Вояж. часть третья. самый лучший я

Сергей Зубанов
   вояж : Мурманск -Москва - Дубна - Пермь -Москва - Кировск - Мурманск
(из сборника "Путевые очерки"
[Россия 01.12.2011]
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. «САМЫЙ ЛУЧШИЙ Я».

Если вы подумали, что это я о себе, то ошиблись. Нет, себя я люблю и уважаю…, гм-м, иногда…, гм-м, очень редко, если откровенно. И это плохо. Но сейчас не обо мне. Название третьей части “ВОЯЖА” я взял из названия песни Алексея Иващенко, так как весь фестиваль «Встречи друзей на Кольской земле» был пронизан для меня участием Алексея, этой песней (и другими, конечно: взять хоть «Бабая» или «Про дворника Степанова» или «Инструкцию…»). Конечно, там были и корифеи сцены: Юрий Хабаров, Николай Почтовалов, Владимир Юрков, Валерий Киселёв, Елена Фомина, Вадимир Трусов, Сергей Сысоев и другие… Но для меня…
Задолго до фестиваля Света Базанова с тихим восторгом, зажмурившись от предстоящего счастья, выдохнула: «Будет Алексей Иващенко!» Я неофит в бардовском движении и это имя мне ровно ничего не сказало. Просто я знаю (хочется верить, что женщину можно знать, узнать, понять) Свету и по её выдоху понял – человек очень хороший. Но после окончания фестиваля, поездки в Мурманск в автобусе, его рассказов, концерта в Театре Кукол…, я понял всю глубину своего невежества! Зато: тем большая радость открытия!
Но, поскольку, это повествование всё же часть целого, то начну с вокзала. Из Москвы я ехал уже в купейном вагоне. Причём было нас только двое: мичман из Североморска (Служит на «Кузнецове») и я. Михаил оказался человеком незамкнутым, говорили о многом. Время поездки быстро бежало. Если бы не досадное недоразумение (у Михаила пропал мобильник), ничего бы не омрачило чудесного путешествия. Вот и Апатиты. Прощаться не с кем, Миша сошёл в Кандалакше. Решил навестить старых друзей. Меня никто не встречал, так как сын был на работе (а я ехал в надежде пожить у него). На вокзале предложили услуги такси братья с Кавказа… за 350 рублей. Естественно, зная законы кавказского рынка, отказался. Тогда предложили за 200. Согласился. Но лучше бы дожидался автобуса, потому что молодой азербайджанец на полпути до Кировска начал канючить добавки ста рублей. Я, мол, могу высадить сейчас и не везти за «так мало». Мне хватило ума и опыта не вспылить и не лезть «в морду», хотя, когда я рассказал об сем инциденте, молодой парень из Питера без раздумий резюмировал: «Надо было дать в морду, чтобы не поднимали цен!». Но доехал я до «Берёзки» всё же за 200 рублей. Оставив вещи на «ресепшн», побежал в ДК, так как там должна была начаться регистрация. Встретив в фойе Ольгу Приходченко, вызнав всё для себя, зарегистрировавшись, отправился к сыну на Парковую, 22. Он «ставит кухню» в гостиничном комплексе, и пока без квартиры, живет в гостинице. Мне номер очень понравился. Все удобства. Как малогабаритная квартирка. Позавтракав тем, что Саша оставил для меня (кофе, бутерброд с сыром, печенье, даже глоточек виски сделал), снова отправился в «Берёзку». Да, проживание в его номере было уже согласовано. Кстати, дежурные по этажу знали о фестивале, знают Олю Приходченко и, что особенно понравилось, очень хорошо о Сашке отзывались.
