Первая встреча с любимым...

Тамара Ненчина
             Первая встреча состоялась 13 мая 1976 года. Я сама от себя такого не ожидала, что смогу влюбиться с первого взгляда, даже не задумываясь, не анализируя. Влюблюсь раз и навсегда, пожизненно. Мне очень много рассказывали о нём хорошего, о его красоте и величии. Но лучше раз увидеть, чем много раз услышать. Эту встречу я ждала с нетерпением, была готова ко всему.
              На смотрины мы ехали с отцом мужа. Правда, в поезде с нами случился небольшой казус: мы ехали из Харькова и до Полтавы не беспокоились, и ничего, ни у кого не спрашивали, потом немного заволновались... Мама Виталия нам наказала, чтобы мы не проехали свою остановку, т.к. поезд там стоит всего 2 минутки, заранее подготовились к выходу. А выходить нам, она сказала, на станции Конотоп. Вот мы и спросили у соседей, как долго ехать до Конотопа, на что они высказали великое удивление и ответили, что мы вообще не на том поезде и "не в ту степь" едем. Надо выходить на ближайшей станции и возвращаться назад, долго. Мы чуть не вышли, но когда разговорились, куда мы едем, то оказалось, что мы движемся в правильном направлении, просто станция, где нам предстояло выйти, называется Потоки, это свекровь перепутала название: "Конотоп-Потоки".
Вышли из поезда, в Потоках, за одну остановку до Кременчуга. Только закончилась майская гроза. "Люблю грозу в начале мая"...
До цели нам оставалось ещё, судя по указателю, 10км, это уже на автобусе.
               В город мы въезжали где-то в 17:00. Была пятница.
Он, действительно, поразил меня сразу! Всё было чистым, умытым, свежо пахло землёй, зеленью... Напоминал муравейник: сновали занятые люди с детками, с двумя-тремя, видно, из садиков их забирали и несли, везли, тянули и тащили, кто домой, кто в парк на карусели, кто к бабушкам-дедушкам на выходные. Мне очень близка была детская тема, сынульке нашему ещё годика не было. Так что город меня покорил своей молодостью, свежестью, новизной, самобытностью: мы въехали и сразу многоэтажки, никакого пригорода. Да, я влюбилась в ... город, в котором предстояло жить и работать моей, состоящей пока из трёх человек, семье... Он покорил меня сразу и бесповоротно. Я больше никуда не хотела уезжать. Если повезёт мне с работой по специальности, Виталий уже нашёл работу, а я была ещё в отпуске по уходу за сынишкой, если удастся найти квартиру, о "получить" даже не мечталось, только б зацепиться. Мы ещё не загадывали далеко вперёд, мы ещё не знали, не предвидели, не предчувствовали, как нам повезёт, как всё сложится хорошо для нас, даже здорово, что не только мы город полюбим, но и он нас, распахнёт свои объятия, предоставит достойные условия для жизни, профессионального роста, счастливого детства наших сыновей. Пока мы только мечтали об этом, строили планы...
                На поиски квартиры ушла неделя. А на первое время нас приютила семья старшего Виталиного брата, в малосемейке. Комната была маленькой, мы спали на полу. Я обходила ежедневно в поисках квартиры по несколько домов, заходя в каждый подъезд, поднимаясь на каждый этаж, звоня в каждую квартиру... Искать квартиру я ходила, как на работу: с утра и до позднего вечера. Мне сочувствовали, давали наводки, кто сдаёт, советовали поискать в ближних сёлах, что мы с невесткой и сделали в выходной, намотав десятки километров. Я уже не надеялась, приходила вечером разбитая, огорчённая и усталая. Не идти же в мужское общежитие, где мужу выделили койку. Если не удастся снять квартиру или хотя бы комнатушку, мне бы пришлось возвращаться не солоно хлебавши. В выходной вечером мы отправились в поиски вместе с мужем. Возле одного из подъездов пятиэтажки по ул. Добровольского, напротив теперешней школы №3 на лавочке сидело несколько женщин, беседовали. Виталий подошёл к ним. Каково же было моё удивление, когда одна из женщин, Раиса, сказала: "А я бы вас взяла!" Оказалось, что её муж был на заработках, детей на лето увезли к бабушке(у них было три дочурки), а квартира четырёхкомнатная, на первом этаже, пустует.
