Событие

Валерий Штыров
 Событийная онтологизация логики
 карта
               
  01 Событие
    Событие.
    Что мы можем понимать под событием? Вообще, что мы определяем как событие? Во всяком случае, здесь уже есть одна вещь: то, что мы это делаем, то есть что мы нечто определяем. То есть есть то, что определяет что-то другое. Иначе: изначально существует отношение между тем, что нечто определяет, и тем, что им определяется. Значит также, что то, что определяет, характеризуется вектором, которым определяется также выбор  объекта определения.
    Можем ли мы сказать, что объект определения способен к определению? Да, мы, определяющие,  обладаем способностью определять также и себя. Но всякий ли объект способен к самоопределению? И, далее, всякий ли объект способен вообще к определению? И связаны ли  между собой способности определения и самоопределения объектов? Да, связаны, и именно потому, что для определения чего бы то ни было необходима внешняя и внутренняя среда определяющего, и двойственность внешнего и внутреннего позволяет определять одно через другое, одну сторону через другую, чем порождаются два противоположные отношения в зависимости от того, что берется в качестве образца, или критерия определения. Именно,  либо внешнее определяется по отношению к внутреннему, либо внутреннее определяется по отношению к внешнему. Но что является целью этих взаимных определений? Их целью является взаимное в общем случае приведение сторон в соответствие друг к другу, а в частном случае приведение одной стороны в соответствие с другой. Т.о., всякое определение характеризуется, во-первых, вектором, которым определяется объект определения, и, во-вторых, цель, которая имеет ввиду приведение одной стороны в соответствие с другой, внешней с внутренней либо внутренней с внешней.
    Все ли объекты обладают способностью к определению? Считается, что нет. Считается, что свойством определения обладают живые системы, и этим свойством не обладают не живые системы. Способность живых систем к определению называется свойством субъективности. Итак, субъективность способна к определениям, не субъективность не способна к ним. Субъективность обладает той или иной формой осознания, не субъективность не обладает.
    Какова механика определений? Механика определений состоит в том, что одна сторона, внешняя или внутренняя, действует на другую, внутреннюю или внешнюю, вызывая в ней изменения, которые фиксируются субъективностью как целым. Либо исходное состояние системы, либо результат воздействия на неё фиксируются в качестве цели, или образца состояния системы, и субъективностью возникшее различие между образцом и противостоящим ему состоянием рассматривается в качестве рассогласования, то есть в качестве отрицательности, которую необходимо устранить.
    Воздействия на систему носят, в общем случае, временный, импульсный характер. Импульсы обладают различной степенью длительности. Тогда реакция субъективной системы в зависимости от того, какая из сторон противоположности принимается ею в качестве истинной, будет направлена либо на устранение воздействующего на неё импульса, либо на продление воздействия.
   
    Отношения между внутренней и внешней средой субъективной системы состоят в том, что доминирующие воздействия внешней среды определяют структуру внутренней среды субъективной системы, то есть внутренняя среда субъективной системы приспосабливается к внешней среде как определяющей структуру  субъективной системы и тем самым представляет собой его субъективное отражение, которое, в свою очередь, обращается на внешнюю среду, обеспечивая её стабилизацию по отношению к внутренней. В этом проявляет себя закон асимметрии в отношениях внешней и внутренней сред субъективной системы.
    В отличие от субъективных систем неживые, то есть не обладающие свойством субъективности системы не обладают свойством приспособления к внешней среде. Они тождественны с нею. Внутреннее и внешнее в них ими не различается.
    Итак, мы исходим из первого важного деления систем природы на субъективные и собственно природные, не обладающие свойством субъективности.
    Бросим взгляд на события с точки зрения природной системы. Можем ли мы под событием понимать изменения, которые происходят с природными объектами? Например, горы выветриваются, разрушаются и т.п. И выветривание, и разрушение, как и возникновение гор - это естественные процессы. Но является ли гора горой для самой себя. Имеет ли значение для части природной реальности, что она является горой, или равниной, или рекой, или чем бы то ни было иным? Мы говорим, что нет, не является. Но то, что горы выветриваются, что процессы в земной коре изменяют поверхность земли, что реки меняют русла - все эти вещи происходят объективно. Это происходит на самом деле. Объекты неживой природы изменяются качественно и количественно. Но имеют ли эти изменения для объектов субъективное значение? Мы считаем, что не имеют. То есть мы считаем, что природные объекты для самих себя не имеют значения, то есть они не связаны законами самосохранения. Сама по себе эта точка зрения, однако, вызывает сомнения. Однако в своей практической деятельности человек исходит именно из этой точки зрения. Итак, изменения, происходящие в природе, с человеческой точки зрения для природы самой по себе не имеют значения. И тогда вопрос: являются ли эти изменения для природы событиями?
    Само по себе изменение есть некоторый повторяющийся процесс, повторение одного и того же. А если повторяется одно и то же, то, хотя это и процесс, но можно ли то, что представляет собой одно и то же, назвать изменением? Теперь пусть одни и те же изменения приводят к качественному скачку, связанному либо с появлением либо уничтожением какого-то качества, в связи с чем возникает новая ситуация. Можем ли мы это назвать событием? При ближайшем рассмотрении оказывается, что практически любое изменение мы можем назвать событием и можем отрицать, что с изменением связано какое бы то ни было событие, и это определяется тем, с какого рода отражающим инструментарием мы подступаем к природным явлениям. Чем именно мы измеряем их. А тогда мы можем утверждать, что важнейшим компонентом, входящим в понятие события, является его объективная сторона, связанная с изменением. Что без этой объективной, материальной, природной стороны, независимо от того, характеризует она внешнюю или внутреннюю среду субъективности, говорить о событии невозможно. Однако самого по себе изменения недостаточно. Если есть событие, то есть если есть какое-то изменение, то оно является таковым для кого-то, то есть для чьей-то субъективности, или не является. А это означает, что изменение, каким бы они ни было, должно для субъективности иметь значение для того, чтобы это изменение субъективность могла определить как событие. Субъективностью отражаются  только те изменения, которые обладают для неё значением. Итак, под событием понимаются такие объективные изменения, которые имеют значение для чего-то, являющегося субъективностью. Следовательно, в понятии события отражаются отношения между чем-то и чем-то, причем, одна из этих сторон, определяющая, является субъективностью, другая сторона, определяемая, для определяющей выступает в качестве природной, не субъективной, независимо от того, чем она в действительности является. В том числе в качестве события для субъективности могут выступать также и изменения в самой субъективности, если они рассматриваются субъективностью как имеющие для неё значение. Отсюда получаем: субъективностью выделяются лишь те изменения в её внешней или внутренней  среде, которые представляются её сознанию в качестве имеющих  значение. В то же самое время, на бессознательно-чувственном уровне субъективностью отражаются все те материальные изменения, которые происходят в материальной основе субъективности, к отражению которых оказываются способны приборы отражения её состояний.  (11.03.12 г.)
.карта