Сен-Луи

Гордеев Роберт Алексеевич
        Недавно были с женой на концерте саксофониста и бэндлидера Игоря Бутмана и очень остались довольны; действительно, небывалый музыкант-виртуоз. Среди произведений, исполненных оркестром, был и «сан-луи блюз»; с удовольствием выслушали интерпретацию. Первое, слышанное когда-то его исполнение, конечно, не помню, зато хорошо помню песню на эту тему…
        Вот написал, а из памяти сразу же полезли сороковые-пятидесятые и всё то, что окружало тогда:
        - «великие стройки коммунизма» – Волго-Донской канал, каналы Туркменский и Северо-Крымский (вместе с Каховкой), Сталинградская и Куйбышевская ГЭС, лесополосы большие и маленькие – всё это изображённое на большущей карте страны и на её фоне – фигура Вождя в белом кителе с одинокой медалью Героя соцтруда на груди;
        - постановления «о журналах «Звезда» и «Ленинград»», «о кинофильме «Большая жизнь»», "об опере Мурадели «Великая дружба»";
        - борьба с «безродными космополитами»;
        - борьба за приоритеты (господи, где только ни был он, наш русский приоритет!) – тут тебе и вдруг появившиеся закон Ломоносова-Лавуазье, и Ползунов, и «дуга Петрова», и Ладыгин, и «русский Шиллинг» и всё-всё-всё! И, как следствие – передаваемое шёпотом из уст в ухо и наоборот: «Россия – родина слонов!»;
        - постановление «о формализме в музыкальном искусстве» (или как оно там называлось?) – и сразу явление «эстрадных оркестров». Леонид Утёсов как-то посмел громко сказать «девичья фамилия «джаз»» - ничего, сошло, не репрессировали! Смутно помню фразу из одной критической статьи, что-то вроде «они пытались своими саксофонодубинками заглушить великих Глинку и Чайковского». Стоп-стоп-стоп! Это не статья, а карикатура Бориса Ефимова в журнале "Крокодил": своей "саксофонодубинкой" омерзительный человечишка замахивается на портрет Чайковского;
        - на танцевальных площадках, в молодёжных клубах исчезли из репертуаров оркестров все танго, фокстроты и блюзы, вся эта «идеологическая диверсия». Мы тогда ходили на танцы в «десятку» (клуб им.10-летия Октября), в «Большевичку», в «камень» (мраморный зал дворца культуры им.Кирова – совершенно роскошный танцевальный зал!) «капрашу» (клуб им.Капранова), в «карлушу» (клуб им.Карла Маркса), и откуда-то всегда бывало известно, где и сколько раз за вечер – два или три? – исполнят эти «буржуазные» танцы;
        - а сами незабвенные эти танцы!... Возможно, Сухорукий видел в юности, как буржуйские девочки танцуют бальные танцы (у них-то в Духовных семинариях танцев не было!). И нам, советской молодёжи, велено было разучить "бальные танцы" - конечно же не всем, только желающим пообщаться с противоположным полом! - это чтобы красиво умели! И в разных "школах" и "кружках" бального танца (а учились-то все в общеобразовательных школах, устроенных по половому признаку - мужских и женских!) обучали мОлодежь этому искусству "бального танца"... Перечислю их, танцы эти, сколько смогу: русский бальный, венгерский бальный, па-де-патинёр, па-зефир, па-де-катр, па-де-грас, полонез, краковяк, молдаванеску (или молдавеняска), мазурка... И чередой, друг за другом шествовали по танцзалу пары (в основном, девические); мы же, парни, стояли независимо возле стен, пытаясь не дать дорогу своему чисто мужскому интересу, возбуждению, а мимо шли эти девические пары, скромные внешне, в колышащихся юбках, в колышущихся на груди кофточках, с обнажёнными до плеч руками, каждым своим телодвижением возбуждавшие зрителей-парней... А непременные танцруководители (-льницы) внима-ательно следили, чтобы никто не "линдачил", не пытался под "бальную" музыку изображать "буржуазные" тлетворные танцы, чтобы тела юных - ни-ни! - не коснулись друг друга иначе, чем рукой...
        - а ещё - комсомольцы, обстригающие прямо на улицах "канадские коки", отрезающие ножницами брючины-дудочки у стиляг;
        - и проработки на комсомольских собраниях за чтение "Двенадцати стульев";
        - а вскорости – повсеместное изучение великих творений Корифея «Экономические проблемы социализма» и «К вопросам языкознания (ответ товарищам)» - со сдачей экзаменов!
        - всеобщая и лукавая борьба за мир, подписи под Стокгольмским воззванием;
        - война в Корее – сначала «мы – их», потом «они – нас», потом… И так два с половиной раза (бедные корейцы!) ходили туда-сюда вплоть до Пханмыньчжона (или как он там?). Именно тогда появился первый анекдот про то, как лесник «выгнал всех к е… матери» (и красных и белых!), потом - первые анекдоты про Василия Иваныча, а потом уже, потом - в помощь Ким Ир Сену возникли «китайские народные добровольцы» и лётчики с фамилиями типа Ван-ю-шин;
        - и вдруг появилась девичья причёска под именем «венчик мира» в поддержку борьбе за мир;
        - потом - как альтернатива! – причёски «лошадка хочет писать» и «я у мамы дурочка»…
        - это потом уже, позже появились им всем на смену «полюби меня, Гагарин» и «колокол» на громадном начёсе;
        - а первые долгожданные первые мои выборы (выборА, а не вЫборы) сорок девятого года! Кандидаты: И.В.Сталин в Совет национальностей и почему-то срочно принятый в ВКП(б) Шостакович – в Совет Союза (или наоборот? – да какая разница!), всё равно альтернативных кандидатов не бывает! Играет музыка, все приходят с детьми, они опускают бюллетени, слёзы умиления… И кто там будет избран – хрен бы с ним! Ни тебе ущемления прав, ни «вбрасывания»…
        - и разве забыть еженедельные политзанятия?
        - и чувство омерзения, когда приходилось делать доклады на 7 ноября или 9 мая с обязательным упоминанием, что советские люди боролись за счастье трудящихся и не просто за Россию, а за Советскую Россию;
        - а ещё по радио и в газетах - медоточивые репортажи про колхозы-миллионеры;
        - их укрупнение;
        - потом разукрупнение;
        - знатные доярки…

