Был ли Тевтонский Орден угрозой для Руси?

Вольфганг Акунов
       REX LUPUS DEUS


       Моему другу Андрею Баталову


       Над балтийскими серыми волнами
       Ты свой взор, камерад, задержи.
       Это - море Тевтонского Ордена
       И домен Пресвятой Госпожи.

       Иерей Роман Бычков. Думы на берегу Финского Залива.


       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

       Под пером «энтузиастов» и «популяризаторов» отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки - пусть кровопролитные, но буквально переполняющие историю средневековой Европы эпохи феодальной раздробленности, эпохи войны «всех против всех», превращаются в оборону всей обескровленной татаро-монголами Руси от натиска римско-католической (то есть универсалистской, космополитической и направленной на объединение всего христианского мира под верховной властью римских пап) и в то же время (вот необъяснимое противоречие!) немецко-феодальной (то есть сугубо национальной и - с учетом смертельной вражды между римскими папами и тогдашними германскими императорами, доходившей до отлучения последних - например, Генриха IV или Фридриха II из династии Гогенштауфенов - папами от церкви! - а н т и п а п с к о й ) агрессии.

       А если учесть, что в тогдашнюю «Германию», то есть «Священную Римскую империю (германской нации)», по-латыни: «Sacrum Imperium Romanum (Nationis Teutonicae)», по-немецки: «Heiliges Roemisches Reich (deutscher Nation)» - отнюдь не являвшуюся в действительности, по меткому выражению одного современника, повторенному впоследствии т. Карлом Марксом, ни «священной», ни «римской», ни «империей», ни – добавим мы от себя – «германской» в современном понимании этого слова! - входили добрая половин Италии и Франции, Бургундия, Сицилия, Неаполь, Нидерланды, Чехия, Силезия и прочая и прочая, что в походах-«рейсах» («рейзах», «райзах», нем.: Reisen) «Немецкого» Ордена против язычников столетиями принимали участие уроженцы всех стран Европы - начиная от моравского маркграфа, австрийского герцога и чешского короля (все - в одном лице!) Оттокара (Отакара) II Пшемысла, именно в честь которого был назван основанный им в середине XIII в. в Пруссии город Кенигсберг (нынешний Калининград), и кончая английским принцем Генрихом Дерби, позднее взошедшим на британский престол под именем Генриха IV Ланкастерского - то о каком агрессивном  н е м е ц к о м  национализме можно было вообще в тот период говорить?

        В Крестовом походе «Немецкого» Ордена зимой 1344 г. против языческой Литвы, к примеру, участвовали король Богемии Иоанн Люксембургский, король Венгерский, граф Голландский, герцог де Бурбон, бургграф Нюрнбергский, граф Голштинский (Гольштейнский), чешские, силезские, моравские, австрийские и шотландские рыцари и многие другие. С другой стороны, всегда ли верно изображать «Господин Великий Новгород» - оплот весьма сомнительной, хотя и усердно воспевавшейся, в частности, декабристами вечевой «свободы» (а говоря по-простому – «кто кого перекричит»; да и «вечевых горланов» - профессиональных крикунов - можно было без особых церемоний перекупить за деньги, так что торговля думскими голосами является отнюдь не изобретением нашего времени!) неким щитом, якобы прикрывавшим всю Русь с Запада, от натиска «агрессивного католицизма». Это Новгород-то, изначально бывший не только источником постоянных и направленных всегда на подрыв власти общерусского Великого князя, где бы он не сидел - в стольном ли Киеве, Владимире, Суздале, Твери или Москве! - кровавых смут, но и, самое главное, лютых ересей! «Стригольники», «жидовствующие» и прочие еретики - все они расползались по Святой Руси не откуда-нибудь, а именно из славного Новгорода и другой «северной республики» - Пскова (высокомерно именуемого новгородцами своим «посадом», а говоря по-нашему – «пригородом»)!

        Новгород постоянно враждовал с Псковом. Хорош защитник русской государственности и Православной веры, который даже свою долю дани татаро-монголам отдавал очередному общерусскому Великому князю лишь ценой большой крови и постоянно интриговал против каждого Великого князя Владимирского, натравливая на него других князей, подкупленных новгородским «заволочским» серебром! Этому безобразию был положен конец только Великим Государем Московским и Всея Руси Иоанном III, в результате двух войн силой (причем при активной поддержке другого «ревнителя свободолюбивых вечевых традиций Северной Руси» - упомянутого выше «новгородского посада» Пскова!) усмирившим и подчинившим Своей Державной воле вконец запутавшийся в собственных интригах «Господин Великий Новгород». А окончательно вбил «осиновый кол» в гроб этого оплота «вечевых свобод» и ересей Царь Иоанн Васильевич Грозный, Верховный магистр Ордена православных опричных рыцарей, выступивший, промыслительно (как это ни покажется кому-то странным), в роли «мстителя» за разгром новгородским войском войска другого христианского рыцарского Ордена на (или, по мнению иных историков, при) Чудском озере пятью столетиями ранее!

