4. Москва Златоглавая

Наталья Ладица
-Бабуля, а ты знаешь что-нибудь о Москве.

Такой вопрос задал бабушке Олёне её старший внук Митя. Мальчик учился уже во втором классе и к «сказочным посиделкам» бабушки со своей двоюродной сестрой  Дашей относился немного снисходительно, словно к некоторой забаве.

-Понимаешь, - смущённо проговорил Митя, – нам в школе задали подготовить сообщение о
Москве. Хочется рассказать что-нибудь интересное, необычное, а я даже не знаю, с чего начать.

Даша тут же насторожила ушки. Похоже, предстоял ещё один инте-ресный рассказ.

-О Москве? Конечно, я знаю о Москве, ведь это – столица нашей Родины, то есть самый главный город страны. Садитесь-ка поближе, я расскажу вам о Москве.


Сейчас это – большой и очень красивый город. Но когда-то это было небольшое поселение на берегу Москвы-реки, и «рождение» Москвы ничем не отличалось от появления других городов.
Однажды проезжал по берегу Москвы-реки князь Юрий Долгорукий, и невольно залюбовался красотой местной земли. Густые леса чередовались с полянами, по берегам раскинулись заливные луга, в лесах – много зверья и птиц, а в реке – рыбы. Места холмистые, овраги глубокие. Подумал Юрий Долгорукий, что это очень удобное место для защиты границ Руси: холмы, овраги и реки врагам преодолеть будет трудно, а для жителей есть всё необходимое. И приказал князь строить здесь крепость: селение обнесли крепкой крепостной стеной, поставили несколько караульных башен, для князя и бояр возвели терема, для простого люда – избы попроще. Созвал князь в строящийся город лучших мастеров – древоделов, которые украшали и обновляли стены и башни кремля, возводили деревянные церкви, храмы и монастыри, прочные и очень красивые. Вскоре встал на берегу Москвы-реки красивый город. Росла Москва очень быстро, ведь город был очень удобно расположен – здесь проходили водные и проезжие дороги в другие города России.

И всё было бы ладно, да только деревянная Москва часто горела. Унять огонь было очень трудно, ведь все строения в городе были деревянные. А когда пришли монголо-татары, которые поработили нашу родину, мучили, убивали и угоняли в плен её жителей, то и вовсе спалили Москву дотла. Пришлось оставшимся в живых москвичам отстраивать город заново. А после другой князь, Дмитрий Донской, и вовсе решил отстроить Москву из камня – ведь камень не горит! И начали свозить из других городов белый камень – известняк и вновь возводить крепостные стены. Тяжёлый это был труд и очень долгий. Больше ста лет он длился. Отцы строили, потом их сыновья, а заканчивали это большое дело внуки. Была Москва деревянной, а стала белокаменной.

А потом, когда монголо-татар и вовсе прогнали с нашей земли, выстроили новые стены, теперь уже из красного кирпича. С тех пор и стала Москва такой красивой и нарядной.
С этих пор русский народ стал величать Москву – матушкой. Когда с огнём и мечом на Русь надвигался враг, собирала Москва войско – шли к ней отовсюду отряды и полки. Сюда, к московскому Кремлю, спешили они, чтобы вместе ударить по иноземным захватчикам. Так было и в те времена, когда на Россию напал французский император Наполеон. Тогда в нашей столице вновь, впервые за много сотен лет, хозяйничал враг, но доблестные русские воины прогнали французов с русской земли. А в ноябре 1941 года, когда под Москвой стояли гитлеровские войска, здесь, прямо под носом у врага, состоялся военный парад Красной Армии. Воины прямо с парада отправлялись на фронт. Тревожное, грозное это было время. Не на жизнь, а на смерть уходили драться наши войска. Зато и радость была велика, когда, наконец, гитлеровские войска были разбиты, и война закончилась.

Сейчас город часто называют Москва златоглавая. Почему? Дело в том, что город украшают не только древние стены и башни, но и великолепные церкви, храмы, монастыри, которые венчают красивейшие купола. По форме они напоминают луковицу и покрыты тончайшим слоем золота. Издалека эти купола напоминают сверкающие на солнце головы. Вот и принято называть нашу столицу – Москва Златоглавая.


-Ну что, хватит тебе для сообщения в школе? – спросила внука бабушка Олёна.

-Должно хватить, - уверенно ответил Митя. – Надо только всё запи-сать, а то потом забуду.