Песня для женского голоса

Марина По Мужу Скворцова
                Марина СКВОРЦОВА 

                «Не много истинных пророков
                С печатью тайны на челе,
                С дарами выспренных уроков,
                С глаголом неба на земле.»
                (Дмитрий Веневитинов, 1827 год)

Сентябрь, непревзойденный пейзажист, увлек меня на Елагин остров, где на литературно-музыкальном фестивале уже подуставшие от некоторой монотонности зрители вяло реагировали на выход очередного участника, пропустив мимо ушей пока ничего не значащее для них имя… Но с первых же аккордов люди встрепенулись, как по команде, и застыли, внимая, стараясь не упустить ни звука… А когда он поклонился, прощаясь, и зрители закричали: «Как Ваше имя?!!!» - смущенно представился: «Игорь Славич…»

И, как подарок победителя, в заключительном концерте фестиваля прозвучала «Дороженька», написанная молодым автором от имени Женщины… Песня, которая никого не оставляет равнодушным. По сути, это не просто песня – это песнь! Песнь плачеи, стон берегини, вопль молитвенницы… Это - шедевр современного автора, где звучат мотивы народной песенной лирики, где язычество перекликается с православием. Неудивительно, что автор песни – мужчина. В наше время, среди господствующего в мире растления, произошла трудновосполнимая утрата истинной женственности слабого пола, его исконного божественного предназначения. Песня отражает мужскую тоску о любви истинной, жертвенной, о высокодуховной женской сущности, которая способна, как в древности, и беду отвести, и любимого из смерти выкликать...
                «Далеко в Путивле, на забрале
                лишь заря займется поутру,
                Ярославна, полная печали,
                как кукушка, кличет на юру…»
                (перевод Н.Заболоцкого)

По аналогии с плачем Ярославны в «Дороженьке» присутствуют три яруса мироздания: высшая область – небо, представленное Богородицей, низшая - земля, и средняя, промежуточный мир между небом и землей, - стихия  ветра. Как и в бессмертном плаче Ярославны, здесь есть и отголоски скорбных народных причитаний, граничащих с заклинаниями («оседлала-вывела», «войну-беду»), и мотивы оборотничества («Стану ветром я, отпою его, Обернусь землей – обниму его»), и художественные образы, близкие к устной народной поэтике («Припаду к нему птицей чёрною» - фольклорный образ одинокой птицы-плакальщицы из славянских народных песен, символизирующий вдову-солдатку). Языческие представления народа и вера в отзывчивость сил природы на страдания людей неотделимы от образа славянства, и представлены автором, как эстетическая ценность, но, в отличие от Ярославны, героиня обращается за помощью только к Богородице, что говорит о христианском мировоззрении самого автора. Поэтому в песне слышится не просто сетование, как песнях народных плакальщиц, а сетование покаянное («Что же я сама натворила-сделала»), кроме того, явственно страдание женщины не только о потере любимого, о невозможности закрыть «его глазоньки», воздать погребальную почесть и отпустить в объятия земли, но и о дальнейшей участи его души («...отпою его», «Пусть душа летит птицей белою»). Лирическая героиня не знает напрямую о гибели любимого, но она чувствует это наверняка, ибо взаимное чувство личной незаменимости соединяет мужчину и женщину таинственной связью любви.

Зрители, соприкоснувшись с великой тайной грандиозности чувств, заворожено молчат...  Благодаря гармоничному триединству: высокая духовность стихотворения, удивительно красивая мелодия и высокопрофессиональное исполнение автора, который глубоко прочувствовал скорбь и боль своего народа, принявшего на плечи груз войны, вселенской беды, - песня имеет силу необычайную: словно открываются неведомые врата в вековые недра генетической памяти, явственно ощущается таинственная связь человека со священными силами... И на пике эмоционального состояния каждый чувствует свою причастность к великому славянскому этносу, который называется русский народ...

Зрителям преподали «выспренный урок»! Урок соборности, урок умения соответствовать предназначению человека, урок преданности, чистоты, жертвенности, урок памятования о смерти. Не случайно это произведение появилось в наше время, когда для спасения человечества, нравственность которого близка к гибели, необходимо возвращение к духовным истокам.

         Нельзя не отметить высокую одаренность автора, его широкой художественный кругозор, и наконец, народность творчества поэта Игоря Славича, который был избран почувствовать величие духовного подвига, открывшегося ему в недрах славянского рода, и выразить его в своей песне «Дороженька».