Изучение произведений фольклора

Сергей Горенюк
Особенности восприятия и изучения произведений
фольклора на примере пословиц и поговорок.


Содержание:

Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка  на основе пословиц и поговорок русского народа. Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Л. Н. Толстого

Глава 2. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как материалом, форми-рующем систему ценностей школьников

Глава 3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по традиционной системе

Глава 4. Методика изучения пословиц и поговорок в 7 классе на уроках литературы.

Заключение




Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни ребёнка  на основе пословиц и поговорок русского народа. Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Л. Н. Толстого.


Формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта, считал К.Д. Ушинский. Ни в одной из форм языкового творчества не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках.

«Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал Ушинский в своей работе «Первая книга после азбуки».

Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении детьми родного языка при обучении грамоте Л.Н. Толстой. В его «Азбуке» пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок, представленных в сборниках И. Снегирёва, В. Даля, Толстой отбирал материал  для учебников так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. Эти свойства по-словиц и привели Толстого к мысли использовать их в качестве важнейшего учебного мате-риала, отвечающего методическим требованиям и ценного в образовательном и воспитатель-ном отношениях.
В народных пословицах и поговорках Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».

К пословицам и поговоркам Толстой обращался на протяжении буквально всей жизни. По словам его старшего сына, Толстой никогда «не переставал изучать русский язык и собирать слова, поговорки и пословицы. В разговоре он нередко приводил русские пословицы как общеизвестные, так и мало известные, записанные им от крестьян и богомольцев».

Источником, предоставившим Толстому огромный запас русских пословиц, служило постоянное общение его с народом, а также сборники пословиц, чтение которых было для Толстого еще в молодости одним из «любимых» «наслаждений». В яснополянской библиоте-ке сохранились сборники пословиц И. М. Снегирева и В. И. Даля. К этим двум книгам Толтой обращался неоднократно, о чем свидетельствуют многочисленные пометки на них, относящиеся к разным периодам. А в последний год жизни Толстой сам выписал из книжного магазина только что вышедший сборник И. И. Иллюстрова «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (СПб., 1910). После ухода Толстого из Ясной Поляны книга осталась на его письменном столе, где находится и поныне.

Пословица сослужила большую службу Толстому-педагогу. Глубокий интерес к народному искусству и высокая оценка его привели писателя к мысли использовать для обучения в народной школе «прекрасную, неподражаемую» литературу, которая «выпевается из среды самого народа».

На опыте Толстой убедился, что дети с большим интересом читают книги, «писанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд».

Толстой смело ввел в свою школу сборники сказок А. Н. Афанасьева и И. А. Худякова, сборники песен П. Н. Рыбникова; почетное место заняли сборники загадок и пословиц. Загадки и пословицы оказались самым лучшим материалом для первоначального чтения. Младшие ученики еще «не в силах были читать и понимать сказки: единовременный труд складывания слов и понимания смысла был слишком велик для них» Им пришли на помощь пословицы, а для старших школьников пословицы служили темами для сочинений.

Первые части «Азбуки» и «Новой азбуки» состоят почти исключительно из загадок и особенно пословиц. Они сыграли большую роль при обучении чтению в яснополянской школе, и опыт 60-х годов был использован при создании учебных книг. Толстому предстояло подобрать пословицы на все буквы алфавита, и для этой цели оказался наиболее удобным сборник Снегирева с алфавитным расположением пословиц. Назначение пословицы в «Азбуке» Толстого —не только познакомить ученика с буквой, которой она начиналась, но и служить материалом для первоначального самостоятельного чтения отдельных фраз.

По окончании первой редакции будущего романа «Война и мир» у автора промелькнула мысль озаглавить его «Все хорошо, что хорошо кончается». Но роман даже в его первой ре-дакции не укладывался в такое спокойное заглавие, и эта мысль сразу отпала. В начале 70-х годов Толстой озаглавил пословицами два рассказа: «Охота пуще неволи» — здесь пословица определяет характер поведения главного персонажа; а во втором «Бог правду видит, да не скоро скажет» — вскрывает идею рассказа.

В художественных произведениях пословица нашла наибольшее применение. Чаще всего писатель пользовался запасом своей памяти, своего «умственного ящика», как он говорил, из которого выбирал то, что ему бывало «нужно для писания».

В последний раз Толстой специально отбирал пословицы для художественного произ-ведения уже в 90-е годы, при работе над повестью «Хаджи-Мурат». Понадобились теперь не русские, а пословицы народов Дагестана; Толстой нашел их в «Сборнике сведений о кавказских горцах», из которого он воспользовался и другим фактическим материалом для своей кавказской повести.


