Налог на роскошь? Уловка власти!

Владимир Костылев
Почему возникла эта проблема (налог на роскошь)?
 
Эта проблема связана с той социальной дифференциацией, которая возникла  в России. За 20 лет существования капитализма в России  появились  не просто богатые, а сверхбогатые люди, капитал которых насчитывает более 50 млн. долларов. Более того, они возникли не в единичном экземпляре, а как  целый слой, группа людей (от ?? до  1%? населения). Кроме того, существует слой людей просто богатых (до ???),   имеющих в своём распоряжении от  1 млн. долларов (предлагаю всем желающим самим найти соответствующие показатели, я офици альных данных не встречал). Откуда взялись их капиталы в данном случае не имеет значения.

Богатые люди, соответственно, стали предъявлять спрос на предметы повышенного качества, эксклюзивные, имеющие высокую стоимость. Они покупают особняки, дорогие квартиры, украшения, средства передвижения и т.д. и т.п. И это вполне закономерно и вполне оправданно, ибо кому не хочется иметь хорошие вещи.

Вместе с тем, социальная дифференциация означает, что существуют и слои бедных людей, которые не могут себе позволить иногда самого необходимого, не говоря уже о  предметах очень дорогих (в России на уровне бедности проживает около 30 млн. человек, то есть на порядок больше, чем людей богатых).

Данная ситуация приводит к возникновению социального недовольства, социального напряжения, что и есть одно из проявлений противоречий капиталистического общества. Тем более, что в России большие капиталы, как правило,  не являются результатом трудовой деятельности, получены чаще всего нечестным путём.

В обществе искажаются морально-нравственные нормы, критерии их смещаются в сторону индивидуализма, эгоцентризма, вседозволенности. Этому способствует возникшая индустрия роскоши, то есть производство специальных супердорогих, эксклюзивных вещей,  доступных для приобретения только очень богатым людям.

Сегодня в России покупается эксклюзивных, сверхдорогих товаров больше, чем в какой-либо стране мира. Проводятся специальные выставки, презентации. Производители этих товаров едут к нам со вего мира. 

Кроме того, средства массовой информации, прежде всего ТВ, максимально тиражируют образ жизни, свойственный данной группе сверхбогатых (назовём его - гламурный ).

Указанное недовольство приводит к созданию такой социально-психологической обстановки в обществе,  при которой вызревают и развиваются самые негативные явления и прежде всего преступность (в том числе и организованная). Общественное сознание негативно воспринимает  гламурный образ жизни, воспринимает его как нечто неестественное, навязанное извне.
 
Начинают появляться  призывы  к предъявлению особых требований к людям, ведущим такой образ жизни, и растрачивающих деньги, по мнению призывающих, впустую (в то время, как  у них нет денег на необходимое).

Учитывая такого рода требования, власти, пытаясь погасить общественный протест, сгладить общественное недовольство, начинают  говорить о необходимости введения налога на роскошь. Тем более, что это постоянно муссируется некоторыми политическими силами для привлечения голосов избирателей (самый известный популист  - Жириновский, давно уже «мусолит» этот вопрос). Однако, что такое роскошь, что считать роскошью, до сих пор не ясно. Критерии не выработаны. Да и могут ли они быть выработаны? Попробуем разобраться.

ПЕРВОЕ.  В общественном сознании роскошью считаются  те вещи, которые желанны, но недоступны рядовому покупателю.
Утверждения типа «мне и даром этого не надо» ни о чём не говорят, ибо, если кому-то не нужна данная вещь (напр., бриллиант), значит ему нужен  дорогой автомобиль.  Предпочтения у людей разные.

Более того,  для каждого  индивидуума,  для каждой  отдельной семьи понятие «роскошь» будет индивидуально. Как кто-то сказал: зонтик – это необходимость, а зонтик с золотым набалдашником – это роскошь. Кому-то хочется автомобиль маленький (парковка лучше), кому-то большой (лучше проходимость). Кому-то достаточно жить в  квартире 60 кв.м. (убирать легче, человек не любит, когда у него много вещей),  кому-то мало и 200 кв.м. (нужна студия и спортзал). Таких примеров и противопоставлений можно привести множество. Люди индивидуальны.

Кроме того, понятие «роскошь» носит исторический характер. То, что сегодня считается роскошью, завтра может стать вполне повседневной вещью. Когда-то и компьютер был очень дорогим и малодоступным. Постоянное изменение в представлении людей о том, что считать «роскошью»  делает это понятие очень неопределённым и неконкретным.

