КТО ОНИ Америка наступает

Андрей Загребельный
Змеями заползают они в душу, по миллиметру отвоевывая пространство для реализации собственного культурного эксперимента. И казалось бы, не осталось места в Мире, незатронутого их подавляющим, всепроникающим влиянием. Жаждущие власти над сердцами и умами всех людей, они задействуют весь спектр средств воздействия на психику - на всех уровнях поглощаемых государств...
Шутка, конечно, и саркастическое преувеличение. Но все же.
Многие ли из нас ознакомились с книгой Хантингтона, в которой автор с сугубо идеалистических позиций пытается ответить на вопрос, кем же является эта молодая нация, которая в ошеломляюще короткие сроки обрела могущество, с которым не может не считаться ни одно государство современного мира.
"Кто мы?" - вопрошает американский мыслитель и, отвечая на поставленный вопрос, характеризует свою нацию с позиций англосаксонско-протестантской идентичности. По мнению автора "Столкновения цивилизаций", религия не просто играет заметную роль в жизни американцев. Религия растворена в их укладе, в отличие, к примеру, от Европы, которой свойственно разделение светской и религиозной сфер. Подкрепляя свои аргументы статистическими сведениями о степени вовлечения американцев в различные христианские организации, Хантингтон утверждает, что религиозные представления оказывают сильно влияние, как на частную жизнь граждан США, так и на публичную, включающую в себя основные политические силы, СМИ, массовое искусство и, разумеется, миссионерскую деятельность.
Присмотримся и увидим, что большинство голливудских фильмов имеет религиозную подоплеку. Причем, христианский элемент представлен неявно и требуется приложение некоторых усилий, чтобы извлечь его из сюжетного контекста. В этом, на мой взгляд, состоит одно из основных отличий американского кино от современного европейского и российского. Последние, если и берут на себя выполнение функции трансляции христианских смыслов, то делают это более непосредственно и неприкрыто. И это же указанное выше обстоятельство сближает американское современное искусство с советским позднего периода, столь же идеологизированного и проникнутого завуалированной политической пропагандой. Задавшись целью, можно также отнести большинство голливудских продуктов (даже детские комедии и мультфильмы!) к двум категориям - ориентированные на отстаивание республиканских и, соответственно, демократических (в понимании американцев) ценностей.
Так что же мы смотрим, когда проводим время  в кинотеатре с семьей или компанией друзей? Я не ставлю перед собой цель "сорвать покров тайны с зловещего плана по порабощению сознания с использованием обширного спектра технологий психологического воздействия". Хотя бы потому, что американцы сами смотрят это и, по крайней мере, неосознанно считают вполне нормальным сочетание в искусстве идеологических и обычных сюжетных элементов. Подобно этому, они не считают предосудительным "контрабандой" внедрять свой образ жизни жителям чужих стран через языковые курсы, программы по обмену школьниками/студентами (это чисто мормонская сфера). В начале 90-х на руинах советской идеократической империи они завлекали людей на свои религиозные собрания, посредством гуманитарной помощи, подарков (подношений). Сейчас экономический механизм культурной экспансии не носит столь откровенный характер, но сохраняет суть обменного принуждения. К примеру, филиалы американских компаний в России это не просто территориальные экономические операторы - по сути дела, это очаги внедрения американского уклада на местах, в том числе религиозного. Допускаю, что в особо запущенных случаях, сотрудник будет поставлен перед выбором - участие в подозрительных тренингах по наращиванию корпоративного духа (тимм-билдинга и т.д.), либо отсутствие перспектив карьерного роста.
Различные курсы по формированию команды, тренинги, импортированные из США, используются, отдавая дань моде, для повышения "квалификации персонала" теперь не только в этих филиалах, но во многих российских компаниях.
А курсы личностного роста по американским программам это по сути уже неприкрытая форма насильственной или полунасильственной трансформации личности.
Каковы же перспективы и каков прогнозируемый результат столь стремительной экспансии молодой, проникнутой своеобразным религиозным духом, нации? Возможно, прав был Хантингтон, предрекая культурное (цивилизационное) противостояние в качестве одного из основных трендов развития международных отношений в 21 веке. Склонен согласиться по этому вопросу с американским мыслителем хотя бы потому, что осознание собственной культурной идентичности будет происходить, как реакция на нарастающую культурно-религиозную экспансию Америки.
Нередко именно осознание того, что твое общество стало объектом массированной культурной агрессии, позволяет пробудить интерес к корням своей культуры и, таким образом, заложить основы для формирования собственной национальной идентичности.