В 15-00 Начинался «Калейдоскоп»: концерт, в котором выступают все, кто хочет. А ответственные за гала-концерт выбирают, кто в него попадёт. В зале, кроме участников фестиваля никого не было, а поэтому выступления проходили спокойно, без нервного напряжения. Очень рад был снова услышать Юркова Владимира, с которым познакомился на Соловках. Рад выступлению на кировской сцене Игоря Панасоника, Серёжи Засухи, Ивана Вдовина, Саши Хараша. И всех ребят. Бардов и поэтов. К женскому полу такое же отношение радости…, но с придыханием. Танечка Кемаева отлично спела просто. Она в конкурсе, по-моему. Таня Вернусь, отбросив волнение и нерешительность, прочитала свои замечательные стихи. Потом на гала-концерте стихов было много: их читали и Вадимир Трусов, и Михаил Зверев, и Дмитрий Коржов (все члены Союза Писателей России), и Александр Даниловский… А пока мы слушаем в «Калейдоскопе» всех –всех… После идем в «Зеркальный зал» там проходит мастер-класс по поэзии. Слушаем пожилую кировчанку, написавшую большое стихотворение про свою любовь к Кировску. Да, «…Кировск – не Одесса…». Я бы даже добавил, что и не Москва! А это очень здорово! Потом Джошуа из США – центр внимания – поёт песни на стихи Пушкина, рассуждает о поэзии, рассказывает о своём восприятии русской поэзии. Интересно. Участники беседы: Алексей Иващенко, Сергей Суворов, Николай Почтовалов. Сколько-то времени на перекур-обед. Бежим в музей Венечки Ерофеева. Эх-ма, неудача. Сегодня музей закрыт. Но мы уговариваем служителей.. и УР-Р-Р-А-А!!! Входим в эту небольшую комнату с чемоданами, на которых наклеены цитаты(просто распечатанные на листах А-4 и разрезанные на узкие полоски) из знаменитой книги «Москва-Петушки». Фотографии. Статьи. Старые бытовые вещи из эпохи писателя. Много бутылок: это всё по книге, помните, «Рецепт№»? Нам включают бобинник или кассетник, и мы слушаем рассказ краеведа, записанный на плёнку… Время пролетает мгновенно.
А пора идти в «Греческий зал». Извините, в «Зеркальный». Я занимаю четыре места за столом для Ивана Вдовина и его жены Аннушки, Сергея Засухи и себя.
Концерт был великолепен. Нет смысла его пересказывать. Просто было очень-очень хорошо. А закончился он прошлогодним номером: песней Валерии Окунь «Подайте бедному еврею»… При этом она ходила от столика к столику с корзинкой, пела…, а мы сползали от хохота под столы…
После концерта участники и зрители пошли в гостиницу…, и там общение продолжилось. Я же (не зная порядков в своей гостинице и дабы не ночевать на пороге) отправился в свою. Меня даже подвёз Иван Вдовин.
А утром, сдав всё, я потопал к ДК, чтобы в 10-00 уехать на Плато Расвумчорр. Это вторая составляющая счастья в этом фестивале. Такого восторга не испытываешь нигде. Представьте под вами город, рудник, машины (огромные на самом деле) сверху, как букашки… И Вот между хребтов заползает туман. И ощущение, что ты пойдёшь сейчас по нему, «яко по суху»… Жалко, что я был без фотоаппарата, но друзья разрешили использовать их фотографии, поэтому в моём альбоме должны появиться работы Сергея Суворова, Наташи Бакуменко, Эдуарда Горлова… После поездки был гала-концерт, вручение наград и грамот. Из нашего КСП Саша Хараш стал лауреатом в номинации «автор». Алексей Иващенко подарил незабываемый вечер. А после концерта – путь домой. Алексей, уставший и вымотанный, наверняка, не отказал в просьбе нашей и рассказал о себе, о фестивалях и дальних странах, в которых побывал. Интересный рассказ. Удивительная судьба. Талантливый Человек. Благодарю Бога, что мог слышать его. А между тем, появились «Огни Большого Города»… Это наш Мурманск. Как же я по нему скучал…

Город, где чайки морские кричат заполошенно спозаранку,
А по ночам рыдают как дети, потерявшие мамку.
Это мой Мурманск! Я его славлю (хоть он не нуждается в этом).
Нет здесь солнца зимою (часто нет даже летом).
Но как без него больно, если уехал надолго,
В Ташкент или Египет или в Дубну, на Волгу....

Мурманск 03 декабря 2011г