Часть 2. Два брата

Светлана Ивановна Обрезкова
Фото из личного архива
Крайний слева в верхнем ряду  Федор Иванович Проскуряков
Фото не подписано, кто на нем еще, я не знаю…,

Неоконченная повесть
К 67-ию победы над Германией.

Проскуряков Алексей Иванович – погиб 15 ноября 1943 года.
Проскуряков Федор Иванович – пропал без вести в 1944 году.

Возможно, кто-нибудь увидит  знакомое  лицо на фотографии или прочитает эти строки  и узнает в  Алексее и Федоре своих боевых друзей….

Алексей Иванович - см. фото в «Часть 1. Два брата».

Много лет тому назад от родителей я узнала, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., мой  дядя Проскуряков Алексей Иванович,  родной брат моей мамы, пропал без вести. А второй мамин брат Проскуряков Федор Иванович жив. До некоторого времени я была в этом абсолютно уверена.

Не могу понять, почему, но  мы, очевидно, не запрашивали  Министерство обороны, с целью, помочь нам в поисках (во всяком случае, я этого не помню). Может быть, не было веры в то, что это возможно, спустя столько лет после войны?

Возможно, причина была и в том, что  почти 20 лет( включая войну) мои родители были на чужбине, служили  в ГСВГ?

А может быть, родители и обращались,  а я просто не знала об этом? В настоящее время мне трудно  объяснить сложившуюся много лет назад ситуацию. Но, думаю, это сейчас не так важно. Важно другое. Поиск начался, и  он дал   положительные результаты.

И самое главное, мы помним о дяде Алеше, о дяде Федоре и никогда не забываем о них…. Особенно мама, она часто плакала, вспоминая своих славных братьев, которые всегда были ее надежными друзьями и защитниками в детстве.

С особой нежностью она относилась к Алеше, он всегда был рядом. Федор намного старше мамы и  был главным помощником в доме. Поэтому не очень часто баловал своих сестричек Машеньку и Верочку своим вниманием. 

Свою любовь и боль потери  мама пронесла через всю свою жизнь….

Прошло много лет,  как кончилась война, давно уже нет в живых моего дедушки и моей бабушки, моего отца и моей мамы, а сердце тревожно бьется и требует, чтобы я  сделала то, что должна сделать: начать поиск моего дяди Алексея Ивановича  Проскурякова, пропавшего без вести в годы Великой Отечественной войны.

Розыск брата моей мамы Обрезковой Марии Ивановны (в девичестве Проскуряковой) привел к  совершенно  неожиданному  результату.

Огромную помощь в поисках мне оказал Сергей Леонидович Лобанов (модератор форума, и, как оказалось,  мой земляк) В результате  нашей переписки, которая началась на форуме «Назад в ГСВГ*» в 2010 году, нам удалось выяснить некоторые обстоятельства в судьбе двух братьев и, наконец, разобраться в запутанной, лично для меня, истории.

Из рассказов мамы я знала, что дядя Алеша пропал без вести. Поэтому я была в этом уверена. Но, благодаря опубликованным  документам на сайте  «Подвиг народа», мы выяснили, что Проскуряков Алексей Иванович погиб:

«Книга памяти Тверской области»,
стр. 442 из печатного издания:

«Проскуряков Алексей Иванович, род. 1919, дер. Бахмара, Коломенский сельсовет. Призван в 1941 году.  Гвардии рядовой. Погиб, ноябрь 1943 г.
Похоронен:  Никольская Слобода, г. Киев, Украина».

Был найден еще один документ, который подтверждал то, что  Алексей Иванович Проскуряков -  родной брат моей мамы:

«Алексей Иванович родом из Калининской области, Вышневолоцкого района, дер. Бахмара.
Отец:  Проскуряков Иван Васильевич.
Мать:  Проскурякова Татьяна Ивановна».

Когда я увидела этот документ, где были написаны фамилия, имя и отчество родителей дяди Алеши, у меня все поплыло перед глазами. Не было сомнений в том, что в найденных документах мои родные по маминой линии:  дядя Алеша,   мой дедушка  Иван Васильевич и моя  бабушка Татьяна Ивановна.

