет ложного пафоса. Их характеры описаны правдиво, без прикрас. И именно этим они и хороши!
И еще они, как правило, очень одинокие, не познавшие счастья юной или взаимной любви. Хотя некоторые из них находят свое позднее счастье, как Василий и Клавдия из рассказа "Пассажирский вагон". Или остаются счастливы тем, что имеют, не претендуя на щедрое вознаграждение от жизни за пережитые годы одиночества, потерь и разочарований - такова, например, Софья ("Сватовство").
Мудрая, тонкая, очень философичная проза Лины Войтоловской и не менее правдивая чуть ироничная проза ее дочери Натальи Небылицкой способны доставить даже самому требовательному читателю самое настоящее удовольствие.