Японская айва

Людмила Москвич
     В обеденный перерыв я любила прогуливаться  по дендропарку. Дендропарк примыкал к двухэтажному зданию столовой, где я обедала и зданию конструкторского бюро, где я работала. И все это было на территории НИИ Орошаемого земледелия МССР. Парк занимал большую территорию и поражал многообразием деревьев и кустов со всех концов света. Богатейший розарий, большая коллекция сортов сирени, заросли пионов всех сортов и оттенков. Разноцветные клематисы и цветущие крупными оранжевыми цветами лианы  кампсисы. Территория парка была закрыта для свободного посещения, поэтому в парке было пустынно. Провести в парке полчаса обеденного времени было весьма приятно.
 
     На этот раз я направилась к одному замечательному кусту, который поразил мое воображение весной. Тогда я еще издали увидела огромный куст, диаметр которого был метра полтора и такой же высоты. Он располагался на зеленой лужайке и весь просто пылал ярко – алыми крупными цветами. Я такого чуда еще не видела. При ближайшем рассмотрении я увидела, что его густые тонкие ветки покрыты колючками, ветки, как пучок цветов в букете, тесно вылезают из земли и топорщатся в разные стороны, образуя  сферу, просто усыпанную    цветами, похожими на цветы яблони, только более насыщенного, яркого цвета. Цветы тесно сидели на длинных ветках. Весь куст, казалось, пылал, как костер.

     Теперь мне захотелось посмотреть, как выглядит тот памятный куст осенью. Куст, и сейчас, был наряден. Ветки его были покрыты темно зелеными жесткими листьями и просто облеплены зеленовато-желтыми плодами, размером с некрупное куриное яйцо. Я попыталась оторвать плод от ветки, но это мне не удалось. Плод был твердый и как будто приварен намертво к ветке, да еще вокруг топорщились колючки. Похоже, что плоды несъедобны, решила я.  Это просто декоративное  растение. И мне захотелось иметь такое на даче. Я представила, как будут удивляться соседи, когда у меня под окном зацветет такое чудо! И тут мне, как по мановению волшебной палочки, повезло. На самой кромке асфальтовой дорожки торчал небольшой росточек со  знакомыми листочками.  Он был размером с карандаш. И я решила его выкопать, но чем? В сумочке нашлась шариковая ручка, но она быстро сломалась. На счастье, был еще и довольно большой  ключ от кабинета. С его помощью мне удалось расковырять мокрую от недавнего полива землю, и осторожно вытащить из земли длинный корешок.

     Так у меня появился на участке новый жилец, пока еще безымянный. Я его окружила заботой и любовью и через три года он впервые зацвел. Это уже был пучок колючих ветвей метровой длины. И самое главное, я уже знала, что имя его – японская айва. А осенью ветки, облепленные желтыми плодами гибко склонились до самой земли. В октябре плоды стали осыпаться на землю, но по-прежнему они были твердые. По форме они напоминали айву, но были очень твердые («неукусаемые»), кислые, как лимон и очень  душистые, как настоящая  айва. Но что с ними делать я еще не знала. Они лежали у меня в комнате на большем блюде и источали божественный аромат. Все, кто заходил ко мне в гости, с удивлением интересовались, что это за фрукт и с чем его едят. Но, этого я не знала. Вся квартира пропиталась запахом этих  плодов, но мягче они не становились. И тут мне опять повезло.

     Пришел очередной журнал для садоводов-любителей, а в нем статья про японскую айву. Так я узнала биографию и настоящую фамилию моего дачного жильца. Оказалось, что это растение знали еще 4 тыс. лет назад. Растет оно на горах Японии и Китая. Название его -  хеномелес  японский. Кроме того, что это прекрасное декоративное растение, плоды его обладают лечебными свойствами, чем и пользовались с незапамятных времен китайцы и японцы. А уж китайцы и японцы в этом деле понимают!  К тому же растение совершенно не требовательно к месту произрастания, жароустойчиво и морозоустойчиво, не подвержено  болезням.  И содержание витамина «С» в два раза больше, чем в черной смородине и лимоне. И еще его называют – северный лимон. И я, естественно, загорелась идеей размножить  этот северный лимон и научиться его перерабатывать. Оказалось, что семена надо сажать сразу после их выделения, в октябре месяце.  Что я и сделала, а весной появились дружные всходы, которые к концу сезона были высотой 15-20 см. Часть саженцев я раздала соседям, а остальные остались расти вдоль забора, образовав непреодолимую колючую ограду. А через три года осенью я уже собрала два ведра ароматных плодов. К этому времени я уже знала, что делать с этим урожаем.

     Этими знаниями я с удовольствием поделюсь с Вами. Читайте миниатюру «Северный лимон».