Вояж. часть первая. дубна - город любви и счастья

Сергей Зубанов
-Мурманск
(из сборника "Путевые очерки")
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДУБНА - ГОРОД ЛЮБВИ И СЧАСТЬЯ

Всё можно планировать и осуществить самому. Но лучше всё же обратиться к Господу за помощью. И тогда всё получится. Если мысли у Вас чистые, а сердце доброе. Хочется верить, что у меня это именно так. Иначе я не был бы так счастлив, посетив эти города без помощи туроператоров и какой-либо подготовки. Благо билеты были бесплатными, ибо я есмь - железнодорожник. Выписав билет до Перми через Питер и Москву, взяв с собой тысячу рублей, а больше и не было (но получку должны были вот-вот перевести), кофе, сахар, печенье, две пачки китайской отравы (это я о лапше туристической), бритвенные и туалетные принадлежности. Кружку "Соловки"( на Соловках в этом августе купленную), чтобы пить чай или кофе в вагоне и не канючить у проводников стакан. Да, авторучку, тетрадь, документы, тапочки и трико, да очки не забыть... И вот уже п№21 везёт меня в Питер. Погода меня всегда радует. Даже если холодрыга забирается под кожу. Или от духоты и жары обтекаю противным потом. Закон, усвоенный из фильма"Служебный роман". К сожалению, время на посещение друзей не было, поэтому - Эрмитаж. Импрессионисты. Вокзал.
И с Савеловского вокзала бегом на электричку до Дубны (вернее, до станции Большая Волга). Первая заминка (их будет немало в моём путешествии, но с ними интереснее даже): электропоезд останавливается на полпути до намеченной цели –станция и одноимённый город Дмитров, названные в честь болгарского коммуниста.«Окна» по ремонту пути.- ?!- Начинаю тихохонько паниковать, так как фестиваль «Серебряная псалтирь» в Дубне уже открылся. Я и так на сутки припозднился. А ведь мой отпуск начнётся только завтра. Уехать раньше стоило нескольких вёдер крови и пары килограмм нервных клеток. А тут… Брожу одиноко по перрону. Ба, я не одинок! Земляк! «Салям, урток.» «Салям»… Всё, что я знал на языке своей родины, уже сказал. Дальше разговор пошёл на русском. Он тоже в шоке, билет –то взят до Запрудни. Ещё ехать и ехать. Но вот подходит ещё электричка. Садимся. У кассиров спрашиваю, доеду я сегодня до Дубны или нет. Успокоили. Доеду. Надо только выйти и через 20 мин подойдёт моя. Ур-р-р-а!!! Дальше – проще. С земляком тепло расстались в Запрудне. На Большой Волге вышел, подивился старинному паровозу на постаменте у вокзала (как же я в 2009 году его не заметил?. И на остановку. По пути созвонился с Еленой Злобиной, одним из организаторов фестиваля (хотя вся поклажа из забот и треволнений на её плечиках и умещалась). Далее мой путь в Университет. Там во время большой перемены студентам поют Ирина Леонова, Игорь Петров, Виктор Попов, Игорь Козлов («папа» этого фестиваля, ныне живущий во Вьетнаме, где работает по контракту). Читает стихи Алексей Критский.. Отношение публики меня если не шокировало, то несколько обескуражило. Здесь ребята получают ВЫСШЕЕ, ГУМАНИТАРНОЕ образование. Но вовремя выступления очень, ну очень не рядовых бардов и исполнителей весьма громогласно обсуждают с друзьями свои дела. Виктор Попов даже прибавил громкости, исполняя одну из песен… Так ребята сзади меня тоже усилили свои речевые рулады. В общем, послушать сегодня мастеров в удовольствие не получилось… После концерта все участники поехали на местное телевидение,прихватив и меня, так как место моего обитания все фестивальные дни было рядом– улица Энтузиастов, 19/1. А комнатка весьма и весьма привлекательна, удобна.Всё комфортно. Привёл себя в порядок. Душ… Гм-м. Не, ну душ, душ. Ничего, я и в худших бывал. И удовольствие всё равно получал. Теперь на прогулку. По улице Боголюбова выхожу к Волге. Ах! Красота-то какая!!!! Осень! Золотая! Плюс девять. Листья берёзовые усеяли аллеи, и ещё на деревьях «колосится» немало. Иду вдоль водного стадиона. Фотографирую. Любуюсь. Любуюсь и фотографирую…Перехожу плотину. С высоты её вижу рыбачащих волгарей. На другой стороне реки иду по улице «дубнинская рублёвка». Замки, коттеджи – один шикарнее другого.Иду. Любуюсь. Не фотографирую: «А вдруг мне за этого чего-нибудь будет»(из песни В.С.Высоцкого). Перехожу заболоченный пруд (озерцо, речку, не понять). Камыши! Эх, достать бы… Но болотина, всё же… Достал-таки. Потом до самого отъезда он пел мне песню сверчка. Как? Очень просто. Я поставил камыш в угол.Один лист его упирался в дверь. И когда дверь открывалась, то раздавались цикады сверчка.

