Моя страна - дорога!

Сергей Зубанов
  Моя страна - дорога!
[Узбекистан 09.08.1957]
(из сборника "Путевые очерки")
gavroch7 ; piligrim ли я?

Друзья, я не стал бы называть ниже приведённое путешествием. Это некое эссе о самом себе. Надо же Вам представиться. Кому не по душе придётся, всё, что я написал, звинйте.

Прежде чем я назовусь пилигримом, предлагаю стихотворение посв. Настоящим пилигримам.

пилигримы
Piligrim – ст. нем. – странствующий
богомолец; путник, странник. Пос.
семейству Волжских.
Пилигримы, Вы – мои пилигримы,
И ругаемы толпой и судимы.
Мол, на месте Вам чего-то неймётся,
Жизнь шагреневою кожею мнётся.

Объясню той толпе, не пороком
Им бродяжий билет выдан – роком!
Или кармой, по каким-то поверьям.
Только в карму я, признаться, не верю.

Я в любви объяснюсь пилигримам:
Иудеям, полякам и финнам.
СССР, СНГ и Россия,
У тебя на коленях просил я:

Пусть напасти пройдут мимо них.
Мимо церкви, мечети и кирх.
Просто знаю, что очень ранимы,
Так любимые мной пилигримы.
2001

А мой путь недлинен. Судите сами: рожден в Ташкенте, но поскольку корни в Беларуси, то все детские годы там ( или в п/л в предгорьях Ташкента: Бастандык, Товаксай, Бричмулла; да, в школьные годы поездка в Москву от школы и по Узбекистану на соревнования по спортивной ходьбе; а так как классным у нас был Мужик, то частые вылазки в предгорья Тянь-Шаня (за Чарвак)
О горах, пионерском лагере и др.

Бричмулла, Бостандык, Товаксай,
Алычёво-ореховый рай.
И подъёмы под возгласы горна –
Это вам не жеванье попкорна.

Пионерский костёр и линейки,
И побеги к ручью сквозь лазейки.
К детству я повернулся спиной,
Но оно всё равно предо мной.

И вот остановился чудный миг:
С Хусанчиками еду в Бостандык.
август 2003

. Учеба в ж/д техникуме позволила на практике осмотреть Ангрен, Ахангаран, Джизак и другие узбекские города. Служба в учебке под Петергофом. На практике поездки до станции Дно, Нарва. После учебки был направлен в ж/д часть в г. Волховстрое. По служебной надобности объездил Восхитительную Карелию. Ледмозеро, Петрозаводск, Медвежегорск, ст. Вичка. «Беломорканал»
«Курить у вас «Беломорканал», всё равно, что если бы мы выпустили сигареты «Освенцим».
Фраза польского журналиста
Это было на станции Вичка,
Мне мужик в телогрейке седой:
«Эй, служивый, подкинь-ка, друг, спички,
поделюсь «Беломором» с тобой»…

Спички дал, но достал свою «Приму»…
« Да, «московская» ноне в чести…
…Бают, мёртвые сраму не имут?
Как грехи нам, живым, открестить?»

Мы глядим на Онежскую синь,
Лесопилка стрекочет вдали…
… «Я сюда из Ташкента, прикинь,
58-я б прим…

… И таких было тыщи и тыщи,
сколько нас в тот канал залегло?
Вдоль него не увидишь кладбища…
Сколько прожито лет… тяжело…»

Он смолил «Беломор» свой вонючий,
И полпачки уже искурил.
Набежали над озером тучи…
То ль рассказывал, то ли скулил.

…Эти тучи как с мёртвыми тачки…
С чувством странным я руку пожал.
Взглядом сжёг эту карту на пачке,
Пнул её и к себе зашагал…
28.03.2005.


После службы хотел попасть в море, для чего поехал в Калининград. Жил у приятеля в Мамонове – 500м до границы с Польшей. На выходных с друзьями ездили в тогда еще близкую Прибалтику…
Песня Рустама Сагдуллаева
посвящается Камилле Ю.
По пыльным улочкам Саларского посёлка
Катил я колесо судьбы своей.
В столице ситца, саржи, шёлка
Я прожевал краюху лучших дней.