       Новгородский князь Александр Ярославич, прозванный Невским за свою победу над шведами на реке Неве в 1240 г., постоянно конфликтовал с Новгородом (приходилось даже усмирять непокорство «боярской республики» на Волхове вооруженной рукой, «урезать носы» и «вынимать очи» особо буйным новгородцам, сумевшим настроить против князя его собственного сына Василия Александровичв). В то же время Александр Невский (как и другой выдающийся военно-политический деятель XIII в. - князь Даниил Галицкий) - активно вел переговоры с папой римским Иннокентием IV, причем (как и Даниил) удостоился от папы королевского титула. Об истории получения Даниилом Галицким от папы короны «короля Руси (Рутении)» ныне не знают только полные невежды (чего не скажешь об аналогичной истории коронации Александра Невского - если не считать невразумительного описания в любимом всеми нами с детства романе В. Яна «Юность полководца» прибытия к князю Александру таинственного странника «Андреяша», привезшего ему в мешке королевскую корону от папы римского и отосланного князем обратно «несолоно хлебавши»; скорее всего, речь идет о домысливании уважаемым романистом, в компетентности которого у нас нет ни малейших сомнений - видимо, в угоду тогдашней политической конъюнктуре! - упоминания в «Житии» Святого благоверного князя Александра Невского некоего «Андреяша», пораженного выдающимися качествами Невского победителя; хотя упоминаемый в «Житии» Андреяш - отнюдь не замаскированный под убогого «калику перехожего» тайный папский посланец, а ливонский ландмейстер (провинциальный магистр) Тевтонского Ордена Андреас фон Вельвен, о чем совершенно недвусмысленно сказано в комментариях к «Житию»). До нашего времени сохранились две буллы (послания) папы Иннокентия Александру Невскому - между прочим, сватавшему своего сына за дочь правителя Норвегии Гакона (Хокона), исповедовавшего римско-католический вариант христианской веры. В первой булле, датированной 22 января 1248 г., римский понтифик предлагал князю Александру, именуемому им «благородным мужем Александром герцогом Суздальским» (лат.: nobili viro Alexandro duci Susdaliensi), присоединиться, ПО ПРИМЕРУ ЕГО ПОКОЙНОГО ОТЦА ЯРОСЛАВА (выделено нами - В.А.), к Римской (католической) церкви, и просил его, в случае наступления татар, «извещать об этом наступлении братьев Тевтонского Ордена, в Ливонии пребывающих, дабы... безотлагательно поразмыслить, каким образом с помощью Божией сим татарам мужественное сопротивление оказать». А во второй папской булле (датированной 15 сентября 1248 г.) римский понтифик обращался к князю, который в своем ответе на предыдущую буллу «со всяческим рвением испросил, чтобы (его) приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак чего (он) предложил (папе) воздвигнуть в граде твоем Плескове (Пскове) соборный храм (кафедральный собор) для латинян» (лат.: in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem), уже как к светлейшему королю Новгорода» (лат.: illustri regi Nougardiae). Подробнее обо всем этом при желании можно прочитать в статье А.А. Горского «Два "неудобных" факта из биографии Александра Невского» // «Александр Невский и история России». Новгород, 1996, с. 84-75) и в книге Н.В. Кленова «Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород, Тверь, Смоленск, Москва», М., 2011, с. 42-43).   

       Что касается «дружеских уз», существовавших, по мнению иных горе-историков, между рыцарями Ордена Святой Девы Марии и татаро-монголами, которым они якобы служили чем-то вроде проводников, то наглядным свидетельством этой «нерушимой дружбы» может служить не только высказанная в упомянутой выше папской булле обращенная к Александру Невскому просьба извещать об ожидаемом татарском наступлении «братьев Тевтонского Ордена, в Ливонии пребывающих, дабы...безотлагательно поразмыслить, каким образом с помощью Божией сим татарам мужественное сопротивление оказать», но и битва под Лигницей (Вальштаттом) в 1241 г., в которой силезский князь Генрих Благочестивый со своими польскими и немецкими рыцарями - главным образом, иоаннитами, тамплиерами и тевтонскими «кавалерами Пресвятой Девы Марии», и впрямь «сим татарам мужественное сопротивление оказал», пав под татарскими стрелами и мечами, но преградив тумыням Батыя дальнейший путь на Запад! А в 1389 г. тевтонские «псы-рыцари» в союзе с литовским князем Александром-Витаутасом (по-русски: Витовтом, по-польски: Витольдом) и православными русскими князьями (в том числе и знаменитым воеводой Дмитрия Донского - Дмитрием Боброком Волынцем, фактическим победителем войска ордынского беклелярибека Мамая на поле Куликовом девятью годами ранее!) сразились на реке Ворскле с татарской ордой хана Едигея и своей кровью засвидетельствовали верность Вере Христовой!

