Часть 12. Слово митр. Филарета

Евгения Рыжкова
СЛОВО В ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ
СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ
говоренное в Чудовом монастыре,
мая 20 дня 1837 года
синодальным членом Филаретом,
митрополитом Московским.


Рассмотрено Санкт-Петербургским Комитетом
Духовной Цензуры. Мая 20 дня 1838 года.


Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам
слово Божие, их же взирающе на скончание
жительства, подражайте вере их. (Евр. 13. 7).

Настоящий день есть один из тех, в которые Церковь с
особенной торжественностью призывает нас к исполне-
нию Апостольского завещания, мною теперь прочитан-
ного. По его установлению мы вспоминаем ныне
Богомудрого наставника нашего, Святителя Алексия, ко-
торый как во все время Святительства своего с благодат-
ной силой говорил слово Божие в назидание словесного
стада Христова, так особенно потрудился в чистом веща-
нии слова Божия, когда Славянское предложение Святого
Евангелия с Греческим подлинником сверил и от несо-
вершенств старого наречия, и от ошибок невнимательных
переписчиков, очистил и исправил. Этот подвиг важен,
между прочим, потому, что чрез него Святитель, Богом
просвещаемый, предварительно обличил неправое мне-
ние людей, явившихся после него, которые даже доныне
утверждают, будто в священных и церковных книгах, и
ошибку переписчика исправить, и непонятное слово пе-
ревода заменить понятным, непозволительно и противно
Православию. Они говорят : по старым, неисправленным
книгам спасались и спаслись известные Святые; такие
книги поправлять значит, портить». Если бы так рассуж-
дал святой Алексий: то конечно не стал бы он ни сверять
перевод, ни поправлять рукопись Евангелия; а должен
был взять книгу Евангелия, какая в его время находилась
в Успенском Соборе, и сказать: по этой книге спасался и
спасся Святитель Петр; нечего здесь сверять и испра-
влять. Но он проверял и исправлял: и потому очевидно не
так рассуждал, как новые ревнители не очень старой ста-
рины, а точно также, как и в старину и ныне рассуждает
православная Церковь, то есть, что спасительная истина
Христова и в неисправленных и исправленных священ-
ных и церковных книгах одна; но что для сохранения и
распространения этой самой истины, исправленная книга
лучше неисправленной. Как предназначение и оправда-
ние церковного исследования и исправления книг в по-
следовавшие времена, провидение Божие сохранило нам
исследованную и исправленную Святителем Алексием
книгу Святого Евангелия: и она являлась очам вашим в
самое это священнослужение.
Видите, братия, благодетельность Апостольского за-
вещания. Мы вспомнили наставника нашего: и от этого
воспоминания тотчас получили полезное для всей Церкви
наставление. Но углубимся несколько в завещание святого
Апостола Павла о благоговейном воспоминании настав-
ников наших.
Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам
слово Божие. В этих словах есть нечто печальное. Поми-
нают то, чего уже нет. И так, когда Апостол завещает по-
минать наставников Богоглаголивых: то этим самым
говорит, что их нет уже, и едва ли не предсказывая то, что
подобных им не будет. Как тем, что имеем и видим, легче
пользоваться, чем тем, чего не видим, и что уже миновало:
то не очень нужно было бы заботиться о воспоминании
прежних наставников, если бы подобные им непрерывно
процветали в Церкви. Но Апостол заботится о воспоми-
нании наставников прежде бывших: видно не надеется,
чтобы в их преемниках наставляемые вполне обрели тот
же дух и силу, те же подвиги и добродетели, тоже слово и
тот же пример. Что это предусмотрено верно, к сожале-
нию, свидетельствуют опыты многих веков. Не случается
ли слышать и ныне сетования: где ныне святые? Где про-
зорливцы или чудотворцы? Где наставники, которые бы
говорили слово Божие с такою силою, руководствовали к
спасению с такою верностью, как Петр или Павел, или
хотя как некоторые из Духоносцев, бывших после Апо-
столов?
На печальный подлинно вид навело нас Апостольское
завещание, поминать наставников наших. Но смотрите,
как оно же может подать нам и утешение. Сетуют, что нет
ныне святых. Мимоходом замечу, что не должно преуве-
личивать этого мнения. Многие, или не многие, только
должны быть и ныне Святые; и не может быть, чтобы их
совсем не было: ибо без Святых МИР не был бы достоин
хранения БОЖИЯ, и не мог бы стоять. Семя свято стоя-
ние его (Иса. 6, 13). Мы можем говорить, что нет ныне в
мире Святых, подобно как отца Алексия Человека Божия,
который был закрыт и от отца, и от других, образом ни-
щего.
Справедливее можно скорбеть, что Богопросвещенные
наставники и Святые ныне слишком редки; что их не
видно, что в людях духовных примечается незрелость
духа. Что ж? Как утешиться нам в этой скорби? Как вос-
полнить примечаемый недостаток? — Возьмите в про-
шедшем то, чего не находите в настоящем: поминайте
наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие
прежде.
Правда, поминать наставников скончавшихся, не то,
что пользоваться живущими: но слишком ли велика эта
разность, и не стоит ли одно другого? Наставление от на-
ставника, живущего близко и удобоприемлемо, когда его
видим и слышим; слово и пример его в этом случае для
