Верните народу!

Михаил Махов
Верните церковь народу!
Две оговорки «по Фрейду» не дают мне промолчать. Начну со второй, которую высказао о. Всеволод Чаплин: "Я вам сейчас еще более страшную вещь скажу, которую вы, наверное, никогда не слышали. Но услышать придется. В церкви равенства нет. Равенство – это лозунг, придуманный обезбоженным обществом. В Царствии Божьем равенства не будет. Там люди будут находиться в разном достоинстве. И кто-то будет и в аду. Равенство на самом деле в церкви совершенно исключается. …»  А вторая была раньше:  на семинаре миссионеров, п.д. Кураев в выступлении, наполненном пафосом и самолюбовании, выдвинул тезис, что главная задача не привлечь, а оттолкнуть, как можно больше суеверных от храма.
И это не оговорки, это тенденция. Такое впечатление, что епископату и окружающим его «секретарям» не хочется «возится» с народом, и они начали строить, свою «элитную», где нет ни равенства, ни братства церковь, в которой нет ни мнения общины, нет задаваемых вопросов, нет самостоятельной экономики.  По факту храмы и имущество, которое прихожане часто приносили из дома, народу больше не принадлежат. Они все принадлежат епископу, который этим и распоряжается. Общины, тоже больше народу не принадлежат – ими управляет епископ, и туда входят им установленные лица.
Чаплин забыл о чине омывания ног, в котором даже Патриарх показывает даже не равенство, а низшее положение перед братией, а Кураев забыл о том, что Бог сказал: «Придите ко Мне  все страждущие и обремененные…», а не тех кого Кураев посчитает «суеверным» ( таковым можно объявить любого) и оттолкнуть его от храма.  Народ в начале девяностых метнулся к храму, понимая, что это то место, куда его завл Господь. Народ думал, что приложыв свои бескорыстные усилия и скудные средства, он обустроит это место, и оно будет его. А его у него нагло отобрали, и поставили народ в такое  подчиненное положение, которое больше похоже на неприличную позу. Даже клирики больше не имеют ни своего голоса, ни своего мнения (за которые их сразу гонят за штат), а не то, что уж народ.
Последние события показали, как народ горячее и упрямо любит свои храмы, и готов за них «разорвать» любого. А что церковные начальники средней руки? А они быстренько открестились, что имеют отношение к ХХС, что он то –ли государственный, то –ли, какой то фирме принадлежит. В общем «я не я и хата не моя». Так это кафедральных храм в Москве. Виде ли бы вы, что творится на периферии. В той же Ивановской епархии идет не прекращающаяся война епархиального управления, за имущество и средства со  всеми монастырями сразу, и в то же время малые храмы остаются без окормления ( около 100 клириков уже за штатом) и даже, есть сведения, закрываются. Я уж не говорю, что твориться с храмами, которые церковь так и не начала эксплуатировать . Эти памятники архитектуры, потерпели за два десятилетия такой урон, какой не терпели столетия. А их десятки тысяч! И церковь, как собака на сене, и взять их себе ни кто не может (сразу будет скандал) и восстанавливать они не могут, так как нацеленность на создание элитных храмов, для элитных «людей» в которых нет равных, и нет «суеверных». Народ опять остался сиротой.
- Ходишь в храм, спрашиваю я у прихожанки, которая раньше не пропускала ни одной службы.
- Давно не была. А зачем мне туда идти, если я там никому не нужна. Они там служат целый день, что то свое, а нам ни причаститься не исповедоваться толком не получается. Нас только за все ругают.
И так многие – многие и везде -  везде. Люди перестали ходить в церковь, они ходят «к батюшкам». Там где хороший и сердобольный – там полно народа, там где «нет равенства» и «гонят «суеверных» там никого нет. Епископ ивановский, под страхом запрещения, сгоняет на свои службы клир со всей области, что бы хоть кто –то наполнил храм, так как народ в Иваново, бойкотирует его службы, и специально собирается в этот день в другом храме. (правда священники стали бояться таких «собраний» так как после достается им).
