В защиту мата

Наталья Ладица
Филологи и интеллигенты всей России бьют тревогу: в стране наблюдается засилье т.н. ненормативной лексики. В наше время этими словами пользуются и малые дети, и седые старики, используют и «по назначению», и для «выражения чувств», и просто для связки слов. Воспитанные люди хватаются за голову: откуда взялось подобное сквернословие? И вообще, кто придумал ругаться «этими органами»? Давайте совершим небольшой экскурс в историю. Существуют разные версии возникновения мата.
1. Эти слова пришли к нам из тюркского языка. Наши предки, не до конца понимая их значение, придумали им собственное значение. Но эта версия не объясняет, почему для чужестранных слов нашлось лишь такое применение.
2. Мат завезён к нам с золотоордынским игом. В оригинале эти слова имели совсем другое, возможно, даже священное значение, но славяне, желая посрамить завоевателя хотя бы на словах, придали им такой неблаговидный, с нашей точки зрения, смысл. Эта версия, на мой взгляд, более состоятельна, однако лингвистические данные говорят, что маты появились намного раньше монголо-татарского нашествия.
Но мне кажется более вероятной другая версия. Слова, ставшие в наше время признаком распущенности и приобретшие статус нецензурных, всегда имели именно это значение и звучание, однако отношение к ним было совсем другое. Попробую доказать свою точку зрения.
Для древнего человека наиболее важным был вопрос продолжения рода. Уже доказано, что в своё время люди поклонялись и пещерам, символизирующим материнское чрево, и фаллическим столбам. Отсюда всего лишь один шаг до возникновения некоторых словесных формулировок, необходимых, дабы призвать внимание ушедших предков и обратить на себя их покровительство. Ведь недаром же само слово «мат» созвучно с таким святым для каждого человека словом «мать». Доказательства? Да сколько угодно! До сих пор старые люди говорят, что если тебя «нечистая сила водит» (то есть в лесу заплутал, в доме чего-то найти не можешь и т.д.), выматери её хорошенько, и нечисть от тебя отстанет. Так же следует поступить, если «домовой давит», плохой сон приснился, голоса слышатся и т.д. Вывод: эти слова являлись для человека своеобразным оберегом, распугивающим агрессивно настроенных зловещих духов. Кто же ещё может в такой ситуации защитить, как не праматерь рода человеческого?
Отдельно следует сказать о выражениях типа «Пошёл в…», «Пошла на…». В них содержался скорее не призыв к вниманию со стороны предков, а признание самых нужных и важных в то время способностей – способностей к продолжению рода – и пожелание не терять их как можно дольше. Как оскорбление звучало разве что «смена пола» в выражении, т.е. если пошлют «не туда» (наши предки были весьма щепетильны в таких вопросах).
Однако почему всё-таки люди стали этими словами ругаться? Во-первых, почти священное значение этих слов налагало на них определённое табу, не позволяющее их использовать в повседневной жизни, что, в свою очередь, делало их своеобразным «запретным плодом», который, как известно, всегда сладок. Во-вторых, свой отпечаток наложили времена перехода от матриархата к патриархату – насильственная смена «правящей верхушки», как правило, закрепляется своеобразной демонизацией прежних идолов и канонов. Свежий пример тому – Октябрьская революция. И, наконец, нельзя забывать о веках христианизации, когда вопросы плоти считались греховными и всё, что с ними связано, было под запретом.
Предвидя возмущённые речи большинства из тех, кто читает данный очерк, спешу сразу оговориться: я не призываю всех дружно забыть о приличиях, продиктованных нашим временем, и начинать дружно материться. Ведь значение имеет прежде всего эмоциональная окраска, с которой мы произносим те или иные слова, а она значительно изменилась за последние пару тысячелетий. Напротив, быть может, кто-нибудь из читателей в следующий раз задумается, стоит ли понапрасну гневить предков нелестным поминанием в быту их достоинств. Недаром же старые люди говорят, что демоны следуют за теми, кто не блюдёт чистоту слова.