Глава 2. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как материалом,
формирующем систему ценностей школьников.


Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразитель-ность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа.

К русской народной сказки «Лиса и журавль» в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», можно предложить взять ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не учить». Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.

1. Как вы понимаете эту пословицу?
2. Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы?
3. Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации?
4. Как бы поступили вы?
5. Почему?

Постичь  пословицы – это  значит  глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.

Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования советуем использовать: стенд с яркими  иллюстрациями к пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку  книг ( В.П .Аникин  «К мудрости ступенька», Л. Толстой «Скучен день до вечера, коли делать нечего»,  Б.В. Шергин «Одно дело делаешь,  другого не порть»,  Г.А. Галичев «О пословицах», сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках:


1. Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что  за золото! (А. С. Пушкин)
2. Пословицы – это  цвет  народного  ума, самобытной  стати,  это житейская народная прав-да, своего рода судебник, никем не судимый. (В. И. Даль)
3. Народные  пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)
4. Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов  мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой)
5. В простоте  слова – самая  великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький).

Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, играми, творческой работой учащихся.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны  жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие  русского  народа, его  храбрость, стойкость  в  борьбе с врагами, его  честность  и стремление  отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц  в  жизни  людей. Это и послужило  причиной возникновения пословиц:
            Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.
            Пословица – всем делам помощница.
            Без пословицы не проживешь.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы  использовались  величайшими  мастерами  слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко,  точно и выразительно.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при пер-воначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. П. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл:

Семь раз примерь, один раз отрежь.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обоб-щённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо срав-нивает, либо противопоставляет.

Речи как мёд, а дела как полынь.
Чужая душа – потёмки.
Спи камешком — вставай  пёрышком.
Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.
Знания не кошель: за плечами не носить.

Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: в лесу лес неровен, в миру – люди.

1.«Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель. «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети.
2. Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое малень-кое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).
3. Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек – это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.


В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

4. Друг неиспытанный, что…
5. Дурную славу нажить, как…
6. За старой головой, как…
7. Красавица без ума, что…
8. Красна девка в хороводе, что…
9. Ласковое слово, что…

В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть по-словица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне:

Делу – время, потехе – час.
Труд кормит, а лень портит.
Мал золотник, да дорог.
Красота приглядится, а ум пригодится.
Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом.
Не спеши языком, торопись делом.

Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Он предлагал такой вид работы с пословицами – учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:

Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а неученье что?
Поговорка цветочек, а что же пословица?
Готовь сани летом, а что ж зимой?

Или такое задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
10. За (какой?) головой, как за каменной стеной..
                Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
11. (Какое?) слово, что весенний день.         
    Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
12. (Какая?) книга – лучший друг.
          Слова: хорошая,  полезная, умная,  содержательная,  интересная, занимательная, поучительная.
13. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
           Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Цель приведённых выше заданий и упражнений – помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках. Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы – значит воспринять обобщённо-метафорический об-раз, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьни-ка жизненный и читательский опыт.

Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образ-ное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощу-тить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально – их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуют-ся как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.


Глава 3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного
чтения и русского языка по традиционной системе.


В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность». Под эту программу был разработан цикл новых учебников по чтению, в котором достаточно широко представлены пословицы и по-говорки. Среди этих учебников, их три,  книга первая - это окно в мир для первоклассников. Первым разделом является раздел «Устное народное творчество». Изучение раздела предусмотрено на  четырнадцати уроках 2 класса. Специальный урок отводится на изучение темы «Пословицы и поговорки», как особого жанра в разделе «Устное народное творчество». В учебнике предло-жена тематическая классификация пословиц, как более простая и доступная младшему школьнику. Пословицы и поговорки представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Эти 5 подборок позволяют показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определённой теме, состав отобранных пословиц позволяет организовать работу над такими понятиями, как отличительные черты пословиц и поговорок, их образный строй,  смысловая направленность, художественные особенности. Пословицы и поговорки вынесены на форзац учебника, как материал активизирую-щий внимание и умственную деятельность учащихся.  В учебнике тщательно подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают или основную мысль произведения, например: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей почитает, тот во век не погибает», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» - «Друзья познаются в беде», «Доброе братство дороже богатства»; или характер героев, например: русская народная сказка «Лиса и те-терев» - «На языке медок, а на уме ледок».

