Вояж. часть вторая. пермь-краснокамск

Сергей Зубанов
ВОЯЖ : МУРМАНСК –
(из сборника "Путевые очерки")
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПЕРМЬ-КРАСНОКАМСК

И вот оно - Предуралье! С интересом разглядываю лес, посёлки, города. И, главное, людей. Да вагон, меня поразил. А я, поверьте часто езжу. И в СВ ездил, и в плацкартных и в купейных. Билет -то у меня железнодорожный бесплатный - хошь купейный, хошь - плацкартный. Но купейных на ближайшее время не было, а я так не хотел лишнего часа в Москве быть, что согласился на плацкартный. Нехорошо мне в Москве отчего-то. Как у Булгакова есть "нехорошая квартира", так для меня Москва...- "нехорошая квартира"... В этом поезде меня поразило, если не всё, то многое. Ну, купе, оборудованные по последнему слову в деле комфорта пассажиров, я уже видел. И даже перемещался в них несколько лет назад. Биотуалеты с информационном табло и другие прелести - уже было. А вот одеяла, напоминающие одеяла из лебяжьего пуха с бамбуком, да весоповерочный механизм при входе в вагон – я ещё не видел. Докладываю: чистота, уют и комфорт в поездах пермских бригад - гарантированны. А люди - особенные. Степеннее, что ли? Спокойные. Разговор нетороплив. Слова взвешиваются, прежде, чем срываются с губ... Я ещё в Дубне мысленно. Достаю одну из книг Михаила Анатольевича Кукулевича. «Записки молодого врача». Начинаю читать... И хохотал в голос, даже соседи испуганно поглядывали. И плакать над некоторыми рассказами хотелось. Давно я такого не читал. Фразы до того «вкусны», что сразу и проглатывать не хочется. И всё же прочитываю...почти залпом. Вот и свет отключили. Перед сном привести себя в порядок. Прочитать молитву. Ко сну. Завтра - Пермь! Звонок Валерия Кокшарова разбудил на самом криминальном месте…. «Да, Валера, слушаю»… «Привет. Жди меня на вокзале. Мы уже едем.»

А договаривались, что с Перми я должен буду проехать ещё 100 км. на восток до Кунгура. Там праздновалось день рождение Риты, жены Валеры. Не успел. Вот и Рита с Валерием. Едем по центру к улице Крупской,89. По пути Валера, как хороший гид рассказывает и объясняет, где – что и почему. Город красив по-особенному. Я таких городов ещё не видел. Чем он завораживает? Не пойму ещё. То ли широченной Камой (в которую, оказывается, Волга впадает, а не наоборот), то ли улицей Сибирской, откуда начинается Большой Сибирский Тракт, то ли трамваями, звенящими, как в далёком детстве. Да это и неважно. Главное, город понравился! А чувства они обоюдны, как правило. Между человеком и городом. Между людьми бывает и по-другому. Вот и дом №89. Хорошая цифра. Я в Ташкенте учился в школе №89. И отношусь к цифрам с пиететом. Вроде бы знаки, как знаки. Ничего в них особенного. Любой малыш накалякает таких или лучше даже тысячи… Нет, арабы – ребята не простые. Тут магическая связь существует. Я в это верю.

Да по дороге заехали на местный родник. Смотрите фото. Вот такое бережное отношение к «колодцу». Пока Валерий набирал родниковую, я пошел на берег. Зачерпнул в ладони камской водицы. Пофотографировав немного, помог загрузить фляги в машину, и вскоре мы поехали домой. Рита приготовила поснедать. Вкусно. Спасибо, хозяюшка. Валера рассказал о планах. Во вторник – бард-кафе. А в остальном, сам распоряжайся временем своим. Но сходи обязательно в Галерею. Уехать из Перми, не побывав в Галерее, нехорошо. Ну, а теперь в Краснокамск к Алексею. До города ехали минут сорок. И всё лесные массивы. Если в стыть здесь так красиво, то что же летом творится? Вот и подъезд. Звоним в квартиру №10. «Заходите!» Первыми, кого вижу, это сын и дочка Лёши. Говорю «Здравствуйте, молодёжь!» Ба! Да это не дочка, а Нина – жена Алексея! Ну жить тебе, красавица, сто лет» И счастливо, раз не признал. Обнялись с Алексеем. Давно не виделись. Андрей – ладный хлопец. Уже работает. Бате помогает в автосервисе. Оглядываюсь. Батюшки-светы! Картинная галерея, да и только! Откуда? Нина: «Так Лёша же рисует…» Как написала Галина С., посмотревшая эти картины на моих фотографиях (а она на Соловках тоже обалдела от песен Алексея): «Талантливый человек, во многом талантлив!» Работы не мастеровитые, без определённой школы, но сколько в них Тепла, Света, Любви к родному краю… Долго смотрим видеозаписи с фестиваля «Серебряные струны» и другие записи: дни рождений, колка дров... Заочно знакомлюсь с активом бард-клуба пермяков.

