Телефон

Юрий Басин
     - Мистер Ватсон, подойдите сюда, пожалуйста, вы мне нужны!
     Нет, это вовсе не фрагмент одного из телесериалов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Эти слова произнёс человек, которого звали Александр Грэхем Белл. Он сказал их не напрягая голоса в странную чёрную трубку, которую держал в руках. И его услышал помощник Белла мистер Ватсон, который находился совсем в другом помещении. Это было 10-го марта 1876 года.
     Как это неоднократно бывало в истории техники, Белл изобрёл телефон случайно. Он работал над задачей, которую тогда пытались решить многие инженеры-электрики: одновременная передача нескольких телеграмм по одной паре проводов. Телеграфные компании, опутавшие к тому времени проводами всю цивилизованную часть планеты, обещали огромные деньги за решение этой задачи.
     Белл, получивший в детстве музыкальное образование, придумал красивый способ частотного разделения телеграфных сигналов. Каждому телеграфному "каналу" соответствовал один из семи звуков музыкальной гаммы. На приёмной и передающей сторонах линии стояли по семь камертонов, и каждый камертон-приёмник отзывался только на сигнал "своего" камертона-передатчика. Камертоном служила тонкая стальная пластинка, зажатая с одной стороны. Регулируя длину пластинки, можно было настроить камертон на нужную высоту тона.
     Помощник Белла, молодой парнишка Томас Ватсон, боготворивший своего шефа, возился в другой комнате, подбирая длину пластинки. Камертоны были соединены проводами, и Белл, сидевший в своём кабинете рядом со вторым камертоном, чутким музыкальным ухом услышал вибрацию пластинки своего камертона, когда Ватсон касался пластинки своего. Непостижимым образом Белл догадался, что таким образом можно переговариваться по проводам! Он тут же прекратил работу над многоканальным телеграфом, и со всей энергией занялся устройством, которое он назвал ТЕЛЕФОН. Вскоре он смог сказать в трубку эту историческую фразу: "Мистер Ватсон, подойдите сюда, пожалуйста, вы мне нужны!" И восторженный мистер Ватсон с улыбкой до ушей тут же прибежал к своему обожаемому шефу.
     Так в технике и во всей нашей жизни началась новая эра. Во что это вылилось, мы все видим.