Клетка и камушки

Людмила Цыганова
Весной, едва растает снег, детвора высыпала на улицу – на солнышко. Малышня играла с утра до вечера, забегая в дом перекусить хлебом с молоком .
Девочки самозабвенно играли в «клетку». На островке чуть подсохшей земли чертили осколком толстого стекла «клетку»: прямоугольник делили на три квадратика слева и столько же справа. Увенчивался прямоугольник полукругом. Далее говорили считалку – кто оставался последним, тот и начинал. Или брали тоненький прутик – кто первым доходил до конца прутика, тот был первым и в игре. А какие были считалки! Это что-то засекреченное и зашифрованное. «Эля-пяле чуха-рюха Иван-дуга чукшт-пукшт пунясь, лиссь». «Пунясь, лиссь» – «пуговица, выходи!». А остальные слова вообще непонятны.
Как-то взрослая уже Леся открыла словарь В.Даля. Оказалось, что «чуха» – это чепуха, чушь, нелепица. «Рюха», «рюшка» – свинья (а еще – игра в чурки, чушки, свинки, городки, где рюху или чурку сбивают палкой). «Чукаво» – в обрез, в обтяжку; «чукан» – щеголь. «Эля» – подол; «пяле» – половина. «Дуга», «дуган» – младший брат. «Пукша» – мясо, мышца…
То есть, детская считалка – это не просто набор слов-нелепиц, это слова-обереги, связанные с игрой. Это своеобразные детские заклинания, чтобы игра была честной, чтобы никто не обижался. Ведь что получается: «Полподола чепухи свинячьей тебе, Ивану-братику, щеголю сытому, мясистому (или сильному?). Пуговица, выходи». Пуговица-это оберег,пугало всего нечистого.
Эти слова перед игрой повторяли в своем детстве наши бабушки, мамы, а потом будут повторять  наши дети и внуки…
Ну вот, сосчитались, а теперь – за игру. У каждой девчушки в наборе было несколько стеклянных осколков от цветных бутылок, склянок и т.д. Становилась игрунья совсем близко к черте (наступать или задевать ее было нельзя) и бросала стекляшку. Сначала на первую клеточку, ту, что ближе. И, прыгая на одной ноге, обходила всю «клетку». Труднее было попасть на третью клетку и параллельную ей, затем – на полукруг и далее – за полукруг.
Лесе и Варе редко удавалось за один кон пройти всю «клетку». Варвара вечно спешила и поэтому перекидывала стекляшку дальше положенного – за черту. Неуклюжая Леся наступала на черту – и все, уходи, кто следующий? Лена Тулабаева, тоненькая, ловкая, с хитрецой почти с одного раза пропрыгивала всю клетку. Аккуратно получалось и у Мани Булдомовой – уж эта не ошибется! И стекляшку самую хорошую где-то нашла, фиолетовую такую. Их ведь тоже надо было подбирать, не каждая годилась для игры. Она должна быть плоской и тяжеловесной, чтобы,  ветром не сдувало.
С утра до вечера прыгала малышня на «клетке». Весенняя земля хорошо оттаптывалась за день и быстро просыхала. «Клетка» становилась почти невидимой, и тогда девчушки искали другую прогалину и усердно чертили большой стекляшкой новую игру.
Жарким летом земля зарастала буйной травой, и в «клетку» играть было уже нельзя. Целыми днями девочки состязались в «камушки» на крылечках. Сядут друг против друга и говорят: «Циликлен, я первая, ты – за мной».
Камушки девочки собирали на улице. У каждой должны были быть свои камушки.  Кто из взрослых найдет округлый  камушек, несет дочкам. Помогали и братья – поднимут где камушек красивый, сестренкам дарят. А девочки сортировали, подбирая примерно одинаковые по весу и форме камешки.
Леся бережно хранила свои камушки. Она их долго и терпеливо подбирала. Но от Варвары разве что спрячешь! Попросит поиграть, половину растеряет. Леся чуть ли не в слезы, но родителям не жаловалась. А Ваня найдет камушек и несет сестре: «На, смотри, какой красивый».
Но как Леся не старалась, ее камушки не шли ни в какое сравнение с камушками Казань Зины. Пять округлых, бело-серого цвета, словно специально отточенных Зининых камушков были предметом зависти всех девчонок. А как Зина играла. Ее невозможно было переиграть. Кон из нескольких приемов она проходила сразу, не ошибаясь и не сбиваясь. Своими изящными пальчиками она так ловко собирала камушки, что все заглядывались на ее игру.
Зинаида была старше остальных девочек года на два-три. Чернявая, смуглолицая, тоненькая, хитрая – сущая цыганка. Играть с ней среди малышни считалось особым форсом. Но переиграть Зину никому не удавалось. Главный,  пятый, камушек выше нее никто не подкидывал.
Леся была тихой, но настойчивой. С Зиной садилась на крылечко чаще всех. И однажды она у нее выиграла! Зине было непривычно проигрывать, но Лесю она похвалила: «Ну, ты молодец! Научилась-таки играть».
«Клетка» и «камушки»… Где вы теперь, такие простые и любимые игры детворы прошлого столетия? А еще девочки коллекционировали разные (желательно, цветные) стекляшки, фарфоровые и керамические осколки – это были их игрушки. На южной стороне дома, там, где был отцовский верстак, наряжали «домушку». И тогда стекляшки и осколки  были и посудой, и иконками в «красном» углу, и разменной монетой. Играли в семью, ходили за покупками в магазин к подругам. Хлеб лепили из липкой грязи, конфетами были мелкие камешки, макаронами – солома.
Вот так играли, развивая свое творчество и фантазию!