Нина зовёт за стол. Моемся. Садимся. Всё вкусно. Ну, что, начнём процесс, ради которого приехал? И до глубокой ночи мы пишем песни Алексея. А он поёт, поёт, поёт…. Потом Валера исполняет свои песни. Хорошо. Но пора спать, так как Нине и Андрею с утра на работу. Мы с Валерой располагаемся в зале.(ах, какой у меня в прошлой редакции получился экспромт про зал, картины… И ведь ничего в памяти не сохранилось. Ни граммулечки.

А с утра мы(Валера, Алексей и я) едем в гараж Алексея, где он, бывший главный инженер оборонного предприятия (впрочем, как и Валерий), вынужден чинить чужие автомобили, чтобы хлеб насущный добывать. У Валеры обогреватель перестал работать. Едем на консультацию к специалисту. Про него друзья сказали: «Возьмёт по работе. Не жлоб». Вокруг специалиста, упитанного парня (это я со своего возраста сужу) лет тридцати пяти стоят человек пять. Рядом три автомобиля советского производства. Подходим. Рассказываем свою беду. «А какая модель?» -… - «А я думал, они уже все умерли…» И начинает лекцию с историческими, техническими экскурсами, типовыми неисправностями этих моделей и способами, как на них выжить. И совет дельный дал по конкретной неисправности (так Валера и Алексей и сделали впоследствии). А денег-то не взял. Видеть работу специалиста в любой сфере деятельности – высшее наслаждение! Будь это игра на гитаре, как это творит Алексей Иващенко (про которого рассказ в третьей части «Вояжа»); или игра актёра на сцене (тот же Владимир Щукин из первой части «Вояжа»; или работа машиниста, который ведёт поезд весом пять тысяч тонн (я писал о Викторе Романюке несколько лет назад). Так и тут я кайфовал, слушая этого парня, радуясь за него: вот знает человек своё ДЕЛО, любит его и удовольствие доставляет этим не только себе, но и людям. А он чувствует это. Хорошо, право.

