Пока живу

Зинаида Александровна Стамблер
Oh my dear
I will love you
as long as I live
as long as I breath
as long as I can*



The Book of the Duchess
(Geoffrey Chaucer)

Каждое тринадцатое февраля Мария получала подарки. И четырнадцатого февраля, конечно, тоже, но не всегда. Потому что 13-го она родилась на свет. А про то, когда рождались или умирали другие, маленькая девочка в самые первые свои годы не задумывалась. Но во все века так и происходит, разве нет? Прежде всего, дарила Маргарита, третья жена отца.

Сначала это были певчие птички в золотых и серебряных клетках, рубиновые, аметистовые и агатовые камушки-сердечки, заморские фрукты, игрушки, ткани и наряды, чуть позже – первые в жизни лошадки, охотничьи соколы... Да и последнего в жизни Марии великолепного коня ей тоже подарила Маргарита. Они обе страстно любили охоту. Высокая и статная, сильная духом и телом красавица Маргарита, будучи бездетной, всю свою материнскую страсть и заботу отдала падчерице, а потом и её детям. Никто не был так нежен к Марии, никто не заботился о ней с таким трогательным постоянством.

Даже отец, обожавший единственную дочь, и обожаемый ею в ответ с не меньшей силой – и он уступал Маргарите, чью изобретательную фантазию, доброту, ласку и находчивость трудно было превзойти и величайшему и благороднейшему рыцарю всех времён – Карлу Смелому**.

Единственное, чего не смогла сделать для неё мачеха – настоять, чтобы врач, пришедший к умирающей, осмотрел Марию, которая, упав с коня, потеряла их четвёртого с Максимилианом ребёнка. Не смогла нарушить обещание, данное своей любимой девочке, что никому не позволит не то что коснуться, увидеть того, что пред Господом Мария обещала открывать одному только мужчине. А врач, так и просидел под запертыми дверями спальни истекающей кровью герцогини до её мученической кончины.

И всё же... одна из самых счастливых пусть и недолгих – Книга жизни герцогини Марии Бургундской, Книга её влюблённости в юного немецкого принца Максимилиана***, а после – горячей и неутолимой взаимной любви... Пять лет счастья. С её двадцати – до её двадцати пяти. С его восемнадцати – до его двадцати трёх, и ещё тридцать семь лет душевного одиночества, тоски и мучительно-прекрасных воспоминаний о своей прекрасной герцогине...




House of Fame
(Geoffrey Chaucer)

– Вся жизнь моя пред вами, без остатка...
– Сударыня, на что же мне она!
Вы ж – не противник мой, не куропатка
И даже, слава Богу, не жена.
А потому оставьте разговоры,
Попридержите трепет свой и пыл...
Свиданья час – он пролетит так скоро...
А вы не бережёте наших сил,
Не дорожите гаснущим мгновеньем...
О, торопитесь чувствовать и жить!
Не разумом, пытайте наслажденьем!
Нет выше чести в мире, чем любить.




Parliament of Fowls
(Geoffrey Chaucer)

Вот и птицы ищут пару
На земле и в небесах
Никогда не станет старым
Кто горит любовным жаром,
Делится счастливым даром...
Ты прислушайся – недаром,
В звонких птичьих голосах
Нежность жемчуг рассыпает,
Ласки мёдом проливает...




Legend of Good Women
(Geoffrey Chaucer)

мой единственный
пока живу
пока дышу
пока могу
люблю тебя


*Текст одной из первых анонимных валентинок, так и не отправленных возлюбленному, по преданию, до сих пор хранится в одной из Лондонских библиотек...



**Charles le T;m;raire


***Maximilian I

Максимилиан, став императором, оказывал поддержку искусствам, наукам, философским идеям. Он достойно сражался во многих битвах, а также прославился в деле усовершенствования рыцарских доспехов.