нас также живы, как и он сам: преимущество немаловаж-
ное! Но, живя в теле, подобно нам, кто бы он ни был, он
еще подвержен искушениям, и не избавлен от возможно-
сти преткнуться, и, может быть еще, в своем падении,
увлечь с собою наставляемых.
Напротив того наставник скончавшийся, которого
жизнь и скончание жительства ознаменовано присут-
ствием в нем благодати Божией, которого чистое учение
оправдано святою жизнью, и святость жизни подтверж-
дена святою и блаженною кончиною, есть руководитель
к спасению решительно достоверный и непоползновен-
ный, есть притом помощник тем более сильный и не из-
немогающий, что, отложив тленность и немощь земной
жизни, живет в беспрепятственном причастии света и
силы Божьей: преимущество высокое и несравненное!
Что касается до близости и удобоприемлемости на-
ставника и помощи духовной: близость в духе не измеря-
ется областями жизни и расстояниями места и времени,
но мыслию, желанием и любовью, созерцанием, моли-
твою и верою.
Вера может сблизить вас с наставником благоговейно
вспоминаемым, почти так же, как с присутствующим: ибо
и с этим душеполезно сближает она же, а не просто виде-
ние лица и слушание слова. Вера посредством писания
или предания, оживит пред вами учение и пример ото-
шедшего к Богу наставника; а посредством молитвы при-
обретет вам его действенную за вас молитву к Богу, и
действительную помощь. Таким образом, поминайте на-
ставников ваших: и без сомнения вы будете удовлетво-
рены в потребностях духа вашего так, что не будет нужды
сетовать на несовершенство или скудость наставления
современного.
Чудное, братия, устроение Царствия Христова! Наши
немощи, наши недостатки угрожают лишить вас потреб-
ного вам духовного наставления. Что же творит многоми-
лостивый и благопромыслительный Господь? Дополняя
недостаток наставников живущих, Он прежде общего вос-
кресения воскрешает некоторым образом наставников
умерших и, еще прежде полного открытия царствия не-
бесного, на земле в небесном царствии Своем, то есть, в
Церкви Своей, особенным образом творит их, по изъяс-
нению Тайновидца Иоанна: Цари и Иереи небесного
вкупе и земного священноначалия — Иереи, вознося-
щие за вас действенную молитву непосредственно в
пренебесный жертвенник, — Цари, имеющие власть чудо-
действенной помощью благоуправлять вас к миру и спа-
сению. Вы боитесь не найти ни одного духовного
наставника близ себя, в свое время.
Он дает вам всех духовных наставников, из всех вре-
мен всей Вселенской Церкви, и в них делает для вас до-
ступными все духовные познания и опыты, все дарования
и силы благодатные.
При этом не без сожаления и не без удивления вспо-
минаю, что некоторые из Христиан не хотят угодивших
Богу наставников вспоминать воспоминанием благоче-
стия и веры, и особенно прибегать к их помощи в моли-
твах. Не нужно, говорят никакого ходатайства пред Богом,
кроме ходатайства Христова; и ходатайством простых
людей было бы оскорблено ходатайство Богочеловека.
Это мудрование подобно тому, как если бы кто вздумал
утверждать, что в Царстве, ни в самых даже и малых
делах, ни к кому не должно прибегать, как только к Царю,
и не через кого иного, как только через сына Царева; и что
прибегающий к посредству подчиненных Властей, и
рабов Царевых, имеющих доступ к его престолу, оскорб-
ляет верховное достоинство Царя и высокое предстатель-
ство сына его. Не царская ли власть действует через
подчиненные власти? Не к его ли милосердно прибегают
через посредство верных ему рабов? Не Бог ли и Христос
действует и славится через Святых Своих? Не к Его ли
благодати прибегают чрез их посредство смиренные мо-
литвенники, почитающие себя недостойными непосред-
ственно приступать к Богу и Христу? Не совершенно ли
согласно с крайнею чистотою Божества и с крайним также
Его снисхождением и милосердием то, что наши молитвы
несовершенные и неочищенные, вспомоществующею мо-
литвою Святых очищаются и делаются способными к
приятию на пренебесный мысленный жертвенник.
Но возвратимся еще раз к завещанию Апостола. Запо-
ведав нам помнить Святых наставников наших, он пока-
зывает цель этого воспоминания, чтобы мы, взирали на
скончание жительства их, подражали вере их. Что мы, по
благодати Божией, сохраняем Апостольскую заповедь, об
этом свидетельствует само это собрание, ради памяти Бо-
гомудрого наставника нашего, Святителя Алексия. Оста-
ется нам помыслить и попечиться о том, идем ли мы точно
к цели, указанной Апостольской заповедью. Иных уда-
ряющий гром заставляет перекреститься; несчастие, бо-
лезнь, печаль, приводит им на память Святых, как
утешителей, целителей, помощников, и побуждает при-
зывать их. Хорошо и то, что в бедах прибегаем к предста-
тельству и помощи Святых; конечно, это лучше, нежели
совсем забывать их: но не довольно вспоминать их только
по случаям и по нуждам временным. Всех нужд важнее
то, чтоб вспоминать их для подражания вере их, и, нераз-
лучному следованию истинной веры, богоугодному жи-
тельству их. Та только память Святых угодна им и Богу, и
спасительна совершающим ее, которая совершается с ис-
кренним желанием подражать им, и достигнуть полного с
ними в свете Божием общения через освящение нас
самих. Аминь.