Ну вот неисправность устранена и мы с Валерой едем в Пермь. Он на работу а я в свободное плавание по городу Пермь. . И отправился я в свободное плавание по городу Пермь. И на трамваях накатался. И по улицам походил. Даже в депо сходил. Хотел посмотреть на работу коллег своих, бригадиров по инструктажу. В Перми Локомотивных депо целых три. Не сразу нашёл нужное. А бригадиров-то здесь нет. Инструктажем бригад перед поездкой занимаются инструкторы. И надумал я предложить своё выступление (стихов-то с железнодорожной тематикой поднакопилось уже) локомотивным бригадам. Пошёл к начальнику кадров. Тот: «Это надо согласовать с начальником депо». Идти, так до конца. Подошёл, поздоровался, представился. Понимал, что человек очень занятой и запросто может отмахнуться. Ан нет. Выслушал. Заинтересовался. «Как же мне тебе людей собрать? А приходи к восьми часам завтра. Они будут в техкабинет. Скажешь, что со мной согласовано. А я не смогу быть, селекторное. До свидания. Удачи». Вот такой разговор. Спускаюсь в техкабинет, где завтра предстоит выступать. Заглядываю. Сидят. Занимаются. Человек пятнадцать. Совсем наглею: «Здравствуйте. Завтра здесь я буду читать стихи, вы -то наверняка в поездке будете, давайте сейчас почитаю…» Как они всполошились! С поездки. Устали. Домой хотим. Я их понимаю. Но ведь завтра такие же уставшие придут. После поездки или с выходного от семьи оторванные.. Эх, ма... Ушёл. Забегая вперёд, скажу, что выступления в депо не состоялось из-за сущей пустяковины: я забыл, что время здесь на два часа от Москвы отстаёт. Но это так, к слову. Вечером, уже подуставший, добрался до автовокзала и вскоре сидел в междугороднем автобусе рядом с приятной женщиной и рассказывал ей об Алексее, Соловках и бардах. Надеюсь, что она примкнёт к нашему движению. Вечер. Ужин. С утра Нина и Андрей на работу. Валера остался в Перми. До встречи на бард-кафе. Утром быстрый подъём, завтрак на скорую руки и в путь. Андрей меня подвозит до остановки, я иду ещё несколько пешком, прогуливаясь по утреннему Краснокамску, затем сажусь на автобус №20 и еду в город. Сегодня пойду по стопам романов Алексея Иванова. Ну, где там пристань, где «Географ глобус пропил»? Вышел вместо пристани в порт. Да и то «заград.отряды» с пулемётами не пустили: «Стой! Стрелять буду!» «»Стою.» - «Стреляю…» Б-баа-бах!!! Пришлось обходить по железке до родника все портовые сооружения, чтобы выйти на набережную. А там, увидев номер телефона ремонта фотоаппаратов, написанный огромными цифрами на плитах стены, набрал на мобиле и позвонил. Узнал адрес и поехал. Дело в том, что накануне уронил свой фотоаппарат. Как же я в Галерею пойду без него? Мастерская на другом берегу Камы. Далеко. Но съездил. Всё без толку: ремонт дорог и долог. Возвращаюсь в Краснокамск. Вечером мы ещё посидели с Алексеем над репертуаром того, что же мне читать и что петь завтра на бард-кафе. Очень толковый разбор, дельные советы. Определились. Спокойной ночи. А Галерея два дня работала в закрытом режиме. Но я туда попаду! Прогулки по городу - это так здорово! Выйду на пенсию – буду ходить, ходить, ходить… Бард-кафе в 19-00. Время обеденное. А не сотворить ли нам плов. И я уже на рынке покупаю необходимые ингредиенты: пропаренный рис, лук, морковь, мясо, чеснок, зиру. Барбарис плохой. Ёмон (с узб. –плохо). Но еду на Крупскую, 89 с тем, что есть, благо Рита дома. И вот мы с ней уже строгаем морковку, шинкуем лук, жарим мясо, готовим зирвак… А-а-а!!! нет крупной соли! Всё пропало! Мясо уже на «подходе». Но Валера спасает ситуацию. Объездив пять магазинов, всё же находит искомое. Оказывается, в Перми начался засол капусты. Кстати, в запасниках Валеры и барбарис нашёлся. Так что всё в порядке. Время подходит к отъезду. А плов ещё не дошёл. Была у меня задумка закончить выступление стихотворением «О котах и плове» и фразой «плов в студию!» поставить жирную от плова точку. Не срослось. Но Рита остаётся, а потому даёт ей ЦУ, когда выключить казан, и уезжаем. Я почти не волнуюсь. Заходим в бард-кафе. Там уже сидят люди и пьют чай, кофе. Всё демократично. Начинается первое отделении «Гитара по кругу». Дуэт. Потом Рим Мушаков. Кто-то ещё поёт, скоро на сцену. На звуке Евгений Матвеев. Рядом жена его - Галина. Знакомлюсь со всеми по очереди. Снимает всё на видео Николай Трухин. А я без гитары. Начинаем судорожно подбирать. Эта – семиструнка. У этой «ля западает…», помните тапёра в «Последнем лете детства»?). Алексей берёт гитару с западающей «ля» и в несколько минут восстанавливает звук. Вот и меня объявили. По выбранному Алексеем репертуару я читаю двенадцать стихотворений и пою две песни. Когда выходишь на сцену, подходишь к микрофону, происходит НЕЧТО, необъяснимое и прекрасное. Ведь я сейчас поделюсь с этими людьми сокровенным! Счастьем и горем, заботами и раскаянием. Поймут ли они меня? Ребята поздравили. Сказали, что всё прошло хорошо. Хлопали много. Даже несколько книжек «Мурман.Лит.Ру» купили. Ну что же, будет с чего магарыч покупать. А тем временем на сцену поднялся Стас Смолин. Он замечательно поёт. И ведь в обычном разговоре заикается, а возьмёт гитару в руки и куда то заикание сбегает. Второй участник третьего отделения – Сергей Локтин опаздывает по независящим от него причинам, а потому Стас отдувается за двоих. Но вот Сергей здесь. Берёт гитару… и в зале вздох восторга: не зря ждали! Исполнитель он классный! Вот и заканчивается концерт. Убирает аппаратуру, расставляем столы-стулья и … к Кокшаровым. По дороге я заскакиваю в вино-водочный, чтобы купить бутылку коньяка. И вот в небольшую квартирку Валеры и Риты набивается полтора десятка человек. Едим плов, пьём за здравие женщин и бардов, за поэзию и фестивали… Гитара и стихи по кругу! Когда почти все разъезжаются, в зале остаёмся Николай Трухин, я и Валера. Промелькнула Анюта, дочь моих друзей. Раздала упаковки зелёного чая и … упорхнула. А утром Валера отвёз меня на вокзал. Я взял билет на 13-13 отправлением в 13 вагон.. и пошёл в галерею. Да, если бы я уехал, не посмотрев, творения Шишкина и Левитана, Куинджи и Айвазовского… то был бы не прав. Но впечатлила меня «Ольга-княжна» кисти Карла Брюллова. Кого же она мне напоминает? Да это же – Олечка – Солнечный Зайчик! Вот это сходство! Вот тебе и расстояние в века! Да ещё зал деревянного зодчества поразил. Не зря! Нет, не зря я задумал эту поездку! Но время. Бегу в церквушку, рядом стоящую поставить свечки за упокой маме и папе и ушедшим Туда родным и друзьям, и за здравие детей, внуков, жены, родных и друзей. Звонок Валеры… Выхожу из церкви. Он успевает ещё показать мне работу Рериха в одной из часовен города, а потом на Пермь-2. Тепло расстаёмся. До встречи, дорогой!

С жадностью смотрю на убегающие от меня дома, деревья, реки Урала… Ну что, салям, Москва. В Москве я успеваю до поезда встретиться с одноклассницей и другом, да ещё в Государственный музей изобразительных искусств сходить на выставку импрессионистов, где опять встретиться с картинами Дега, Моне, Ренуара и впервые увидеть работы Шагала...