Описание природы в учебниках по русскому языку

Сергей Горенюк
Описание природы в учебниках по русскому языку под редакцией Н. М. Шанского, М. Т. Баранова.


Оглавление:

Глава первая

Пейзаж как средство отражения действительности и литературный прием раскрытия человеческих характеров

Глава вторая

Обращение к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания школьников

Глава третья

Использование текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса учащихся

Глава четвертая

Использование текстов описание природы в учебнике по русскому языку в 5-6 классе (Н. М. Шанский, М. Т. Баранов)




Глава первая.

Пейзаж как средство отражения действительности и литературный прием раскрытия человеческих характеров.


Как художественный образ пейзаж прошел сложный путь развития. С течением времени менялось его содержание и назначение в зависимости от литературных направлений, метода и стиля писателей.

Пейзажа в современном понимании как объективно-реального изображения действительности до XVIII века в литературе не было.

«До той поры, пока пейзажу в книге отводилась только малая декоративная роль – информировать читателей, когда и где происходят события, на каком свете мы, так ска-зать, находимся – заботы об описании живой природы не слишком обременяли автора. Порой достаточно было лишь беглого упоминания. Без особого ущерба для книги пейзаж можно было опустить: редко к пейзажным описаниям обращались как к аргументам в литературных спорах.»

С развитием литературного процесса писатели стали больше внимания уделять картинам природы, и пейзаж стал уравниваться в правах с другими лицами романа или повести. С этого времени присутствие или отсутствие пейзажа в произведении уже не оставалось не замеченным. В этом улавливался какой-то авторский подтекст, который вкладывался писателем в художественное произведение.

С годами художники слова научились не только лучше видеть, слышать и понимать природу, но и через нее отражать свои чувства, настроение. Теперь в картинах природы писатель мог выразить чувство родины, душу своего народа, свою патриотическую автор-скую позицию. В сравнении с красотой природы четче проявляются характеры героев, их помыслы и поступки.

Итак, роль природы в литературном произведении высокая и важная.
Различают три основные функции художественного пейзажа:

· природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования;
· пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц;
· природа может изображаться главным героем литературного произведения.

Роль пейзажа:
· выражение авторского отношения к природе;
· изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита);
· дополнительное средство для более выразительного отражения характера действующих лиц: путем контраста; путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа; символическое значение пейзажа; природа как главный герой художественного произведения.

Сравнивая эти два определения функций пейзажа в литературе, можно сделать вывод, что во втором определении роль пейзажа определена более подробно, выявлены не только основные, но и вспомогательные функции описания природы. Особое внимание здесь уделено принципу психологического параллелизма, который был распространен во всех направлениях литературы. Этот принцип основан на контрастном сопоставлении или уподоблении внутреннего состояния человека жизни природы. Прием олицетворения яв-ляется основным в данном случае.

Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные работы, раскрывающие роль пейзажа в творчестве отдельных писателей, а также попытки обобщения и систематизации обширного материала.

Читатель хочет наглядно и полно представить мир окружающей природы во всей его поэтической красе, привлекательности или безобразии, а иногда, в зависимости от задуманной писателем роли пейзажа, он может усиливать комизм ситуации, ее драматизм или нагнать страх.

Вдумчивому читателю важно нравственное, эстетическое воздействие пейзажной поэтики.
Литература тревожит вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя, все более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе земли, где мы живем. Если в творчестве писателей XIX века видна ненарушимая гармония природы и человека, выступающее как единое целое, то уже в творчестве М.Пришвина появляются тревожные нотки, они усиливаются в произведениях В. Солоухина, призывающего к сотрудничеству с природой и набирает силу в «Царь – рыбе» В.Астафьева, главная мысль которой в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведет к гибели самого человека. Человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя, в раскрытие этой проблемы неизменную роль играет пейзаж, причем он может одновременно сыграть несколько функций и нести в себе философические мысли автора.

Рассмотрим роль пейзажа на конкретных примерах прозы.