Оставив за спиною сорок лет,
На сердце и любви не ставлю крест,
Лишь праведник способен дать обет
И то вдали от этих райских мест.

Я вспоминаю, как играли в лянгу,
В ашички, в стукана, дукаты…
Отправился в Прибалтику, в Палангу,
Чтобы увидеть чуждые закаты.

Я приезжаю в этот край как сын.
К земле родной вновь припаду губами
И съем её сухую, словно сыр,
Смочив горючими слезами.

И умиляюсь, детство вспоминая,
Как я сидел на шее бати.
На шествии в день славный Первомая…
Не помню, как добрался до кровати.

Как золотил верхушки тополей
Хозяин края – солнце-хан.
Как для страны мы урожай полей
Везли на общий дастархан.

Как вратарём мой брат Евгений
С друзьями защищал наш дом.
Нам бог не выдавал знамений.
Нет! Дал однажды. В шестьдесят шестом.

И все забавы словно оборвало,
И дети повзрослели как в войне.
Пустые камеры несутся по Салару.
От этой пустоты ещё больней.



Твои глаза, и губы, и косички
Увидел я на Шота Руставели.
Как счастлив брат и две твои сестрички,
Что трогать их нечаянно посмели.

Потом с тобой в парк Кирова на танцы
Мы каждый вечер бегали вдвоём.
А помнишь, хулиганы-оборванцы
Пристали к нам, и я махнул ''пером''?

Изгибы, переплёты махалли:
Чапаната, Каракамыш и Дарбаза…
Тогда с тобою думать ли могли,
Что не увижу вновь твои глаза?

Я на суде не выглядел позёром,
Увидев пятна покрасневших век.
Вот так мутнеют чистые озёра
И высыхают русла рек.

Всё позади, все ''прелести'' тюрьмы.
И север мне теплей, чем южный край.
Но кто, скажи, на этом свете мы? –
Камилла, милая, скорее отвечай.
…в Светлогорск, Зеленогорск, Ригу (это я уже работая на судорем. заводе). Затем договорились всей ватагой ехать в Дудинку. Подали заявления на увольнение.… Но сразу подписали только мне. Остальные должны были что-то отработать. Поехал в Беларусь дожидаться телеграммы от друзей. Но через месяц у дядьки кончилось терпение и он меня со шматом сала отправил к тетке в Мурманск. На етом советское мое «пилигримство» закончилось. Вскоре я влюбился, женился, нарожал детей и если и ездил куда, то только в Ташкент к родителям. Но недавно умерла мама (папа еще ранее), «…границы открылись, как ворота в Кремле…», почти… и наш первый вояж был в Париж (помните замечательный рассказ М. Веллера «Хочу в Париж»?). Автовояж «Французские каникулы» или «галопом по Европам». Вот мои вирши «оттуда»

НАЧАЛО ТУРА
Ирине Мишкиной
Ирина в окруженье Янов
Везет нас к яркому Парижу.
Не волны наши ноги лижут:
Стада откормленных баранов.

Мелькают страны как на слайдах:
Всего три дня – а пол-Европы.
В автобусе устали попы,
Но продвиженью очень рады:

Нас ждут Монмартр, Пер-Лашез,
Булонский Лес, Версаль и Сена…
Как далеко борщи, «Дюшес»,
Родные реки, русский лес…

Вернусь и рухну на колено.
Дорога Лилль – Париж 08.08.07.

СПУТНИКАМ ПО ТУРУ
«ФРАНЦУЗСКИЕ КАНИКУЛЫ»

В пути друг друга познавали люди,
В гостиницах и ресторациях,
Деля и стол, и булочку на блюде…,
И о Париже информацию.

Всей группой неразлучные до ночи,
В метро парижском в поисках sorti.*
Мы подружились, говоря короче…
Не горе, что на всех один сортир.

