Дискомфортно, но прогноз хорош

Уладзимир Траццякоу
Не правда ли, чуть попробуешь представить себя пациентом онкологического диспансера – как сразу же хочется думать о чем-то другом. Мысль отторгается. Скорее спешишь себя уверить, что до этого не дойдет.
Похоже, что мы сами вполне можем свой жизненный путь проложить мимо онкодиспансера – есть подходящая стратегия жизни. Но чтобы ее осмыслить и принять, нужно углубиться как раз в такие вопросы, от которых мы вольно или невольно стремимся уклониться. Речь пойдет о делах невеселых – о раковых заболеваниях и смертности, -- но если это способно придать человеку оптимизма и годы здоровой жизни, то, наверно, и от темы не стоит уходить. Итак…

Раковые заболевания с летальным (смертельным) исходом в условиях Беларуси составляют значительную часть болезней. Госкомстат свидетельствует: онкологические летали в 90-х годах давали от 85% (в 1990-м) до 72% (в 1998 г.) от общего количества смертельных исходов в результате болезней (органов дыхания, инфекционно-паразитарных, желудочно-кишечных) и несчастных случаев (включая отравления и травмы).
Сердечно-сосудистых болезней в этом списке нет: известно, что вероятность умереть от них наибольшая – свыше 50%. Так вот, раковые болезни – вторая по опасности для жизни человека причина: ее «вклад» в грустную статистику составляет 12—14%.
В Беларуси вероятности (риски) заболеть раком и  умереть в результате этой болезни возрастают от одной социальной группы до другой в такой последовательности:

городские женщины < женщины вообще <  городское население < сельские женщины < городские мужчины < мужчины вообще < сельское население < сельские мужчины.

Причем последовательность остается той же самой для всех возрастов этих социальных групп.
В соответствии со статистическими данными, вероятность умереть от рака регулярно возрастает с возрастом от рождения до 75 лет. А потом, как ни странно, начиная с 80—85-летнего возраста, она уменьшается. Однако, если вдуматься, то это не должно удивлять. В самом деле, те, что дожили до таких лет, «пропустили возможность» умереть от многих обычных болезней; т.е. их организм показал значительную жизнеспособность, устойчивость к неблагоприятным внутренним и внешним факторам. Иначе говоря, социальная группа «долгожителей» имеет преимущество перед некоторыми группами более молодых. То, что человек дожил до старческого возраста, свидетельствует о том, что его иммунная, сердечно-сосудистая, нервная системы в относительном порядке. Такие люди как бы моложе своих лет.

Впрочем, а почему «как бы»? Президент Белорусского отделения Международной академии геронтологии Владимир Тимошенков разработал метод определения биологического возраста, соотносимого с возможностями человека выполнять физическую работу.

Метод проф. Тимошенкова, если быть более точным, определяет биологический возраст не организма, а его сердечно-сосудистой системы. Но поскольку от реального возраста этой системы зависит работа всех остальных органов, то расширение понятия здесь все-таки вполне оправданно. Так вот, проведенные исследования показали, что биологический возраст у старых людей, занимающихся своим оздоровлением, может быть ниже паспортного на 25—30 и даже больше лет. Это расхождение биологического и паспортного возрастов по существу подтверждается и данными Минстата по заболеваниям и смертности. Например, по устойчивости к раковым болезням сельских женщин в возрасте 85 и больше можно сравнивать с 57—62-летними сельчанками или  с городскими мужчинами 51—56 лет.

В моей статье «Поднимемся на уровень активности» была высказана и обоснована рекомендация пожилым – попробовать вывести себя из состояния «холодовой невесомости», в какой пребывает подавляющее большинство цивилизованного мира. Имеется в виду – сделать так, чтобы на организм действовали постоянно (или хотя бы достаточно долго) какие-то холодовые раздражители – стимуляторы обмена. Проще всего для этого в домашних условиях находиться без носков и без тапок; хотя бы несколько часов дома обходиться без рубашки; легче одеваться, выходя из дома; спать со ступнями, не покрытыми одеялом.

А теперь вспомните про сказанное выше о снижении основного обмена с возрастом. Подняв свой уровень обмена на протяжении 3—4 месяцев холодовой «нагрузки» (и дальше стойко выдерживая ее), вы становитесь биологически моложе. Это значит, что вы переходите по существу в другую возрастную группу, в которой вероятность заболеть раком, как свидетельствует статистика, меньше. Иначе говоря, заставив свой организм приспособиться к менее комфортным условиям существования, вы проведете мощную профилактическую работу сразу против всех раковых заболеваний.

Напомню, что вместе с этим, как следует из физиологических рассуждений, в вашем организме прекратятся или даже пойдут вспять процессы старения: уменьшится морщинистость и бледность кожи; больший приток крови ко всем органам тела оживит их деятельность; очистятся ткани и сосуды тела, «замусоренные» продуктами недостаточного обмена веществ; усилится желудочно-кишечная система, устранятся проявления ее слабости. Попробуйте! Испытано на себе.
Остается только добавить, что если можно такими простыми средствами значительно уменьшить риск раковых заболеваний, то в условиях «чернобыльских» государств – Беларуси, Украины и России --  Министерства здравоохранения просто не могут этим не заинтересоваться. С помощью статистических исследований можно было бы тогда выяснить, действительно ли значительно меньше заболевают раком те, кто живет или работает в менее комфортных тепловых условиях; те, кто «моржуется» и «закаляется».

 Владимир ТРЕТЬЯКОВ,
член-корреспондент Международной академии геронтологии.
(Перевод с белорусского из газеты «Звязда»).

P.S. Итак, повышенный риск заболеть раком, оказывается, связан с малой холодовой нагрузкой, с привычкой жить в условиях теплового комфорта. И эта логическая связь настолько же достоверна, насколько верно утверждение о снижении уровня обмена веществ с возрастом. Но если так, то в группу риска входят и люди с избыточным весом: ведь жир, как самая неактивная ткань организма, является своего рода лишней одеждой для тела, дающей этот опасный перегрев жизненно важных внутренних органов. Я составил два списка своих знакомых, друзей, родственников, однокурсников, 1) умерших от  рака и 2) имеющих или имевших онкологическое заболевание. Все они, за единым исключением (во 2-й группе), имели или избыточный вес – или склонность к тепловому комфорту…

P.P.S. Мой опосредованный вывод о вхождении «толстяков» в группу риска, сделанный из анализа онкологических леталей, получил фактическое подтверждение. Исследователи из Американского общества по изучению рака опубликовали результаты 16-ти-летних наблюдений за жизнью 900 тыс. человек. В частности, сделан вывод: с избыточным весом связано 14% смертных случаев у мужчин и 20% случаев у женщин.