А в 15-00 после обеда в храме «Рождества Иоана Предтечи» наша «агитбригада» едет на концерт в Запрудню. Зажигает Виталий Верушкин с «Ужином в китайском ресторане». Зал хохочет! Игорь Петров поёт песню «Про гадёнышка». Сосед по «камере» - Александр Базанов (не просто одноклубник, но в поездке по заставам и в/ч нашего Кольского Севера –«ответственный дежурный по Зубанову»,т.к. я в то время напоминал героя из м/ф по сказке Дж. Родари (Джованни,по-моему), всё терял, забывал) продолжил работу с детьми (а первый концерт был для детей), да так увлёкся, что Елене пришлось применять автомат (не пугайтесь, детский). Но Александр-то принял его за настоящий… А иначе Ирине Леоновой не осталось бы времени на выступление. То, что она исполнила со своими аккомпаниаторами, мужем Андреем и Юрой, музыкальным Чудотворцем, описанию не подлежит! Их надо было слушать! Как это было прекрасно! Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Дети, «в сад»! Вернее, по домам. После небольшого перерыва концерт для взрослых. Разбавляем поэзией замечательное выступление вышеперечисленных: Алексей Критский читает много и хорошо. Стихи крепкие, умные… Мне тоже позволяют прочитать «Чудесный хлебушек» и «Я - гобой!».
А после концерта – чаепитие. Пицца. Её много… Чай, кофе, бутерброды.Подкрепились? Ну, тогда по домам! Но если вы подумали, что день закончился, то очень ошиблись! Он закончится часов в м-м-м, пять утра…
Мы с Александром приготовилисьужинать..., но ... "тут постучали снизу" (это из песни Сергея Каплана- замечательная песня!) и мы отправились вниз, где обитали Виталий Верушкин,Сергей Учанейшвили и Михаил Анатольевич Кукулевич. Засиделись допоздна. Наутро я решил идти купаться, всё уговаривал кого-нибудь для страховки составить компанию... Не уговорил. Но гулять пошёл. Недалеко от общаги встретил земляков из Узбекистана. Разговорились с одним. Сочинилось... Оговорюсь, оно очень адресное. Я до сих пор люблю свой Ташкент и людей, там живущих. Есть там друзья, которые мне, как братья. Но, к несчастью, в каждом народе есть подонки. Вот одному из них и сочинение моё:
Узбеки растворяются в Руси,
Как в крепком, вкусном... кипятке.
Я одного в Дубне спросил:
"Что делаешь в России, амаке*,
Оставив дом, жену, чудесный сад,
Вдали от благодатных мест?"
Он мне "Рахмат" да "мархамат"**...
Слова хорошие, но мат он мат и есть.
А помнишь в девяностые ты гнал
Русскоязычных из Ташкента вон?!
Тебя аллах за это покарал,
хайвон!***


*друг, брат
**спасибо,пожалуйста
***зверь, обидное прозвище для узбеков
Простите меня добрые люди за такое злотворение.
Конечно, я зашёл в близлежащий храм поставить свечки за упокой усопших, за здравие живых. Это был храм Рождества Иоана Предтечи. Погода баловала. Ах, да!!!Сегодня же приезжает Олечка - Солнечный Зайчик. И мне поручено встречать этого светлого Человека. Не надо гадать… Я её не встретил: она проехала до ст.Дубна. Смотрю я на нас с Олей и думаю: как же мы похожи на героев Пьера Ришара и Орнеллы Мути из фильма "Невезучие"... Нет, в Дубну, так в Дубну.

От Дубны к Дубне
Шёл два года я.
Ныне радость мне!
Слава волгарям!

Сокращая путь,
Так спешил в Дубну.
От Москвы чуть-чуть,
Ну же! Ну же! Ну...

Вот и всё! Мы вновь
Вместе! Ну, почти...
Здравствуй! Ах! Любовь!
В сердце-да прочти...

От Дубны до Дубны...
Снова сборы в путь.
Коротеньки сны.
Да и не уснуть!

А в храме 4 ноября мы все будем на службе по случаю празднования Иконы Казанской Божьей Матери. И я буду долго-долго слушать звонаря... Это музыка –вечна…Пусть будет так.
Вчера я полночи, оставив сей отчёт, смотрел (в который раз уже) замечательный фильм Владимира Хотиненко "Зеркало для героя". Совсем немного фильмов я готов пересматривать не по разу в месяц: "Кин-дза-дза", "Вам и не снилось", "Влюблённые", "Невеста из Вуадиля" и "Зеркало для героя". Если ташкентские ленты мне нужны для возвращения в детство и юность, то "Зеркало...", куда ты меня зовёшь? У меня есть дверца потаённая, куда я (когда один, когда с женой) сбегаю из Мурманска в «мой дом», недалеко от водопада с исцеляющей водой (подарок Мирзакарима Норбекова). Совсем недавно у меня появилась форточка…. Когда я её открываю и выглядываю в неё, то вижу Ташкент 1966 года. Ещё ТОТ, до землетрясения! Я могу пролезть в форточку (она большая) и погулять там. Увидеть маму и папу, брата и соседей по баракам на Хмельницкого, 57... Посмотреть, как я играю в ашички и в лянгу, качу колесо от велика с помощью куска проволоки... "Зеркало для героя" -тоже форточка. С добрым напутствием...