Приведём перечень некоторых вещей, имеющих  стоимостное выражение, например, в 1 (один) миллион долларов:

1. Пакет акций, пакет облигаций.
2. Самолёт.
3. Особняк.
4. Квартира
5. Автомобиль.
6.  Бриллиант.
7.  Картина Пикассо
8.  Доллары (1 млн.)       
9.  Завод, фабрика.         И т.д., и т.п.

Что из перечисленного «роскошь»? Почему, если у меня есть 1 млн. долларов, это не роскошь, а когда я захочу его истратить на бриллиант, это вдруг станет роскошью?  Завод, принадлежащий мне и позволяющий зарабатывать огромные деньги, получать прибыль, эксплуатировать людей  – это не роскошь.   А картина Пикассо такой же стоимости, уже роскошь?

Любые денежные активы могут быть в любой момент переведены в другие материальные активы. Сегодня у вас миллион наличными, завтра у вас три квартиры, послезавтра вы их продаёте и покупаете особняк и т.д. Означает ли это, что и 1 млн. долларов, который лежит у меня в банке, это тоже роскошь?

Любые легальные траты, с уплатой НДС (налога на добавочную стоимость), акциза, таможенного сбора и т.п. должны приветствоваться, так как увеличивают товарооборот, оборот денежных средств и, в конечном счёте, способствуют увеличению благосостоянию страны.

ВТОРОЕ. Всё зависит от уровня благосостояния, наличия денежных средств. Именно денежных средств, так как,  пока существует денежное обращение и рыночные отношения, до тех пор приобретение «роскоши» будет осуществляться только благодаря наличию денег (наследство, подарки и т.п. мы не учитываем, ибо и их кто-то когда-то приобрёл за деньги).

Роскошь - понятие, сопутствующее обществу, основанному на частной собственности, развивающемуся в условиях рынка. По-настоящему бороться с роскошью, означает - бороться с капитализмом, с соответствующими общественными отношениями, формирующими образ жизни, требующий роскоши и пропагандирующий её. До тех пор, пока рыночные отношения будут доминировать (а это ещё необозримо долгая перспектива), индустрия роскоши и её потребление будут процветать.

Таким образом, только от «толщины» вашего кошелька зависит ваша возможность приобрести ту или иную вещь (даже если это «роскошь»).  Услуги сомнительного характера, оплачиваемые «чёрным налом» мы во внимание не принимаем.

Однако, каждый человек, обладающий денежными средствами, полученными легально, так или иначе уплатил  с них налог и имеет право распоряжаться ими, как ему заблагорассудится. Это его личное дело, куда и как тратить свои деньги. Любые легальные способы траты денег, не противоречащие законам данной страны, не могут быть  преследуемы, или  порицаемы (зависть также во внимание не принимается).

Таким образом, каждый человек волен решать,  какие вещи ему необходимы и достаточны и  как ему истратить заработанные деньги.  Хочет купить на все имеющиеся средства бриллиант? Пусть покупает, это его дело. Хочет купить квартиру, дом ? То же самое, пусть покупает. Главное – легальное, легитимное происхождение денежных средств.

Однако государство, используя социальное недовольство, вызванное, прежде всего, неприятием огромных масс бедных людей гламурного образа жизни, желая погасить это недовольство, начинает будировать этот вопрос  о налоге на «роскошь». 

Справедливо ли это?

В условиях рыночных отношений это несправедливо. Либо вы принимаете эти отношения, и с пониманием относитесь к возникновению слоя сверхбогатых людей. Либо вы провозглашаете другой социальный строй, отрицающий возможность зарабатывания «больших» денег и уравнивающий ВСЕХ в своих  заработках и материальных тратах (как в Северной Корее).

Таким образом, введение налога на «роскошь» есть всего лишь дополнительное налогообложение  зарабатывающих «большие» деньги.  Это  своего рода пиар ход власти, желающей подфартить избирателям, показать им свою озабоченность делами простых бедных людей. 

Вместо того, чтобы бороться с реальной преступностью, коррупцией и т.п. явлениями, создающими гигантские нелегальные капиталы, позволяющими тратить деньги направо и налево, власть предлагает ввести налог «на роскошь», под который могут попасть и совершенно небогатые люди, которые всего лишь решили осуществить свою мечту и купить дорогую вещь.  Бесполезно бороться с «роскошью» и гламурным образом жизни таким образом, корни всего этого совершенно в другом.

Налог на «роскошь» есть всего лишь уловка и уход от реальных дел нашей власти.  Это «пугало», которое не напугает действительно богатых, давно переведших свои капиталы туда, где такого налога нет, и «тормоз» на пути развития реального товарооборота.