Мы готовы ко всему, кроме голодухи!

Владимир Платонов 3
            Ах, русская банька! Хорошо в выходной день после непростой трудовой недели похлестать себя березовым веником, прогреть кости, выгнать шлаки.
            Я захожу в парилку, но прежде, чем начать париться, решаю сначала прогреться и пропотеть. Сажусь на скамейку и жду, когда начнется обильное потоотделение. Народу в парной много, но места всем хватает. Я слышу шлепки распаренных веников, старательно охаживающих разгоряченные тела. Слышу довольное кряканье парильщиков. Кто-то говорит: «Нужно поддать», кто-то отвечает: «Погоди, пока рано». В общем, атмосфера в парилке типичная веселая, поднимающая настроение. Как всегда в таких случаях начинаются беседы «за жизнь». Кто-то жалуется, кто-то критикует власть, кто-то рассказывает о наболевшем. Я смотрю на мужчину лет сорока, старательно прохаживающегося веником по спине соседа по его просьбе. В парной в это время разгорается дискуссия на тему: «Как хорошо было раньше и как трудно стало теперь». Мужчина, явно стараясь подбодрить окружение, работает веником, отпуская при этом всякие шутки, и вот среди прочих, я слышу такую фразу: «Мы готовы ко всему, кроме голодухи!».
            Это было похоже на какой-то экзотический язык. Я прокручиваю в разуме сказанное еще раз, пока, наконец, до меня начинает доходить смысл.
            Но как такое возможно? Если вы готовы «ко всему», то как может наступить «голодуха»?
            После парилки, уже перед самым уходом из бани я спросил у мужчины: «Что он имел ввиду, проговаривая эту фразу?» Как я и ожидал, ответом было вразумительное:
            – А?
            И я решил домыслить её значение самостоятельно. Дома открываю «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка» и выясняю значение слова «готов». Вижу: «готов – такой, который способен сделать, предпринять что-либо». С этой дефиницией я согласен, но решительно не понимаю смысл услышанной в бане фразы. То есть, человек, который готов ко всему, может справиться с чем угодно и не допустить для себя и окружения такого нежелательного состояния, как «голодуха». Как же тогда он одновременно может быть к ней не готов?
            Однако вспомнив все остальные разговоры в парилке, вспомнив общую атмосферу, царящую в обществе, я понял, что имелось ввиду. Имелось ввиду следующее: в данном случае под фразой «готовы ко всему» подразумевалось «готовы терпеть и ничего не предпринимать». То есть: пусть с нами делают что угодно, пусть вводят какие угодно законы, пусть внедряют какую угодно идеологию, пусть как угодно загрязняют окружающую среду, – мы не будем пытаться что-то изменить, и лишь в том случае, если нам станет нечего есть, мы попытаемся как-то на это повлиять. Значит, состояние всеобщего голода – это некий уровень необходимости, начиная с которого человек, возможно, будет пытаться считать себя причиной, но только такое состояние способно вывести его из спячки. А вот чтобы что-то сделать чуть раньше, чтобы не допустить этого – нет, мы пока потерпим!
            И я подумал: до какого же уровня безответственности нужно опуститься, чтобы согласиться с такой установкой? Насколько же сознание должно быть забито ложными данными, чтобы считать такой лозунг правильным? Как должно деградировать общество, чтобы не замечать абсурда в случайно вырвавшихся фразах? Конечно, – кто-то что-то непроизвольно сказал, стоит ли обращать на это внимание? И я бы и не парился, но, увы, произнесенная фраза самым блестящим образом передает весь смысл разговоров и настроений в обществе. «Когда же нам начнут хорошо платить?», – а встречный вопрос: «За что платить?» никому даже в голову не приходит. «Когда увеличат пенсии, пособия?». «Когда сократят рабочий день?». «Когда дадут то, и то, и то?»
            А я задам такой вопрос: «А когда мы перестанем ждать, чтобы нам дали, и попробуем сами произвести достойный продукт, за которым люди выстроятся в очередь, чтобы попытаться обменять его на всяческие блага?». Когда мы сами попытаемся не сидеть, сложа руки, а уже сейчас стать причиной положительных изменений в себе и в окружении?
            Когда?