Париж, Брюссель и Хельсинки,
Монмартр, Лувр, Rue de Pigal**,
Мирей Матье и Джо Дассена песенки,
И шведский стол на «VIKING LEIN»…

Все это вряд ли позабудется.
Спасибо, мои новые друзья!
Еще споем мы на парижских улицах…
И в Амстердаме выкурим кальян.
PARIS 09.08.07.
*sorti- выход (фр.)
**Rue de Pigal – ул. Пигаль в Париже, где нах. знаменитое кабаре «Мулен Руж»
ПРОГУЛКА НА КАТЕРЕ ПО СЕНЕ В ЦЕНТРЕ ПАРИЖА
или Спецназ-2
Разноязыкая и пестрая толпа
Спеша, уселась в кресла катерочка.
Бьет в парапет несмелая волна.
«Отчаливай, браток, в чем заморочки?»

Гундосит в пульте перевод неточный.
А мы вдоль Сен-Шапель и Нотр-Дама,
Консьержери… Сосед мой склочный:
«Вы не бывали, сударь, на Багамах?

Ах, ночи там: ни звездочки, ни зги…»
«Нет. Никогда. Зато в Баграме
Оставил духам ихним полноги…»

А гид-француз в дырявом пиджаке
Талдычит что-то под шансон Дассена.
Да, в том году скажи нам: «Взять Париж!» –
Была б нам ваша Сена по колено.

Мне неожиданно наш ветерансовет
В Европу турпутевку выдал,
Чтоб не в прицел увидел снайпер свет
И не считал себя советским быдлом.

Я по ночам кричу еще… неслышно:
«Серега, духи! Берегись, Сергей!»
Не виноват, что так паскудно вышло:
Их было десять одушманенных зверей.

Не культя по ночам болит – нога.
Как будто на ступне содрал мозоли.
Ее мне не приделать никогда…
Где я сейчас? А-а, памятник Де Голлю.

Мне с костылем на палубе неловко.
«Живей матрос, а то скажу две строчки…»
В глазах моих, увидев ствол винтовки,
Согнулся втрое, будто продал почки.

Ну, что там Лувр? Что твоя «Джоконда»?
Солдату в душу будто заглянула:
«Парижем насладишься – двигай в Лондон»
С ухмылкой иль с ехидцей подмигнула.
Ст. Боярская авг.2007г.

О Париже говорить не надо. О нем надо петь. Как пели Edit Piaf, Joe Dassin, Mireille Mathieu, Patricia Kaas и другие. И говорить, говорить, говорить на смеси из французских выражений из разговорника, моего школьного немецкого, английского жены и жестов. Это был настоящий кайф. Не архитектура (Питер наш покраше будет), ни Лувр ( нашему Эрмитажу в подметки не годится), ни прогулка по Сене (м-м, впечатления самые прекрасные, но Нева, Нева, Нева!!!), а, именно общение с чудесными, замечательными, добродушными французами, итальянцами, немцами, японцами (а, интересно, что про меня подумала японская красавица на пароме, когда в танце я ей пытался петь песни сестер Дза Пинац?). Амстердам и Лилль, Стокгольм и Хельсинки, путешествие на пароме Viking Lain, сам Париж, наконец, – все это оставило неизгладимое впечатление на неподготовленного совка. Но Брюссель, ночная Королевская площадь, классное, самое вкусное пиво на свете (из того, что пил до этого), Писающий мальчик и опять общение, общение, общение.… Это был шок! И как же здорово было провести остаток отпуска в глубинке Северной Карелии (рыбачить, собирать грибы и ягоды). Да, чуть не пропустил. Перед поездкой в Париж в январе-феврале 2007 года навещал своих ташкентских друзей в Старом Осколе. Съездил в Воронеж. Оттуда привез САШЕ И ЕЛЕНЕ ВОЛЖСКИМ

Тринадцать лет почти забвения…
Живу с женой почти в согласии…
Но вспомнилась страна ПОРТВЕЙНия,
БОЯН – ШИРИНия, ОК – МУСАЛАСия…

И я помчался на свидание
С братишкой названным, сестрою Ленкою.
С трудом сдержал свои рыдания,
Не получив под зад коленкою.

