Замороченный писатель Правильная литература

Екатерина Адасова
Массовая литература и правильная литература

 Еще одна форма литературного произведения. Новелла.  Это проза, но краткая, а оттого требующая острого сюжета, хорошо бы при этом автором было выполнено некое условие отстраненности от происходящего. Можно сказать, что новелла это такой вид рассказа.
 Для начинающего писателя может служить возможностью запечатлеть воспоминания, максимализм и некоторых разрушение представлений о жизни. Учиться писать кратко, просто, обычно это то, что дает новелла.
 
     Послушав однажды спор между теми, кто признавал дилетантов в литературе, и теми, кто их отвергал, для себя поняла несколько важных моментов. Такого презрения профессионалов к дилетантам я не видела и не представляла, что оно существует в таких формах. И то высокомерие для меня послужило тем сигналом, который мог для меня означать только одно, профессионал думает только о себе, и я, как читатель, ему и неинтересен. Более всего доставалось в этой дискуссии восторгу дилетанта перед своим творчеством. Правда, читать профессионала разрешалось, но самому писать было совсем и не обязательно. Потребитель не обязан сам стремиться к творчеству, но по каким-то признакам отличать это чужое профессиональное творчество, а может быть и не различать, а просто верить на слово. И все.
     И тогда, как бывало часто в этой жизни, провозгласила для себя следующий лозунг, твоя литература в тебе и в каждом. Твой театр в тебе и в каждом. И удовольствие от творчества у тебя никто не отнимет, а особенно тот, кому ты по его подходу к великому творчеству и не нужен.
     И вот придя к решению писать некое произведение  можно переходить к выбору жанра письма или его отсутствию.
     Если сразу начать произносить слово «роман», то смело можно предполагать этим словом все и закончится. Но и такого слова пугаться нечего, ведь роман часто можно отнести к тому направлению, которое получило несколько презрительное название, как «массовая культура». И существует предположение и заключение о том, что поиск новых форм и художественный поиск присущ только другой настоящей литературе. Но массовая литература, не задаваясь, приспособила изменённый «роман» к своим целям и выплеснула на прилавки желтые обложки «женского» романа, черные и серые серии «детективного» романа. А уж без «научно-фантастического романа» вообще невозможно обойтись, и чем дальше идет прогресс науки, и чем дальше читатель от понимания происходящего, тем больше тех,  кто переводит язык науки на обычный и пытается в таких формах прийти к человеку далекому от этого. Со временем еще страшнее становится от загадок и тайн бытия, и всего будущего развития, как самой техники, так и человека в паутине этого прогресса.
     И появляется крамольная мысль, что та правильная литература, дистанцировавшись от массовой литературы, бросила тебя на произвол твоей собственной судьбы, читатель, и остается только опираться на свой жизненный опыт и искать небольшую группу единомышленников, которые, как и ты, относится также к себе, жизни, и другому подобному себе.
     И возможно, время вершин всех литературных жанров осталось далеко, и наступило время тех, кто владеет информацией, отличной от того, что знают другие. И передача этой информации становится единственным жанром в той литературе, что и не массовая и той, что массовая. И вот перед нами новая литература,  информационная.  Но это не краткий перечень событий, как журналистские репортажи, и не научные статьи в их очень ограниченном направлении, ограниченном узко научной терминологией, а вроде и массовая, и как бы вроде не просто от впечатления изложение, но в нём есть все, и, самое главное, личное творчество. Как и раньше говорили, что достижением прогресса человека является его личное время. Но этого пока не получается иметь это личное время в требуемом количестве, но зато получается самому все обдумывать и для себя создавать новое свое направление литературы.
     И так попробовали, сначала просто выступление, потом статью, по статье выступления, потом статью в газете. А можно и в любом порядке из этого набора.
     Можно найти и электронные средства информации и на  их страницах разместить в интернете то, что хочется. И обрадовавшись, начать и дальше посылать свои следующие опусы, но нет, там они сами определяют, нужно им твое доморощенное творчество или нет.
     Все о чем говорю, относится к тому писателю и поэту, кто занимается этим не на своем рабочем месте и не получает за это ничего. Именно – ничего. Он доморощенный писатель, и тогда можно сказать, что он пишет по велению своего я.
     Нет те, кто получает за это деньги, и те, кто на рабочем месте творят, пишут значительно лучше, но это их творчество находится в рамках большого производства или одного человека, как повезло.
     И наступает следующий этап, все, что записано в разных мелких статейках или записках, требует объединения.
     Тут уж встает задача, как это объединение найти. Если я искала материалы только об истории своей семьи, то можно выбрать и здесь два пути. Первый это все написать, так как это бывает в биографиях, сначала родился Петя, за ним Федор, потом Авдотья, и жили они долго и счастливо. И тогда, подсчитав своих родственников можно смело подарить каждому такую книгу, и она станет, наверное, самой главной в семье каждого, и на полочке займет место среди классики, рядом с Гоголем и Чеховым.