В Москве еще начальство стоит в храмах. Чем от Москвы дальше, тем местная «элита», бюджетников – чиновников, поддавшись мнению, что они «не ровня», простонародью, вообще, меньше посещает местные храмы. ( ездит только туда, где может быть областное начальство, или где собирается «элита»). Церковь сама начал «плодить» неравенство, и нечего удивляться, что народ, у которого отняли и храмы и их имущество, народ у которого отняли свободу в своих общинах, отвечает уходом их храмов, агрессией, в том числе и к клиру, не способному защитить их святыни и пользующемся богатствами церкви в своих, личных и узкокорпоративных интересах. Сто лет назад народ потребовал у государство национализировать храмы у церкви, и отдать их в аренду, тем общинам, которые могут и хотят их содержать. На ура встретили этот процесс, который перешел в переделку храмов под клубы и склады. Боюсь, что опять дойдет до этого, если церковь так и не начнет выполнять своей функции окорлмления страждущего и обремененного народа, а не сытой элиты.


Верните народу Любовь!
О чем только не говорят, наши официальные миссионеры, и «о юбках», и о «третьихримах», «о политике», «о государстве», и о всем чем попало. Не говорят только о самом главном – о Любви. Такое впечатление, что они не просто позабыли, что Христос принес Любовь, и учил Любви, они об этом и не знают. «Рупор» «скандал – миссионерства» Фролов, это сточная труба фекалий, вытекающих из определенного отдела патриархии, «идеолог» «скандал – миссионерства» п.д. Андрей Кураев договорился, до того, что сейчас задача церкви «оттолкнуть как можно больше суеверных», а о. Всеволод Чаплин, до того, что «категория равенства – не церковная категория». Все это громко, все это для кого - то имеет значение и впечатляет, но где о главном – о Любви.  Я помню три десятка лет, если ты входил в церковь, или встречался со священником, то это и была «сама любовь», я помню, как открывая храм за храмом в девяностые, мы все обнимались и целовались, повторяя «Христос посреди нас». И сидели за большими столами все вместе и народ и клир, и большой и маленький. Где все это? Почему теперь какая то часть восприняла на себя роль оракулов, и в высоты своего выдуманного величия, всех «топчет» и «учит» заниматься всем чем угодно, но не учит любить. А может они и не знают, как любить, не то, что как учить любить. Скорее всего – нет. В учебнике ОПК, выпускаемом для школ, есть о чем угодно, но нет ничего про то, как научится любить. Нет ничего про то, что не только мораль, нравственность, закон, категории культуры, но не менее (а скорее более) значимой категорией является любов. Ничего не сказано, что Любовь – Бог, Бог – Любовь. Общество, ладно, оно и не обещало нас научить праведной любви, поэтому оно и «учит» всякой мерзости под видом любви. Но ведь церковь для того и создана Христом, что бы самой любить и учить любви:
«Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит. 3:4).
Бог Отец продемонстрировал Свою любовь, пожертвовав Своим Сыном:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16).
«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8, см. также 1 Ин. 4:9, 1 Фес. 5:9,10, Рим. 8:32).
Христос жертвенной смертью доказал Свою любовь к человечеству:«Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли … уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3:18,19, см. также 1 Ин. 3:16, 2 Кор. 5:14,15).
Иисус, показав и доказав Божью любовь, призвал людей к исполнению новой заповеди:«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).
И куда же это делось?
Думая церковь заигралась, в «украшательство», в политику, в «казаться не худе других». ВО всей этой суете уже стало не до любви, не до милосердия, не до попечения «труждающихся и обремененных». Не церковь стала «для народа», а народ «для церкви». Народ брошен и лишен Любви. Он слоняется от храма к храму, от семинара к семинару, от митинга к митингу, а с его везде требуют «даааваааййй!», а потом с «плодами» бегут в свои Рублевки, Переделкино, Борвихи за высокие заборы. Народ истосковался по Любви. Верните народу Любовь!