15. В отношениях супер-эго

Эмилия Назаренко
 
При встрече кажется, что за спиной крылья выросли и можно горы        свернуть, но работать нужно отдельно, т.к. «оба одновременно хватаются за     одно и то же место одного и того же черенка одной и той же лопаты» Г.Шульман – А.Аугустинавичюте

 МАССОВИК, ПОЛИТИК, ТРИБУН
        В нашей развертывающейся галерее социотипов подошла очередь ЦЕЗАРЯ. Каковы  черты его типа с е н с о р н о – э т и ч е с к и й   э к с т р а в е р т(СЭЭ)? Прежде всего ЦЕЗАРЬ - человек сильной воли. Другая сторона его психики – общительность. И, в третьих, он постоянно направлен вниманием на окружающих людей- э к с т р  а в е р т.  В сочетании  этих трех качеств и состоит его отличие от остальных 15 типов с о ц и о н а.
         Известный древнеримский политик Гай Юлий Цезарь впервые произнес  изречение «Veni, vidi, vici» - «Пришел, увидел, победил» в ответ Римскому сенату о том , как удалось ему завоевать  один из непокорных городов. Его сильная воля в достижении личных целей обуславливала огромный психологический напор.   Для людей типа ЦЕЗАРЬ вообще характерно решать проблемы сходу, наскоком. Если же моментальное разрешение не получается, они скоро охладевают и не настаивают больше на своем.
        Его  волевой характер не терпит, чтобы на него оказывали давление. В деле ЦЕЗАРЬ входит в азарт и делает его увлеченно. Мужчины-Цезари особенно не терпят физического давления. И сами не демонстрируют свою силу, но, сознавая ее, иногда относятся к окружающим с демонстративным высокомерием.
         
        В соционике была изначально допущена ошибка (на это я имею собственное мнение и настаиваю): отождествляли типы ЦЕЗАРЯ и НАПОЛЕОНА. Однако более внимательное сравнение исторических лиц показало, что Наполеона Бонапарта необходимо отнести к типу МАРШАЛ-СЛЭ, а не ЦЕЗАРЬ-СЭЭ. Общей неотъемлемой чертой того и другого является сильная воля. Однако по второй, творческой психической функции они  различны: Наполеон – л о г и к, Цезарь – э т и к .
       Знатоки утверждают, что ЦЕЗАРИ успешно строят отношения с лицами противоположного пола, почти всегда добиваясь их взаимности. В пример приводится тот же Юлий Цезарь. А мы продолжим список ЦЕЗАРЕЙ из людей современных. Это Элвис Пресли, Марина Влади, Алла Пугачева, Маша Распутина, Николай Рыбников, и одиозный политик Владимир Жириновский.  Они громко, иногда вызывающе любят заявить о себе, бросить вызов обществу, создать скандальный образ - все это из необходимости выразить свою  индивидуальность.

        ЦЕЗАРЕЙ беспокоит отсутствие интереса к себе. Они – люди действия и болезненно воспринимают ограничение их активности, а она часто сумбурна, противоречива. Им нужен широкий размах, масштабность действий, применение их необычайной инициативности: они могут «вломиться» в чужую жизнь, что создает впечатления нахальства, бесцеремонности, навязчивости. Их потребность завоевать авторитет приводит даже к противоположному результату; они выглядят жалкими и смешными (но не дай бог сказать об этом вслух!).
        ЦЕЗАРЬ, однако, не лишен дипломатичности, поскольку всегда чувствует настроение собеседников (включая большие собрания). Умеет расположить к себе, управлять и даже манипулировать людьми. Большей же частью Цезари стремятся поддерживать хорошие отношения со всеми.

       ЦЕЗАРИ - люди деятельные и напористые, однако с недостаточной выдержкой, от них не приходится ожидать новых идей. В стабильных ситуациях они хорошо работают как администраторы и управленцы.
 
В отношениях  СУПЕР-ЭГО
«В этих отношениях постоянно присутствует тенденция взаимного      пресечения партнерами наиболее ярких, самобытных проявлений друг друга. О.Слинько

   
       Суперэго значит "сверх-я". Партнер воспринимается как далекий и
несколько загадочный идеал. Его манеры и образ мыслей вызывают интерес.
       Представим, что в одном офисе сотрудничают: Он СЭЭ и Она ИЛЭ, то есть  уже известные нам Цезарь и Донна, еще точнее – носители этих социотипов мужчина и женщина. Сначала они заметят, что между ними складываются отношения взаимного уважения. Поведение и рассуждения  вызывают взаимный интерес. Оба внутренне симпатизируют друг другу. Но это весьма прохладные отношения. Когда  нет общей темы для разговора, общение носит формальный характер. Хочется больше выразить свою точку зрения, чем послушать партнера. Создается впечатление понимания и интереса к себе, хотя и подозреваешь, что он неглубокий.
       Но вот между мужчиной и женщиной возникает взаимное влечение, они сближаются, становятся супругами. И вскоре обнаруживают, что на близкой дистанции отношения приобретают малоприятный оттенок. Внешне общение остается хорошим, но каждому кажется, что партнер все делает как будто назло. О своих намерениях они обычно не сообщают либо мало прислушиваются друг к другу. И делают, увы, противоположное тому, что ожидает партнер. Это приводит к спорам. И хотя идеал не угасает, на душе остается досада.
Каждому кажется, что другой чрезмерно занят посторонними делами и мало уделяет внимания собеседнику.  Во всяком случае, в отношениях супер-Эго у партнеров неизбежно возникают недоразумения и конфликты. Это объясняется тем, что тема беседы всегда попадает в область ведущей, сильной функции одного и нормативной, тренируемой функции другого, слушать которую малоинтересно.
      Это делается взаимно, хотя и непреднамеренно, и опять же не может не будоражить и не возмущать. И все-таки: обмен мыслями происходит, мышление продолжает работать, взгляды каждого собеседника корректируются. Если люди уважают друг друга, то и от супер-эго-дискуссий они информационно обогащаются: личности растут в общении.
      В заключение подчеркнем: в отношения супер-эго вступает человек любого социотипа, если он встречается с соответствующим партнером ортогональной квадры.
      Что можно сказать, подводя итог описанным   отношениям? Соционики приходят к одному неоспоримому выводу: какие бы психологические шорохи не возникали между людьми, но если они знают свои социотипы, то, при желании, научатся щадить слабые аспекты партнера, сумеют обходить «острые углы» и не оказываться в безвыходных «тупых углах» взаимоотношений. На то и дано нам соционическое знание, чтобы использовать его для гармонизации взаимоотношений и достижения общего успеха. Важно, чтобы люди подтягивали других до более высокого уровня культуры взаимоотношений и уважали особенности друг друга.