       Что же до великой победы объединенного «славянского» (добрую половину которого, впрочем, составляли жмудь, литовцы, армяне, караимы и опять-таки татарские орды!) войска над «проклятыми крыжаками» под Танненбергом («Грюнвальдом»), то ведь именно после этой «великой победы над общими врагами всего славянства» объединенные «братья-славяне», католики-поляки и литвины, стали с удвоенной силой теснить «своих», западнорусских, православных «братьев-славян», и в то же время регулярно ходить огнем и мечом на Москву, пока дело не дошло до лжедмитриев, тушинских воров и Семибоярщины. Такой угрозы Тевтонский Орден Пресвятой Девы Марии для Руси не представлял никогда. Наоборот, именно тевтонские рыцари, вывезенные русскими из завоеванной Ливонии, стояли у истоков создания Иваном Грозным с целью укрепления Российского государства первого в нашем Отечестве военно-рыцарского Ордена - опричнины! Но об этом мы почему-то забываем, хотя это не секрет. Гораздо лучше западают в память, например, такие строки из любимой всеми нами в детстве книжки Натальи Кончаловской «Наша древняя столица» (книжки, действительно замечательной во многих отношениях, хотя и переизданной несколько раз (причем в каждое новое издание вносились исправления, дополнения и купюры, в соответствии с изменениями внутри- и внешнеполитической конъюнктуры Страны Советов). Для вящей убедительности процитируем ее ниже несколько подробнее, чем в эпиграфе:

       Там, куда заходит солнце,
       У балтийских берегов,
       Были крепости ливонцев -
       Наших западных врагов.
       За подъемными мостами
       В замках прятались они,
       Латы с черными крестами
       Надевали в дни войны...
       Был ливонский рыцарь страшен,
       Занимался грабежом.
       Плохо было людям нашим
       За ливонским рубежом...
       Враг-то, видно, чародей,
       Не похожий на людей!
       Уж не черт ли этот враг?
       Не возьмешь его никак!

       («О краях твоих законных, о врагах твоих исконных»)

       Впрочем, не станем далее «растекаться мыс(л)ью по древу», а только заметим себе, что пришла, наверное, пора отказаться от некоторых, хотя бы самых заскорузлых, штампов, и попытаться трезво, без эмоций, разобраться, что это все-таки были за страшные «псы-рыцари», «не похожие на людей».

        Здесь конец и Господу нашему слава!

        ПРИЛОЖЕНИЕ

        СЕМЬ ОСТРЫХ ВОПРОСОВ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

        Прошло 750 лет со дня смерти князя Александра Невского — одного из самых ярких русских правителей. Историки расходятся в оценке его личности и княжения, и многие тайны все еще не раскрыты. 7 острых вопросов Александру Невскому.


        Орда: выясните отношения?

        На взаимоотношения Александра Невского с монголо-татарами существуют разные точки зрения. Евразиец Лев Гумилев всех запутал и спровоцировал, написав, что в 1251 году Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, «вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем». Согласно этой теории, Александр уверенно создал союз с Золотой Ордой, и союз этот рассматривается не как иго, а как благо. Если доверять Гумилеву, во времена Александра Невского существовал политический и военный союз Руси с Ордой.

        По другой версии, более распространенной, у Александра Невского не было другого выхода, и он выбрал меньшее из двух зол. Давление Запада, желание Рима распространить на Руси католичество вынудили Александра пойти на уступки Востоку, потому что тот был терпим к православию. Таким образом Александр Невский сохранил православную Русь.

        Совсем экзотическая версия — эгоистические стремления Александра укрепить свою власть. Вот как на это смотрит академик Валентин Янин: «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил татарскую власть на Новгород, который никогда не был завоеван татарами. Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких».

        Так каковы же истинные причины союза с Ордой? И что это были за отношения — союз или иго?


        Сколько жен?

        В житии Александра Невского сообщается, что в 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. В то же время можно найти сообщения о том, что была и другая жена: «В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра — первая жена князя, Васса — его вторая супруга и дочь Евдокия». Вот что написано в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: «По кончине первой супруги, именем Александры, дочери Полоцкого Князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас Княжною Вассою, коей тело лежит в Успенском монастыре Владимирском, в церкви Рождества Христова, где погребена и дочь его, Евдокия». И все-таки существование второй жены Александра вызывает сомнения и у историков, и у обычных людей, чтящих святого благоверного князя Александра Невского. Существует даже мнение, что Васса — монашеское имя Александры Брячиславовны. Снова загадки?