     Но может оказаться, что этот Петя изобрел велосипед и тогда круг читателей может расшириться, все кто понимает все в велосипедах и те, кто хочет знать истории его создания, вольются в ряды потенциальных читателей, но опять же не все, а только те, кто о вашей книге узнает.
     И в этом случае изложение в виде биографии будет непригодно, теперь и свои знания нужно расширить, и устройство велосипеда, и страны, где он появился, нужно изучить, а хорошо бы и что-то свое новое добавить, и тогда нужно и в архив пойти и в другой город съездить, и таких  как ты, знатоков по велосипедам нужно найти.
     И как же тогда строить свой рассказ? Нужно найти такую особую фишку, такой маленький стерженек, который может все объединить. Велосипеды в разных странах мира, соревнования велосипедистов, создатели велосипедов, и тут в маленькой части, и твой родственник нашёл свое место. Вот так составлен приблизительно план, можно и начинать писать задуманное.
- Без любовной линии ничего не получается, - говорит автор не одной исторической книги.
- Пробовала просто без сюжета, книга есть, а читателя нет.
     И это говорит не начинающий писатель. Об этом говорит крупный историк, автор десятка книг по истории, которому пришлось все же изменить так изложение исторических событий, которые и так интересны бы были читателю, а это события войны с Наполеоном. И историк, и писатель добавляет в историческое повествование лирическое начало, проходящее нитью в целом уже полном и самодостаточном произведении. Отказа от жанра не происходит явно, но добавки, конечно, не только позволяют увеличить количество читателей, но позволяют и читателю получить новые исторические сведения.
     До такого автора нам еще далеко, пока нет и просто некого сюжета для связи велосипеда с другими велосипедами. И читая книгу, начинаешь присматриваться, как автор начинает свой рассказ. Ну, ничего вроде особенного в этом и нет. А если сейчас посмотреть книги, то понимаешь, что кто что хочет, тот то и пишет. Но не все так просто. Может и сам писать, а могут ему и помогать, оттого все вроде и правильно, но и в первой и вот второй, вроде и стиль похож, не выделишь автора, и спутаешь с другим автором.
     И появляется первое разумное решение собрать то, что было написано отдельно, про колесо, про руль велосипеда, про свои первые впечатления от катания, и то, что о родственнике, изобретателе нового вида цепи в велосипеде, и то, что в виде статьи оказалось в газете.
     Можно увидеть, что получилось страниц 40, это уже некоторая величина больше, чем статья, но пока меньше, чем книга. Напрягаешься еще и вот долгожданные 100 страниц готовы.
     Встает вопрос об издании. И здесь уже деньги выходят на первый план. Напечатать свою первую книгу за чужие деньги маловероятно, очень маловероятно, ничтожно вероятно. И так придется печатать самому, это решение неотвратимо.
- Известность придет после того, как напечатается книг десять под твоим именем, - это нужно говорить себе всегда.
     Очень хороший и успокаивающий тезис. В нем все, что требуется молодому или не очень молодому, но начинающему автору. Главное в этом лозунге то, что питать надежды на сказочное разрешение твоей проблемы нельзя. Только ты сам себя и напечатаешь, хотелось сказать спасешь, нет, только напечатаешь. Все представлено через некоторое количество книг, есть мечты о будущем, говорить лучше 10 книг, а не пять книг, будущее должно быть большим, огромным, но чуть-чуть реальным.
     Значит, за твоей первой книгой должны пойти другие. Имя родственника будешь вставлять в каждую. Но ведь можно написать о появлении велосипеда в Африке, а там и до создания первого колеса можно скатиться.
- О, боже, сколько же денег нужно, чтобы напечатать 10 книг, - говорят тебе.
     И это первая похвала, которую ты, наконец, дождался, они не сомневаются, что книги будут написаны, и ты заодно с ними начинаешь верить в себя, и что хоть одну книгу одолеешь и сможешь написать.
     Не теряй времени, собирай деньги на свою первую книгу. Собрано, оторвано от семьи или от себя и своих интересов, от новенького пальто или искусственной шубки, от поездки, где солнышко зимой и тепло зимой.
- Вот знаю одно место в Новгороде, там можно недорого напечатать, так тысяч за триста, - говорит тебе мало знакомый, но сердобольный уже состоявшийся писатель.
     Не слушай советов, таких советов. Только изучение всего рынка поможет тебе. Всего рынка таких услуг, и желательно поближе к твоему дому, а не к родине советчика. Потом будут нужны поездки по разным случаям, и они могут так удорожить печать книги, что ничему не будешь рад. Лучше найти типографию в соседнем подъезде, но это вряд ли получится.
- Начнем с интернета, - это первое, что можно сказать себе.
     И при этом определить, что твое первое издание это не десятое юбилейное издание, которое само собой выходит, а первое твое. Значит, оно должно быть самым дешевым и самым быстрым. И только глядя на готовую книгу, можно будет понять, «чего же в этом супе не хватало».
     Но пишешь книги ты не один, и конкуренты могут появиться в самом неожиданном для тебя месте.