Идём обедать в тот же храм, где я был утром. После трапезы Саша Базанов и Виталий Верушкин, Олечка и Алексей Критский по очереди поют и читают стихи...
Позже, когда мы совсем задружимся с Виталием он даст послушать, как в груди у него тикает механизм его жизни. В прошлом году вместо фестиваля попал на операционный стол. Операция шла 7,5 часов. Жив!

Виталию Верушкину

Прислоняюсь к твоей груди,
Чтоб услышать не "тук-тук-тук".
Слышу мерное "тик-тик-тик"...
Всё равно ты мне -ДРУГ! ДРУГ! ДРУГ!

А помнит кто песню "...даже если будет сердце из нейлона, мы заставим беспокоиться его..."?
Его ЖИВОЕ, БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ НЕ ДАЁТ ЗАБЫТЬ, ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!!!!
А тем временем пора собираться в путь, в Запрудню. Мы выходим из храма вместе с Олей: "Смотри, как здорово - цвет забора совпадает с цветом яблочек райских!" Мы подбегаем к яблоне и рвём райские яблочки на всех. А стена- забор отныне называется "СТЕНА СЧАСТЬЯ!"
Ба, да тут кино про нас снимают. Саша, дока в общении с кинематографистами. Берёт вожжи в руки и... Кино снято. А я, тем временем, фотографировал. А в Запрудню мы едем на авто физика Пантекорво (он упоминается в одной из песен В.С.Высоцкого)... Приехал Кукулевич! Ура! Вспомнили его гастроли в Мурманске. Передал мне книжку стихов для Лены Фоминой, творчество которой Михаил Анатольевич обожает. Ещё один участник концерта - Владимир Щукин! Композитор,исполнитель, автор песен для детей и взрослых. Что он на сцене творил ради совсем немногочисленной публики!!! Спасибо, Владимир! А потом Ирина Леонова с Андрееми Юрой... Ах, как было хорошо… А вечером посиделки с песнями и стихами, рассказами и разговорами о проблемах песни, настоящей, русской. Не дешёвки попсовой... Расходимся под утро. И сразу же на мастер-класс.Я в "поэзию" к Игорю Козлову. Времени немного, но за 15-20 мин он мне открыл много такого, что и не чаял узнать. А ведь побывал не на одном мастер-классе. Причём, как тактично и доброжелательно всё было... Спасибо, Игорь. А после мастер-класса бегом на концерт Кукулевича. Ах, какой умничка НАШ «Михаиланатольевич». Забегая вперёд, расскажу, что я прочитал сборник его рассказов ("Записки молодого врача") в поезде, по дороге в Пермь. И хохотал! И плакать хотел! Давно я такого чистого слова, вкусных фраз не читал. Гала-концерт прошёл при почти заполненном зале, хотя цена билета - 350 рублей - более, чем серьёзная. А ещё в это утро провожал Олю домой. Вышли заранее, за час, чтобы не опоздать. Ходу до станции 10-15 мин... Вы почти угадали. Не, успели, конечно! Но - впритык. Как я мог заблудиться в этом пакгаузе?! Вот что значит - сокращать путь...

Не вздохнуть! Не выдохнуть! И сдавило грудь!
Нам отмерил боженька времени чуть-чуть:
Под стихи и песни, что звучат по кругу
Нам не объясниться здесь! Сейчас!!! Друг другу...

Сменяла бессонная ночь день и вечер.
Мы рядом, в руке рука. От всех далече...
Летаем над Хотимском, над Ташкентом парим.
Под нами Дубна и Питер и "вечный" Рим.
....................................

ВОТ И УЕХАЛА…
А я вернулся в общагу-гостиницу, чтобы собрать вещи, сдать номер... О чём я? Фестиваль завершился. Распрощались с прибалтами, Сергеем Учайнешвили, Виталием Верушкиным. Когда-то, давным-давно,я написал стихотворение:
Как окурок в ночи,
Расчеркнувшись искрою,
На Кызыл-Тукмачи
Появлюсь я... и скроюсь.
Не ищи, друг Виталий,
нет в живых меня боле.
Это дух мой витает
Там, где был я в неволе

Я всё думал: ну нет у меня такого друга Виталия, чтобы искал меня! Теперь есть! Я понял, к кому я тогда обращался.
А в Москву мы ехали очень дружной семьёй: Михаил Анатольевич рассказывал о Костроме, Москве... Саша Базанов поддерживал разговор(Саша только-только из Израиля приехал). Девчонки из Вологды и я слушали их, раскрыв рты. Вот и Москва. Саша и Михаил Анатольевич уже дома. Я, с Машей и Наташей, на Ярославский (им в Вологду, а мне дальше - в Пермь). И так - продолжим путь. С тысячью рублями в кармане…
P.S.
Приношу благодарность Александру Харашу за редактирование и правку очерка.

Продолжение следует...