                В этот же вечер мы перенесли вещи. Нам была выделена уютная комнатка, 14 квадратных метров, окно выходило во двор. По сравнению с малосемейкой, где на семь семей приходилась одна кухня, туалет и ванная, мы оказались в раю у Раи. Разрешалось пользоваться всем. Всё лето мы жили втроём.
Всё-таки, какой муж у меня удачливый, то что мне не удалось за неделю, ему - с первого раза. Я в очередной раз подумала: хорошо, что решилась выйти за него замуж, лёгкий для жизни человек.
                С жильём получилось, можно уже и о работе подумать. Начались опять мои мытарства, только теперь по поводу работы. Снова "хождение по мукам". Я с таким же терпением, как в квартирном вопросе, обходила предприятия города. У меня было два обстоятельства, по которым мне отказывали: маленький ребёнок и незаконченное высшее образование. Сыну не было года, а в городе с повышенной рождаемостью, были большие проблемы получить место в детском саду. Очень удивилась, когда управляющий Госбанком с радостью согласился меня взять на работу, учитывая мой трёхлетний финансовый стаж. Даже место в садике выбил, оказалось для него это никакого труда не составило, достаточно было одного звонка и я могла уже оформлять ребёнка в сад. Осталось за малым: приступила к заполнению документов, дошла до образования, спрашиваю: "У меня средне-специальное финансовое есть, но я учусь на четвёртом курсе Одесского института народного хозяйства, как это указать, как незаконченное высшее?" Я думала будущий руководитель будет рад, что получает специалиста без двух лет с высшим образованием, но он только сморщился, как от зубной боли и сказал: "Я учусь, мой зам. учится, ещё один специалист... И вы будете. А если сессии совпадут, кто будет работать?" Нет, он прямо мне не отказал, не имел права нарушать КЗОТ, но я всё поняла. Жаль было места в садике. Кто ещё поможет?
                И опять поиски. На Полтавском горно-обогатительном комбинате предложили только должность кассира. В тресте "Кременчугрудстрой" тоже. Надо сказать, что потом я неоднократно, по работе встречалась с этими людьми и мы не раз вспоминали, как мне отказывали в предоставлении работы по специальности. Управляющему Госбанком, Вертилецкому Василию Николаевичу, я давала переписывать свои курсовые работы, ему их некогда было делать. Учился он на два курса ниже. Помню, переписав и получив хорошую оценку в Киевском институте народного хозяйства, стал выяснять: "Что с меня за курсовую?" И я шутя ответила килограмм горошка, имея в виду конфеты, а он спрашивает у моего заведующего, с которым пребывал в кумовьях, зачем, мол, мне столько зелёного горошка. Главные бухгалтера обоих указанных предприятий Омельянец и Василий Григорьевич Карпызин долгие годы сдавали мне отчёты в горфинотдел, позже в налоговую. Правда, главный бухгалтер треста, не взяв к себе, всё же помог информацией, сказал, что недавно место старшего бухгалтера освободилось в горном цехе №4 ППП "Кривбассвзрывпром".
Обратилась туда. Помню: поднялась на второй этаж по внешней лестнице, зашла в огромную комнату, где сидело много человек. Спросила насчёт работы. Милая приятная женщина, сидящая в центре комнаты, в ней я сразу определила главного бухгалтера, даже головы не подняла. Отвечала мне начальник отдела труда, рассказывая какие есть вакансии: стрелочник, взрывник, инженер..."А бухгалтер?" - наконец-то выдавила я в страхе, что уже должность занята. На меня заинтересованно посмотрела женщина, которую я про себя назвала "бухгалтером", пригласила к своему столу и сразу провела собеседование. Потом позвонила в Кривой Рог, в головное предприятие и сообщила, что вакансия закрыта. Меня взяли на работу!!! Я буду начислять людям зарплату. Ура!!! Потом Александра Афанасьевна Виценко, так её звали, мне расскажет, что я ей сразу приглянулась, как только зашла. Она успела меня разглядеть, но не подумала, что я - бухгалтер, уже с образованием и трёхлетним стажем, такой "молодюсенькой" я ей показалась. Она думала, что я только школу закончила.


Продолжение...