Эту новость, эту информацию я узнала,  буквально, 15 ноября 2010 года… ровно через 67 лет после гибели дяди Алеши…. День в день!

Была еще одна неутешительная информация о том, что Проскуряков Алексей Иванович, гвардии рядовой, зенитчик, 1919 года рождения  убит 15 ноября 1943 года в 500 метрах, западнее Никольской слободы, Дарницкого района, Киевской области на берегу озера ( нужно реки)  Десенка.

Из дальнейшей переписки выяснилось, что такое место есть, но захоронений там давно нет, все застроено коттеджами и дачами спустя много лет. Остается  только надеяться  на то, что были  перезахоронения  Советских воинов, но куда и когда, это еще придется выяснить. Скорее всего, нужно смотреть список погибших в музее ВОВ.

Вскоре от Сергея Лобанова получаю еще одну информацию,  которая подтверждает то, что захоронений там давно нет:

«…захоронение в Никольской слободе вроде бы отсутствует. Но есть одно предположение. Пока подтверждения не нашёл. В 1957 году в Киеве был создан Памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата в Киеве — памятник в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Расположен в центре парка Вечной Славы. Открыт 6 ноября 1957 года. И есть неофициальные подтверждения, что захоронения переносились туда со всего Киева».

Но эту информацию пока проверить не удалось. Поиски продолжаются и, возможно,  мы выясним,  где похоронен Алексей Иванович и найдем информацию о его трагической гибели в 1943 году…

Я жила в Киеве и была  в этом парке Вечной Славы в начале восьмидесятых прошлого века, бродила по его аллеям и читала надписи на мраморных плитах, но тогда я не знала, и даже предположить не могла,  что, может быть, здесь  похоронен мой дядя.  И, разве я могла подумать тогда о том, что спустя  30 с лишним  лет, судьба опять забросит  меня в начало  восьмидесятых….

Продолжаю вновь  читать   документ: «Книга памяти Тверской области»,  стр. 442…, и вдруг… обнаруживаю вторую  запись, на которую ранее не обратила внимания, поскольку мои поиски были,  исключительно, направлены на получение этой информации: где и когда пропал без вести  дядя Алеша.

И вот теперь передо мной мелькают такие строчки:

«Проскуряков Федор Иванович, родился в д. Бахмара, Коломенский сельсовет, младший лейтенант. Пропал без вести, 1944г».

 И опять у меня все плывет перед глазами…

Вот что пишет Наташа Петровская, внучка  моей тети Веры:

"….что касается бабушкиных братьев, я об этом знаю с ее слов. Она рассказывала, что Алексей был зенитчиком, и их обстреляли с самолета, он погиб. А на его могилу кто-то из родственников ездил, кто, не помню. Знаю только, что найти ее не удалось, так как на этом месте было озеро или речка. А вот о Федоре, да, ничего не известно. Пропал без вести и все. На фотографиях я их видела, бабуля показывала и рассказывала..."

Продолжая поиски далее, получили такую информацию:

 «Проскуряков Федор Иванович, 1917 года рождения, место службы 270 СД**, младший лейтенант, пропал без вести».

 и еще:

«Младший лейтенант Проскуряков Федор Иванович, командир стрелкового взвода 270СД.  Пропал без вести в 1944 году.
В КА*** с 1938 года. Жена Проскурякова Анна Ивановна, Вышневолоцкий район, Дорский с/с (сельский совет) д. Бахмара».

Данные о стрелковой дивизии дают шанс зацепиться и продолжить поиски в этом направлении:


«270 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ 2 ФОРМИРОВАНИЯ

Сформирована на базе 53 Укрепленного района осенью 1942 года.
Почётное наименование "Демидовская" присвоено 22 сентября 1943 года Приказом № 21 Верховного главнокомандующего  за освобождение города ДЕМИДОВ (Смоленской обл.) 22 сентября 1943 года войсками Калининского фронта при поддержке авиации дальнего действия в ходе Духовщинско-Демидовской наступательной операции.