Признанным мастером пейзажа в русской литературе является Константин Георгиевич Паустовский. Именно в «Мещерской стороне» впервые полно выявились творческие принципы Паустовского, которые определили его манеру писателя пейзажиста.
Природа в его произведениях – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и закатов, и не фон, на котором происходят основные события. Чувство природы для Паустовского равнозначно чувству Родины. Он говорит о том, что любовь к своей стране не возможна без любви к ее природе.
Для Паустовского отношение к природе – один из важнейших критериев оценки че-ловека. По его мнению, нельзя быть равнодушным к стране, к ее лесам, полям, к ее селе-ниям и людям.
К. Паустовский – романтик. Он, конечно, отталкивается от конкретного увиденного пейзажа, факта, но потом романтически преувеличивает его. Однако это не мешает ему видеть прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатст-вом и силой русского искусства.
Тема природы в книгах Паустовского раскрывается во многих аспектах. В «Кара-Бугазе» и в «Колхиде» перед читателем были развернуты картины преобразования приро-ды. В «Черном море» природа выступала объектом познания, средством сильного влияния на личность человека.
В «Мещерской стороне» природа- источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Автор особенно дорожил этими лирическими красками родной природы. Воспевая в своих произведениях природу, Пау-стовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело госу-дарственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, обла-гораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает жиз-нерадостное состояние, без которого не мыслим человек нашего времени»1.
Но пейзаж у Паустовского играет не только фоновые роли. Своеобразие произведе-ний писателя в том, что природа входит в них в качестве героя, нередко главного. Этот герой учит читателя поэтическому видению мира, воспитывает в нем чувство прекрасного и любовь к родине.
В сравнении с произведениями Тургенева и Л.Толстого, Паустовский избегает раз-вернутых описаний природы. Его стиль похож на манеру Чехова и Бунина, он умеет нахо-дить и укрупнять художественные детали, описывая из предельно лаконично. «Пейзажные миниатюры Паустовского имеют и свои индивидуальные особенности. Писатель пред-ставляет читателя к восприятию Пейзажа. Особая романтическая приподнятость, лириче-ская взволнованность повествования приводят к тому, что все чувства читателя обостря-ются: он зорче всматривается и, кажется, обоняет запахи, которыми пропитаны страницы произведения».

Рассмотрим особенности пейзажа другого певца русской природы – М.М. Пришвина.

Описание природы у М.М. Пришвина всегда ярки, иногда они очень ярки, иногда они очень подробны, но всегда достоверны. Писатель рисует реалистическую картину мира. В то же время его видение природы поэтапно, недаром он иногда говорил про себя в шутку, что он поэт, распятый на кресте прозы, а свои короткие зарисовки природы в шутку называл поэмами.

У большинства писателей пейзаж играет второстепенную роль: он помогает показать время и действие событий, создает настроение, помогает понять душевное настроение ге-роев.
«У Пришвина описание природы имеет самостоятельное значение, но не настолько, чтобы он рисовал ту или иную картину только ради этой картинки, лесной пень ради пня, ночную фиалку ради ночной фиалки. Нет, они попадают на страницы пришвинской прозы только в том случае, если рождают в художнике, во-первых, движение души, а во-вторых, мысль как слитое воедино, как сплав, как акт искусства».


Глава вторая.

Обращение к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания школьников.

И.Д. Зверев основную цель образования и воспитания видит в формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к природе, строящейся на экологи-ческих и этических знаниях, соответствующей ценностной ориентации отношения к ней, воспитании нравственно-этических чувств и соответствующих мотивов поведения, фор-мирования умений и навыков.
Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам, прояв-ляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее кра-соты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельности.
Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение человека к при-роде зависит от формирования у школьников природоохранных умений, навыков, привы-чек. На важную роль привычек в воспитании правильных форм поведения указывал К.Д. Ушинский.
Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное ответ-ственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов: экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы.

Р.И. Александрова, А.В. Смольянов: «То, чем станет природа для человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей нравственной позиции личности. По-этому нравственно-экологическое воспитание предполагает формирование активного мо-рального самосознания, активной жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе».
Есть в нашей стране педагоги-воспитатели, которые еще в младшем школьном воз-расте начинают воспитывать у детей бережное отношение к природе. Большими возможностями обладают уроки природоведения. Изучение мира растений, животных, природных явлений, составляет базу для систематического проведения воспитательной работы на этих уроках.
Однако сформировать нравственно-эстетическое сознание школьников, ограничившись рамками одного учебного предмета, невозможно. Необходима интеграция научного знания: привлечение к этому процессу других учебных дисциплин, то есть, включая мате-риал о природе в ткань разных предметов, учителя активизируют у детей мыслительную деятельность и развивают интерес к окружающей среде. На таких уроках дети лучше усваивают изученный материал, у них развивается любознательность, вырабатываются умения делать выводы, обобщения, а знания приобретают систематичность.

