Ставропольская церковь в годы войны

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Архиепископ Антоний (Романовский). Фото из Википедии.

***

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ

1.

Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий 22 июня 1941 года выступил с Обращением к православным верующим Советской страны с благородным призывом «послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может» и достойно выполнить свой гражданский долг.

В Ставропольских храмах, которых осталось совсем мало – 14, в результате ярой борьбы с «религиозным дурманом и мракобесием», не единожды зачитывалось послание митрополита Сергия.

Cвященнослужителями произносились патриотические проповеди и молебны во славу победы русского воина и смелости его духа.
Патриотическая деятельность религиозных организаций вызывала в сердцах людей чувства сострадания и милосердия, любви и братства к терпящим бедствия и унижения гражданам, на оккупированных врагом территориях СССР.

Духовенством и мирянами делались массовые пожертвования в помощь фронту: наличными деньгами, облигациями госзаймов, семейными и личными золотыми и серебряными украшениями, одеждой и обувью, продуктами питания.

На первом этапе эта деятельность церкви не была санкционирована советскими органами и считалась  незаконной. Вскоре сборы денег и вещей прихожанами были разрешены Иосифом Сталиным.

Этому послужило обращение к нему телеграммой митрополита Сергия, в которой излагалась просьба об открытии банковского счета для сбора средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского.

Особенно активизировалась деятельность церкви после пяти месяцев оккупации и освобождения Ставрополья в январе 1943 года. Местные церковные общины возобновили сбор пожертвований.

В результате чего взносы в Фонд обороны от ставропольских приходов оцениваются в 6,13 млн. рублей.

Таким образом, Великая Отечественная война не обострила отношений между государством и церковью, поставив веру выше идеологических разногласий. Патриотическая деятельность православных в условиях борьбы с фашистской чумой стала очевидной, жизненно необходимой.

Церковь воспитывала в верующих мужество и самоотверженность, требовала полной самоотдачи работников тыла, призывала к сопротивлению, проявляла заботу о раненых и инвалидах, вдовах, сиротах.

С начала войны по 1 июня 1944 года ставропольские приходы передали наличными инвалидам 74,6 тыс. руб., детским учреждениям – 112,7 тыс. руб. Семьям фронтовиков была оказана помощь в размере 91 тыс. руб. В этих суммах не учтена продовольственная помощь.

После окончания войны церковь сосредоточилась на сборе средств в фонд помощи детям-сиротам, потерявшим родителей в боях с врагом: погибшими или пропавшими без вести.

Прихожане передали на нужды сирот много вещей, продовольствия и денежных средств около 1,5 млн. рублей.
Всего в Ставропольском крае за годы войны поступление средств от приходов составило 13 млн. 766 тыс. рублей. [1]


2.

В сентябре 1943 года И. Сталин встретился с иерархами русской православной церкви. Он оценил деятельность православной церкви достаточно высоко и пошел на уступки.

После этой встречи началось некоторое послабление в отношении деятельности церкви: разрешалось открывать, уцелевшие от разрушения храмы, а там где их нет – молитвенные дома.

Из ссылок, лагерей и тюрем вернулись архиереи и многие священнослужители.
Тогда же из мест лишения свободы был вызволен и назначен архиереем в Ставропольский край архиепископ Антоний (в миру Василий Антонович Романовский).

***

С 1935 года епископ Антоний служил в Ставропольский и Донской епархиях. В 1936 году переведен в Сталинград, где был арестован, осужден, направлен в ссылку.

5 апреля 1943 года Антоний обратился с письмом к Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Сергию (Страгородскому). Он сообщил, что с июля 1942 года находится «в домашних условиях» в Саратове, и просил назначения в какую-нибудь южную епархию.

С 13 сентября 1943 года Антоний – архиепископ Ставропольский и Пятигорский.

Осенью 1943 года по поручению Патриарха Сергия совершил поездку в Грузию по вопросу о воссоединении Грузинской Автокефальной Церкви с Русской Православной Церковью.

В 1944 – 1945 годах Антоний временно управлял Херсонской епархией, а в мае 1945 года вернулся на прежнее место, но с более высокими полномочиями – архиепископ Ставропольский и Бакинский.

При нём в 1946 году была воссоздана Ставропольская духовная семинария. 25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита.

Умер 7 ноября 1962 года в Ставрополе от тяжелой болезни. Власти запретили хоронить его в церковной ограде Андреевского собора, похоронен на Даниловском кладбище г. Ставрополя. [4]


3.

Для осуществления государственной политики при крайоблисполкомах Советов депутатов трудящихся стали вводить должность уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР.

На уполномоченных возлагались не только функции связи между церковным руководством, верующими и органами государственной власти, но и осуществление контроля деятельности православных общин.

В Ставропольском крае на эту должность был назначен писатель Н. Чудин. Свое внимание он сосредоточил на учете церквей, регистрации церковнослужителей, разборе многочисленных заявлений, жалоб верующих и духовенства.
 
Есть сведения, что ходатайств об открытии церквей к нему поступало много.

Но местные партийные органы всячески препятствовали деятельности церкви. Уступить церкви – подорвать позиции собственной идеологии.

Ведь за время оккупации их авторитет был основательно подорван: за 5 месяцев количество храмов и молитвенных домов в Ставропольском крае возросло в 10 раз, с 14 до 140.

Да и уполномоченный крайисполкома по делам церкви Н. Чудин назвал их «вражьим следом».


4.

В марте 1944 года заместитель председателя крайисполкома Л.Я. Борохов и уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Ставропольскому краю Н. Чудин направили на места письмо на имя председателей исполкомов областного, районных и городских Советов депутатов трудящихся об изъятии из пользования общин верующих зданий государственных учреждений.

Цитирую:
«…В соответствии с постановлением СНК СССР от 5 марта 1944 г. и инструкцией Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР школы, клубы, театры, детсады и другие государственные учреждения, которые в период немецкой оккупации были заняты под молитвенные дома, подлежат освобождению.

Предложите общинам верующих, занимающих указанные здания, немедленно освободить таковые.

Если общины в месячный срок не получат путем аренды других помещений для культовых целей, они подлежат роспуску. В последнем случае нами будет дано особое указание.

О выполнении данного распоряжения срочно сообщите.

ПОДПИСИ:
Заместитель председателя исполкома крайсовета депутатов трудящихся Л. Борохов
Уполномоченный Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Ставропольскому краю Н. Чудин». [2]

***

В соответствии с этими установками после окончания войны в Ставропольском крае местные партийные и советские органы не санкционировали открытие ни одного храма.

В городе Благодарном в 30-е года были разрушены два храма: Сретенский и Косьмодамиановский.

Третий храм, носящий имя Святого благоверного князя Александра Невского, построенный в 1894 году, до войны  использовался как зернохранилище.

Осенью 1942 года, в период оккупации, храм был открыт для прихожан, действует и сейчас. [3]

***

В городе Благодарном Ставропольского края усилиями церкви, руководства района и города, меценатов и прихожан начато строительство трех храмов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Макарова Е.А. Церковь и общество на Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. Ставрополье: Правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь 2005 г.
2. Ставрополье: Правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь 2005 г. ГАСК. Ф.Р-2327. 0п.2. Д.6. Л.21.Подлинник.
3. Пузиков В.И. Город Благодарный. Город и люди. ООО «Благодарненская типография». 2011 г.
4. Википедия. Митрополит Антоний (Романовский)


9 марта 2012 г.                г. Благодарный