        Так вот. Среди молодёжи самой популярной песней и была та, на мотив «Сан-Луи блюз»: 

                О, Сен-Луи, колхоз-миллионер!
                С тебя другие берут пример!

                Как Сен-Луи и Лос-Анжелос
                объединились в один колхоз!

                Не плачь, Маруся, слезу со щёк сотри –
                найдёшь ты счастье в колхозе Сен-Луи.

                Дворцы построим, каналы проведём!
                Красуйся вечно, над Волго-Дон!

                Изба-читальня, сорок второй этаж –
                там «русский бальный» лабает джаз!

                Колхозный сторож Иван Кузьмич
                в защиту мира толкает спич.

                Колхозник Джон купил трамбон –
                в защиту мира лабает он.

                Мы все за мир, никто не тронет нас,
                а те, кто тронут, получат в глаз!

                Мы все за мир, никто не тронет нас!
                В защиту мира лабай, мой джаз!
       
        На частных квартирах играли, хрипели патефоны на «костях» - на кустарно изготовленных пластинках из рентгеновской плёнки (ах, как чудесно Филиппенко изображает этого стилягу и то время!): «вади-дуди-дади-дуди», «баб-ю-ба»…
        Конечно же, каждому поколению – своё! И подозрения в нечестности и подтасовках тоже свои каждому поколению. И убеждённость в способах достижения правды… Уверен, что те, кто рвал на себе тельняшки на митингах в семнадцатом-восемнадцатом и кричал «мы – за власть советов!» и в дурном сне не могли представить, какой кровью обернётся их стремление к всеобщему равенству, их правдолюбство.
        Внимательно слежу за тем, что происходит в ящике и интернете, но пока не уловил, что же нового, позитивного предлагают радетели типа В.Рыжкова (всегда очень уважал его!) и этих – скороспелых Навального и Удальцова. Неужели же не понятно, что политика это не выкрики и матершшина на эстрадах, а то, что человек может предложить, как надо поступать. Хотя бы в случае, когда надо решить, кому отдать предпочтение, кому помочь – пьющей ли матери-одиночке или многодетной беременной женщине? А деньги-то, средства есть только для одной…
        Музыка – музыкой, правда – правдой, попса - попсой! И – «вор должен сидеть в тюрьме», это тоже истина, не требующая доказательств! Но при всём моём отрицании современной попсы, мне очень интересно, что же из сегодняшней жизни останется в памяти у людей. Только ли хриплые митинги на Болотных или ещё что-нибудь, вроде завидневшегося вдруг на горизонте призрака кровавой гражданской войны?...