Это помогает формированию такого важного навыка как умения применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу или по-говорку дети объясняют почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, а так же формируют умение использовать их в разговорной речи. В обобщающих вопросах  так же множество  заданий  направленных на работу с пословицами и поговорками, например:

1. Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»? Вспомни случай, когда можно было бы её употребить.
2. Прочитай рассказы Л.Н. Толстого. В чём смысл каждого рассказа и как он отражён в пословице?
3. Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь, откуда она появилась?
4. Выпиши в свою тетрадь слова из басен И.А. Крылова, которые употребляются как по-словицы. Приведи примеры из жизни, когда можно употребить эти пословицы
5. К какому произведению А.Л. Барто подходит пословица: «Ласковое слово – что веш-ний день»?

Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников. Методический аппарат учебников указывает направление работы над пословицами.
Подобные задания встречаются и в учебниках «Русский язык» на протяжении четырёх лет. В 1 классе (учебник-тетрадь) тексты пословиц и поговорок встречаются практически на каждом уроке, например:

1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу.
      «Нет в мире краше Родины нашей». .
2. Прочитай пословицу. В чём её смысл?
      «Цыплят по осени считают». .
3. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Напиши пословицу, которая, как тебе кажется более всего соответствует словам из стихотворения С. Барузди-на: «Человек без дома – человек без слова!»
4. Прочитай поговорку. Как ты понимаешь её смысл?
5. Прочитай пословицу. Как ты её понимаешь? Приведи пример из жизни, когда бы-ло бы уместно употребить эту пословицу. 
Аналогичные задания есть и во втором классе, например:
1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят.
2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят.
3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь?

В третьем классе задания постепенно усложняются, на основе текстов пословиц и пого-ворок закрепляются, например:

1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл.
2. Прочитай пословицы. Какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл по-словиц. 
3. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбе-ри ещё одну пословицу на эту же тему. 
4. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши. Составь рассказ (устно), заголовком которого будет одна из пословиц.
 
Подобные задания встречаются и в учебнике четвёртого класса.

Таким образом, учебники «Родная речь» содержат достаточное количество пословиц и поговорок, что позволяет организовать полноценно работу по их изучению, так как представлена широкая тематика пословиц. Задания составляются непосредственно к каждой подборке, используются пословицы в заданиях к другим литературным текстам.
Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц.

По желанию детей (и только по желанию), учащиеся могут завести тетради, в которые заносят понравившиеся пословицы и поговорки. Большое внимание уделяется и игровым приёмам работы с пословицами и поговорками, ведь это благоприятный материал и для чте-ния, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают.



Глава 4. Методика изучения пословиц и поговорок в 7 классе.

Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие, объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова, открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколе-ния к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость… Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человече-ских отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…»

Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «…в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое…».

Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».

Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.

Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному богат-ству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование.
Путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью, пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл, отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной конструкции или в свой рассказ.

Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран, сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и сходство, и различие: например, ла-тышская пословица «Руки не протянешь, так и с полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других странах мира.

Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале, другие сообщат занимательные истории.

Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими.

Приведем материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительни-цей московской школы № 1666 Е. В. Ключниковой.

Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным.

«Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки…»

«Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым, может быть, очень тяжело в этот момент… Когда тебе плохо, у тебя беда — не сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не терять веру, когда у него какая-нибудь беда…»

«Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом будешь».

Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые приготов-лены были учителем, например:


Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

У семи нянек дитя без глазу.Семь бед — один ответ.Семи пядей во лбу.Семь раз примерь, один раз отрежь.Один с сошкой, семеро с ложкой.Семеро одного не ждут.У него семь пятниц на неделе.Седьмая вода на киселе.Семь верст до небес и все лесом.За семь верст киселя хлебать.
    
Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их:

Весна красна цветами, а осень снопами.Весною час упустишь — годом не наверстаешь.Летний день год кормит.Лето припасает, а зима проедает.Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.
      
К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского чтения. Это помогает организовать викторины, конкурсы, экскурсии по подготовленной выставке, придумать рас-сказы по картине, рисунку и пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.



Заключение.

Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения,  русского языка, литературы можно сделать следующие выводы:
Глубокие исторические корни, и то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

При использовании пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся.
Несмотря   на   давние   традиции,   методически   вопрос   работы   с   пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей  степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся.

Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введе-ние в практику работы учителей разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные  возможности пословиц и поговорок.