Прости любовь мою неверную…
Старооскольские свидания
Я буду вспоминать, наверное,
Уйдя в страну ШАХИ – ЗИНДАНию.
16.01.07. автовокзал г. Воронеж

ВОРОНЕЖСКИЕ IMPRESSIONISME

Звезды гроздьями с неба свесились.
Я рукой их бесстыже трогаю.
Как Га – Ноцри, как Новый Мессия*
Попираю поля уБОГие.

А поля, что близень Воронежа
Испоганены трассой донельзя.
На асфальт зерно не уронишь же,
Видно в карме моей страны изъян.

Крик младенческий редким стал:
BMW голосят да «оппели».
Телик чаще все i don,t understand…
И в крещение ныне оттепель.
----------
*для рифмы вынужден переместить ударение на первый слог.

В этот год мы с женой рванули в Египет (сорвалась поездка в Германию к ташкентскому пилигриму). И был Каир с его Музеем, Пирамидами, магазинчиками, толкотней и грязью, роскошью и нищетой, мирно пока еще соседствующими бок о бок (до сих пор в недоумении: как можно сотворить богопротивное деяние, разрыть могилы своих усопших и выставить все это на обозрение и еще фишку из этого сотворить? Может и нам Рублевские кладбища вскрыть и пыжиться гробами и покойниками тамошними? Бр-р-р-р.) Но как Альтернатива «огромному и ужасному» выступила Александрия, милый приморский, ухоженный, как клумба, город. И купание в Средиземном Море явилось апофеозом поездки. Остаток отпуска загорали, купались в Красном Море на берегу коралловой лагуны (отель Al Nabila Grand Makadi Bay). Как сказал Андрей Миронов в х/ф «Обыкновенное Чудо»: м-м-м, рекомендую. К несчастью, вирус убил все фото из Египта, хорошо, что часть я успел скачать на свою страницу vkontakte, приглашаю. Общение с канадцами и немцами, итальянцами и так теперь далекими украинцами доставило огромное удовольствие. Со многими подружился. Пришлось доставать школьные учебники по немецкому языку, а за французский взялся серьезнее, теперь запросто спою вам «Salut», и смогу объясниться с франкоговорящей, не очень привередливой une femme. А итальянская братва записала мне в песенник «Bella, chao». Оттуда я привез и свою песню, исполняемую на мотив малининской «Леди Гамильтон»
Al Nabila
B «Al Nabila Grand Makadi»
После северной весны
Я с женой приехал, с Надей.
Возвращаюсь без жены:

За кальян, табак и уголь,
И верблюдов двадцать пять
Я ее оставил другу.
Ладен Бен другана звать.

Пусть теперь ему Надюшка
Объясняет, кто здесь тать,
Выбьет зубы, пустит юшку,
На метле начнет летать.

И тогда кальян и уголь,
И верблюдов двадцать пять
Ладен мне подарит, другу,
Чтоб жену забрал опять…

Это далеко, очень далеко – Красное море, кораллы.
Танец живота пляшет Сулико, курят кальян, слушая Аллу.
Это Египет, парни, Хургада – страна детских грез.
За долгий труд наша награда – море из слез.

Ждем нового отпуска. Что он нам принесет? А теперь выносите свой вердикт – Piligrim ли я. На прощание шуточное
«FLYING DATCHMEN»*

Пусть запас семейных денег весь потрачен,
Но купил я в «Эльдорадо» “Flying Datchmen”.
И сегодня отхожу от «Петушинки»,
Не роняй, жена, на пирс свои слезинки:
Покупал в кредит, он не погашен…
И воскликнул капитан мне: « No! Russion!!»**


* «ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ»

**РУССКИМ – НЕТ! (только не русские!!!)
P.S.
Надеюсь, что не утомил Вас своими стихотворениями. С уважением Сергей Зубанов