Боевой период
10.10.42-1.8.43
10.8.43-14.2.44
12.6.44-9.5.45

Дивизией командовали:
Дашкевич Адам Григорьевич (11.10.1942 - 19.12.1942), полковник;
Полятков Николай Дмитриевич (20.12.1942 - 20.02.1943), подполковник, с 14.02.1943 полковник;
Беляев Иван Петрович (26.02.1943 - 28.10.1943), полковник;
Егошин Тихон Федорович (29.10.1943 - 28.11.1943), полковник;
Беляев Иван Петрович (29.11.1943 - 09.05.1945), полковник, с 03.06.1944 генерал-майор».

Есть еще информация:
http://peramoga.belta.by/ru/osvob/xronika/vitebsk/

«ДЕМИДОВ. Оккупирован 13 июля 1941 г. Освобожден 22 сентября 1943 г. войсками КалФ**** в ходе Духовщинско-Демидовской операции:
43 А - 91 ск (генерал-майор Волков Федор Андреевич) в составе: 262 сд (генерал-майор Усачев Захарий Никитович), 270 сд (полковник Беляев Иван Петрович)…».

Освобождение Витебской области.  Хроника освобождения Беларуси ...
http://peramoga.belta.by/ru/osvob/xronika/vitebsk/

Нашла такую информацию:

Витебская область

15. 29 июня 1944 г. Ушачский район: 1-й танковый корпус (генерал-лейтенант В.В. Бутков), 270-я стрелковая дивизия (генерал-майор И.П. Беляев) 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта.

В дополнение:
http://www.president.gov.by/press19325.html#doc
4 июля 1944 г. Миорский район: 9–я стрелковая гвардейская дивизия (полковник Е.Е. Вербов) 2–го стрелкового гвардейского корпуса, 270–я СД  (генерал–майор И.П. Беляев)…

Три  района три  информации, которые дают основания предполагать, что Федор Иванович Проскуряков участвовал в боях за  Демидов, за Ушачский район и Миорский район где, возможно и пропал без вести…

Это пока всего лишь сухая информация за которой стоят люди, которые сражались в рядах Советской армии   в годы Великой Отечественной войны, и не щадя своей жизни  с тяжелыми боями, теряя своих боевых друзей, продвигались вперед, освобождая города, села, деревни, каждую пядь нашей многострадальной земли….

Благодаря этому кропотливому  расследованию,  выяснилось, что пропал без вести Федор Иванович, а Алексей Иванович погиб…

Почему я была уверена, что дядя Федя жив? Скорее всего, потому, что у мамы был еще один брат, но двоюродный и его тоже звали Федором. Дома  есть его фотография, датированная 1956 годом. Вот почему, не до конца  разобравшись во всем, я всегда думала, что дядя Федя остался жив, так как после войны мы встречались, когда ездили на родину мамы.

Если бы мы могли точно установить число или, хотя бы, месяц, когда пропал дядя Федя, то, опираясь на данные информации, полученной из источников, опубликованных в Интернете,  можно было бы  более основательно продолжить поиск именно в этом направлении,  используя  материалы о 270 СД.

В 1944 году  дивизией командовал генерал-майор  Беляев Иван Петрович…

Продолжаются поиски, страничка эта еще не закрыта…. Хочу выразить огромную благодарность, прежде всего, Сергею Лобанову, который непосредственно помогал мне в поисках, а также всем  ребятам  с нашего форума, кто поддержал меня в эти трудные минуты. Спасибо Всем. Хорошо, что Вы есть, ребята – Лобанов Сергей Леонидович, Медведева Татьяна,  Федоров Александр Георгиевич, Челпанов Сергей Викторович,  Романко Василий Павлович, Бражник Александр.

Приложение:

Песня «Алеша»,  любимая песня моей мамы.
слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского, 
исполнение: Алла Иошпе, Стахан Рахимов :

http://www.youtube.com/watch?v=flbSfcSyTyo

Примечание:

*   ГСВГ   - Группа Советских войск в Германии
**  СД     - Стрелковая Дивизия.
*** КА     - Красная Армия ( из «Архивы России»)
*** КалФ   - Калининский фронт ( из «Архивы России»)


Продолжение:

16.11.2010 г  -  08.03.2012 г