Наш Лукич. я. 5

Борис Ящук
                ЕСЛИ   ВРАГ  НЕ   СДАЁТСЯ….

          Доселе    в Изяславе, освобождённом от фашистов, функционирование советской власти  осуществлялось  силами  горсовета,   местной  милиции  и   небольшим  составом  транспортно - заградительной  комендатуры. Но  отныне  в  городе  дислоцировалась наша   кавбригада. Начальником гарнизона  командование  назначило  командира  бригады  полковника  Алексея Лукича Сологубовского.  На плечи  комбрига свалилось   много  других обязанностей , не связанных с  прямыми , чисто армейскими делами. Приходилось  вникать  в   массу горсоветовских проблем, содействовать быстрому развитию и восстановлению  предприятий и  фабрик.  В первую очередь пришлось  запустить хлебо-  и маслозавод,   разрушенную колбасную фабричку и  близлежащий  Климбовский  сахарный завод.  С помощью  Славутских сапёров и  понтонёров была запущена в работу небольшая Изяславская гидроэлектростанция и засветились окна в домах горожан. На этом фоне, казалось, что кавалерия  включилась в мирный труд горожан. Со стороны было совсем незаметно, что бригада  постоянно участвует в жестоких схватках с бандеровцами на просторах  Львовской, Ровенской, Тернопольской и Закарпатской областей. Были не менее жестокие бои и на  землях нашей Каменец-Подольской области. Внешне этой напряженной  работы не было видно, но наша дотошная пацанва  успела заметить в медсанбате  раненых и выздоравливающих бойцов  обоих полков. Но очень часто в городе можно было увидеть разъезжающих на повозках ездовых (обязательно по двое), или группу бойцов, купающих коней в чистейших водах Горыни ( но все были вооружены автоматами).  А вечерами  город патрулировался  хорошо вооруженным  патрулём. Однако   уже  мирная жизнь  стала  привычным  делом.   Берега  Горыни с утра до вечера оглашались  весёлыми криками  и вознёй  ребятни. Помню, как –то  на белоснежном   песке  барахталась  детвора  местной округи и мы, дети военных.  Но вот неподалёку выехала группа  бойцов и принялась рядом купать своих коней.   Один   конь отличался  от других  струпьями  и плешью  на крупе  … В  это время  по дороге, метрах в ста  от берега  проезжал «Виллис».  Водитель затормозил  и к воде  приближался офицер. Оказалось это Алексей Лукич  заинтересовался кавалеристами. И хотя бойцы были только в одних трусах, комбриг безошибочно опознал бойцов второго сабельного эскадрона восьмого полка.  Осмотрев коней и увидев больного коня, комбриг  свирепо отчитывал хозяина  этого  животного: « Я тебе яйца поотрываю, боец! Кругом дети купаются, а ты тащищь сюда больного коня!  А ну , немедленно  к Зобову»  Возмущённый непорядком, комбриг  разогнал самовольных купальщиков коней.   А майор   Зобов был ветеринарным   врачом  нашей бригады. Благодаря  ему конный состав  был абсолютно  здоров . Упущения командира взвода и растяпы –кавалериста вскоре были  исправлены. Среди  необозримых забот  полковник Сологубовский  никогда не забывал проконтролировать исполнение его указаний, а нерадивых  отчитывал по полной программе, иначе в то время было просто нельзя.
  Осень  подкралась  незаметно, но   , не особо рассчитывая  на помощь ещё немощных колхозов, заработало  гарнизонное  подсобное хозяйство, появились свои овощи и на столах солдатских столовых мясные блюда готовили из самостоятельно  выкормленных хрюшек.   Служба ПФС  заготовила отменного сена  с прибрежных  лугов.  Так-что зимовка  была  хорошо  подготовлена.
         Новогодняя  ночь  сорок пятого  года   ознаменовалась неожиданным  фейерверком:  напротив  нашего дома  на большом  пустыре  бандеровцы   налетели и сожгли   местную МТС.   Долго пылали трактора и горюче-смазочные  материалы, шиферная крыша  от жара лопалась как артиллерийские снаряды. К утру  на месте МТС  остался обгорелый  кирпичный остов.   Бандиты не унимались и всячески мешали строительству мирной жизни. Прижимаемые  кавалерией РККА, бандиты  исподтишка мстили всем, кто был истинным патриотом нашей Родины. Только в одном районе Каменец-Подольской области  находилось целиком бандеровское село, где не было советской власти. Первое посещение этого села  оперативной группой  закончилось неудачей. Заходя , в казалось мирное село, бойцы получали очередь из пулемёта.(Пулемёт находился за задвижкой русской печи). Коварные  приёмы бандеровцев получали адекватный ответ – бойцы, открывая дверь  очередной хаты , громко спрашивали : Хто е?  После этого  в открытую  дверь влетала противотанковая граната.   От этого села   страдала вся округа и простой люд  не раз просил  о помощи. Всем уже бесконечно надоели убийства, пытки, грабежи  со   стороны   обитателей бандитского села.  Ещё одна попытка  проникнуть  в село обернулась беспощадным боем. Чтобы прекратить сопротивление      антисоветского   военного формирования, на оперативном совещании командир бригады принял единственное верное решение – силами  артиллерии бригады, включающих две машины М-1 («Катюш»)  село было сметено с лица земли.  Оправданная  жестокость  получила огромную  благодарную поддержку освобождённого от бандитов  местного населения. Как  писал пролетарский писатель: «Если враг не сдаётся – его уничтожают!»