        Приоритеты: родной брат или названный?

        Этот вопрос Александру Невскому ставит историк XVIII века Александр Татищев в своей «Истории Российской». Он пытается понять, почему ордынцы неожиданно изменили свое отношение к брату Александра Невского Андрею, которого за три года до этого поставили князем Киева. Ведь сын Батыя Сартак в 1246 году неожиданно посылает против него армию, ведомую полководцем Неврюем. По гипотезе Татищева, Александр был причастен к этому: он находился в это время в столице Монгольской империи Каракоруме и якобы донес или пожаловался на брата, что тот выпросил княжение лестью, да и дань платит не сполна. А если принять на веру версию Гумилева о том, что Невский побратался с Сартаком, то полководец Неврюй мог оказаться самим Александром, ведь Неву монголы звали «Нервой».

        На этот вопрос нет убедительного ответа. Известно только, что Александр действительно находился в Орде во время ссоры, а брат его, попав в немилость, потерпел поражение и скрылся заграницей. Вследствие этого новым великим князем стал Александр.


        Новгородская дань: благо или вред?

        В 1252 году Александр Невский оставляет Новгород: в нем теперь княжит его сын Василий, а сам великий князь владимирский переезжает в столицу. Пять лет все идет своим чередом, но вдруг татары решают «закрутить гайки», они жаждут новой дани и потому затевают перепись населения. Непокорный Новгород не соглашается быть «учтенным», ведь формально татары так и не захватили его. Ни народ, ни вельможи, ни князь Василий не собираются подчиняться татарам… И тут Невский делает ход конем: он заключает сына в кандалы, отрезает и отсекает носы, уши, руки, глаза вельможам... С тех пор Новгород стал платить дань Золотой Орде. Как оценивать этот поступок? Как жестокость и подчинение интересов монголам или как мудрый ход взрослого правителя, предотвративший войну Новгорода с Ордой? Пошла бы Орда с огнем и мечом на непокорные земли? Или с этого момента началось бы освобождение Руси? История, говорят, не терпит сослагательного наклонения...


        Несметная рать?

        Ледовое побоище представляется битвой, в которой полегли многочисленные войска. Некоторые историки исчисляют войско Александра Невского в 15-17 тысяч человек, а противостоявших ему немецких воинов — 10-12 тысяч. Бывает и больше — 18 тысяч к 15-ти.

        Однако на 78-ой странице Новгородской первой летописи старшего извода написано: «...и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Цифра растет в следующей летописи, младшего извода: «...и паде Чюди бещисла, а Немецъ 500, а иных 50 руками яша и приведоша в Новъгород». Лаврентьевская летопись укладывает весь рассказ о битве в три строки и даже не указывает количества воинов и убитых. Видимо, это неважно и не значительно?
«Житие Александра Невского» — источник более художественный, чем документальный. В нем вообще другой угол зрения: духовный. А с духовной стороны порой один человек сильнее тысячи.

        Так была ли несметная рать? Или Ледовое побоище учит нас, что и в битвах дело не всегда в количестве?


        Где сражались?

        До сих пор историки спорят не только о количестве воинов, участвовавших с обеих сторон в сражении 5 апреля 1242 года, но и о месте этой битвы. И хоть во многих школьных учебниках истории уверенно указывается Чудское озеро, историки так и не могут разобраться — где? Чудское озеро, Псковское озеро, а может быть и вовсе Теплое озеро? Последнее в XIII веке называлось Узменью — узким местом, проливом, который соединяет Псковское и Чудское озёра. В книге Александра Широкорада честно сказано, что из десяти историков, занимавшихся этим вопросом (Костомаров, Васильев, Трусман, Лурье, Порфиридов, Бунин, Беляев, Тихомиров, Паклар, Козаченко), только эстонец Паклар производил специальные изыскания на месте, остальные же пытались найти решение в тиши своих кабинетов. «В итоге предполагаемые места битвы разбросаны на участке протяжённостью около ста километров!»


        За что причислен к лику святых?

        Князь Александр Невский канонизирован как благоверный. Из-за советской пропаганды этот правитель представляется чаще всего как успешный воин (он действительно не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения!), и кажется, что прославился он только своими военными заслугами, а святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

        За что же его канонизировали? Не только за то, что князь не пошел на союз с латинянами. Удивительно, однако его стараниями в Золотой Орде была создана, например... православная епархия. И проповедь христианства распространилась на север — в земли поморов.

        К этому лику святых — благоверные — причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. «Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью».

        Екатерина Оаро