Немаловажную роль в образовании и воспитании играют и уроки русского языка. Данный предмет обладает большим потенциалом для развития в детях образного мышления и воображения, эстетического чувства, любви к природе.

Природа – первооснова всякой красоты и величия. Начиная с VI в. до н.э. античными философами создавались целостные теории прекрасного в природе. Эстетическое позна-ние мира многосложно и оно предполагает возможность учиться и учить красоте.

В.А. Сухомлинский считал, что открытия детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.
Для понимания единства всего созданного на планете, на уроках русского языка используются тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных, это могут быть как дик-танты, так и изложения, сочинения, так как главная цель учителя
– не только проверить знания учащихся, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами.


Глава третья.

Использование текстов художественных произведений на уроках русского языка как средство формирования познавательного интереса учащихся.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, с помощью различных приемов и упражнений создает у учащихся интерес к изучаемому и их мыслительную активность.

Познавательную мотивацию можно создать с помощью целого ряда приемов. Использование текстов художественной литературы – как раз один из самых распространенных.
Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности — духовно-нравственное и эстетическое — в большей мере от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда — это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим.

Текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Опора на текст создает условия для нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих и коммуникативных способностей.

Учитель русского языка при проведении урока может использовать связные тексты, которые расширяют знания учащихся, развивают речь. Работа с текстами включена во все разделы русского языка, на текстах изучаются орфограммы и правила; тексты выполняют образовательную, развивающую, воспитательную, творческую функции.

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем:
• На уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли;
• Связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описания природы по личным наблюдениям: они видят, как сложные и тонкие наблюдения над при-родой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как выражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства.

На уроках русского языка в учебнике предлагается учащимся поработать с разными по характеру и «исполнению» текстами: и прозаическими, и стихотворными.

Анализировать поэтические произведения — задача, самая сложная: надо сформулировать задания так, чтобы наблюдения над тем, как «живут» в стихотворении фонетические, интонационные, лексические, грамматические средства языка, не были просто упражнениями по фонетике, лексике и грамматике. Главное здесь — найти путь к постижению содержания, к разгадке авторского замысла.

Именно внимание к языку художественных произведений — как раз то, что помогает воспитать у детей любовь к слову, передать им красоту и гармонию языковой системы и тем самым пробудить интерес к изучению языка.

Я уже писал, что работа с текстами включена во все разделы русского языка и говорил о преимуществе использования художественного текста на уроке, так же обращал внимание на то, какие типы художественных текстов по своему содержанию лучше всех остальных воспитывают любовь к слову, передают красоту и гармонию языковой системы. Стоит взять любой учебник по русскому языку, любого автора и мы заметим, что преимущество отдано текстам, носящим характер описания. В одном случае – портретный очерк, в другом – описание природы.


Глава четвертая.

Использование текстов описания природы в учебнике по русскому языку (Н. М. Шанский, М. Т. Баранов).

Мы учим детей речи не только правильной, точной, богатой, но и выразительной, благозвучной, образной. Поскольку самым ярким образцом речевого произведения, отвечающего всем требованиям коммуникативно совершенной речи, является художествен-ный текст, именно он чаще всего используется на уроках русского языка.

Пути к деятельной, творческой работе мысли и воображения зависят от особенностей материала. Классические описания, вошедшие в школьные хрестоматия, широко используются и авторами учебников к курсу русского языка. Есть тексты, содержание кото-рых очень близко личному опыту учащихся (таковы пейзажи Пушкина, Никитина, Тургенева). Они способны вызвать у учащихся живые воспоминания. Ведь все так или иначе наблюдали грозу, ледоход, летний день, краски осени…

Не только в учебной хрестоматии учащиеся открывают для себя прекрасный мир творчества того или иного писателя. Учебник русского языка предлагает разнообразный материал; на примере отдельных стихотворений раскрывается значение бунинского слова, его умение создавать зримые картины. Работа над отрывками произведений Пришвина и Паустовского открывает большие возможности приобщения учащихся к вопросам поэти-ки художественного текста. В средней ступени (V-IX классы) формируется эмоциональ-ная отзывчивость, учеников привлекает прежде всего само по себе чтение, звучание слов писателя оставляет неизгладимое впечатление в душе школьника.



Кипрей - очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все сла-бенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком.

И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож и защитник, их нянька.

Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой.  Самоотверженный цветок. (1)

(К. Паустовский.)

(1) - М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. – Русский язык. Учебник для 5-6 классов, под ред. Н. М. Шанского, упр. 8, стр. 6-7.





Низины облюбованы ельником. Темной, сумеречной чащей встал он, будто задумался. Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника. По низу елового леса густо растет черника, а полусгнившие пни обвиты брусничником, порой совершенно бордовым от обилия ягод. Мох здесь густо-зеленый, и от него исходит прелый запах грибницы.

А как дивно хорош березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро стволов украшено чернью, а ближе к вершинам море берез приобретает розовато-золотистый оттенок. Влажная трепетная зелень ветвей здесь пронизана солнцем и птичьим щебетом, особенно звонким в утренний час. (2)
                (В. Полторацкий)

(2) - Там же, упр. 7, стр. 6




Роман «Русский лес» - один из интереснейших в творчестве Л. Леонова. «Русский лес» - литературное произведение, в котором художник слова стремиться заставить человечество осознать прошлое и настоящее и заглянуть в будущее.

Отрывок, предложенный авторами учебника, толкает к пониманию того, почему писатель призывает объявить жестокий, организованный поход против пренебрежения к природным богатствам.

Следующее за этим отрывком упражнение может стать основанием для дальнейшей работы над ним.




1. Как хорош лес в багряном уборе осени! 2. После воздуха и воды лес – третий дар природы человеку. 3. Ребята, сколько вы посадили деревьев в этом году? 4. Что ты сде-лал для охраны зеленых насаждений?



После чтения отрывка предлагаем учащимся самостоятельно (лучше дома) написать очень небольшое сочинение-размышление. Обращаемся к упражнению 5 учебника.

Первое предложение (Как хорош лес в багряном уборе осени) или часть его может стать заглавием к будущей работе. Предложение - После воздуха и воды лес – третий дар природы человеку – тезис, который следует раскрыть. Последние два предложения – опорные вопросы, которые помогут полностью оформить сочинение.

Пейзаж создается писателем при помощи разнообразных художественных средств и приемов. При помощи эпитетов создается цветовая гамма пейзажа. Метафоры придают пейзажу образность и одушевленность. Сравнительные и описательные обороты помога-ют увидеть более четко красоту нарисованной картины. Работа с этими понятиями уже ведется в 5 классе на уроке литературы и может быть продолжена на уроках русского языка.

На примере таких словосочетаний как пышет пламя, лес гудит, гнутся березы, качается тень у Бунина; пар расстилается, лес глядит у Никитина и ночь стоит и смотрит у Паустовского возникает необходимость не только напомнить учащимся о приеме олицетворения, но показать, как при этом происходит укрупнение объема природоописаний. Теперь уже это в нередких случаях развернутая картина. Природа дана не вполголоса; в пейзаже постепенно зарождается мотив бесконечной сложности жизни, ее непрерывных превращений.

Часто пейзаж не просто обозначает время, действие, обстановку, где происходят описываемые события, но и несет в себе огромный эмоциональный заряд, переданный при помощи описания пейзажных деталей. Чтобы вызвать у читателей соответствующее на-строение, писатель пользуется своеобразными приемами. Некоторые из них заставляют природу жить.

Важно выделить одну особенность, общую для всех учебников по русскому языку: стремление не только познакомить учащихся с основными правилами того или иного раздела, но и развить их творческие способности, познавательную активность, повысить их речевую культуру, воспитать у них любовь к родному языку, русской культуре, показать роль языка в жизни общества. Таким образом, ставятся и решаются как собственно учеб-ные, так и воспитательные задачи.

Учебник 8 класса существенно расширил круг произведений, служащих источником иллюстративного материала, неизменной при этом осталась опора на произведения русской классической литературы, способствующей эстетическому и нравственному воспи-танию учащихся. Усилены и межпредметные связи, что нашло отражение в последова-тельном обращении к текстам, изучаемым на уроках литературы в 8 классе («Ася» И. С. Тургенева, «Отрочество» Л. Н. Толстого, «Старуха Изергиль» М. Горького и др.).
Учебник 5, 6 классов (Н. М. Шанский, М. Т. Баранов) больше уделяет внимание писателям, чьи произведения выражают чувство родины в картинах природы. Языковая конституция именно таких текстов, способствует более глубокому пониманию природы, информирует читателя о смысле бережного отношения к ней.