Часть 8. Построение монастырей

Евгения Рыжкова
Построение монастырей: Андроникова,
Чудова и других


Успокоившись немного от внешних неприятностей и
тревог, святитель Алексий захотел исполнить обещание,
данное им во время волнения на Черном море, бывшего,
когда он возвращался из Константинополя. Он пришел од-
нажды в пустынную обитель к преподобному Сергию и,
после обычного благословения, во время беседы говорил
игумену: «Возлюбленный, хочу попросить у тебя одного
благодеяния, в котором не откажи, ради духовной любви
твоей ко мне». Смиренный Сергий отвечал: «Ничто в оби-
тели нашей не возбранено тебе, Владыка»
- «Желательно мне, сказал святитель, чтобы ты отпу-
стил одного из своих учеников для устроения монастыря,
который, при помощи Божией, я намерен создать, во имя
данного мною обета». И, рассказав о бывшем волнении и
о данном обете, присовокупил: «теперь удобное время ис-
полнить обет, и я намерен устроить общежительный мо-
настырь с церковью во имя Спаса нашего Иисуса
58
Христа, Нерукотворного Его Образа. Дай мне для этого
дела ученика своего Андроника». Преподобный Сергий с
любовью отпустил Андроника, не смотря на то, что уче-
ник этот был ему очень дорог.
Митрополит дал Сергиеву монастырю достаточную
милостыню, сделал угощение братии и, взяв с собой Ан-
дроника, отправился. Он нашел удобное для построения
монастыря место в дремучем лесу вблизи городаМосквы,
на высоком берегу реки Яузы, там устроил благолепный
храм во имя Спаса, украсил его и поставил в нем Неруко-
творный Образ, вывезенный им из Царьграда, украшен-
ный золотом. Устроив монастырь, св. Алексий снабдил
его всем необходимым и вручил управление Андронику.
Преподобный Сергий приходил сам посетить ученика и
посмотреть устраиваемые им монастырские здания; он
одобрил избранное для этого место, благословил его и по-
молился, говоря: «Господи, призри с небес и виждь, и по-
сети место сие, которое благоволил ты, чтобы оно
устроилось в похвалу святому имени Твоему». Храм этот
благодатью Божией существует и сейчас, и по имени
своего первого настоятеля, преподобного Андроника,
именуется Храм Михаила Архангела Спасо - Андрони-
ковского монастыря.
После этого, несколько времени спустя, св. Алексий
отправился в Нижний - Новгород, там построил камен-
ную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богоро-
дицы, и при ней также устроил общежительный
монастырь, который снабдил селами, рыбными ловлями
и всем необходимым. Много жертвовал в этот монастырь
59
еще князь Борис Константинович, у которого Владыка
крестил сына Иоанна.
Затем он отправился во Владимир, и здесь повелел
устроить общежительную женскую обитель с церковью
во имя Равноапостольных царей Константина и матери
его Елены. И эту обитель Святитель снабдил всем необ-
ходимым.
В Москве устроена им женская обитель во имя Алек-
сея Человека Божия, имя которого носил Святитель; пер-
вою игуменьей этой обители была благочестивая старица
Иулиания, которую некоторые почитают сестрой Святи-
теля, ныне это - Зачатьевский женский монастырь.
Но особенное попечение имел Угодник Божий о Чу-
дове монастыре, устроенном им по особому откровению
от Бога, за двенадцать лет до его преставления, в Кремле,
на том месте, где прежде был ханский приезжий двор, и
которое, как сказано, пожаловано Святителю царицею
Тайдулою, в благодарность за полученное ею исцеление.
Эту обитель он украсил Св. иконами, снабдил книгами и
драгоценной утварью, подарил ей много сел, домов, озер,
людей и вдобавок святое тело свое завещал предать по-
гребению в ней. Братию для нее он призвал тоже из пу-
стынной лавры Преподобного Сергия и из других
подведомственных ему более строгих по подвижничеству
монастырей. И устроил тут строгое общежитие. Препо-
добный Иосиф Волоколамский, говоря о русских под-
вижниках своего времени, пишет, что «в Чудовом
60
монастыре святый митрополит Алексий поместил стар-
цев честных, которых испросил у святого Сергия, или из
иных монастырей, бывших под его рукой, иночески - ду-
ховно живших, так что многие приходили к ним, старые
и юные, и пользовались их духовными советами, и по их
наставлению отвергали мирской мятеж». Простирая свою
заботу об этом монастыре за пределы своей жизни, он
завещал духовному своему сыну, Великому князю Дми-
трию Иоанновичу, иметь о нем попечение и наблюдать,
чтобы ничто из имущества этой обители не было отчуж-
даемо, но все, принадлежащее ей, охранялось бы под его
надзором.
Кроме устроения обителей, святой Алексий употреб-
лял много имущества на помощь нищим и вспомоще-
ствование нуждающимся, не только своей родной земли,
но и приходящим из дальних стран. Восточные епископы
и иноки, приходившие в Москву за помощью, находили
здесь радушный прием и богатую милостыню. Так при-
шли однажды из Иерусалима два митрополита: Герман
Иерусалимский и Марко Синайский, и просили вспомо-
ществования на уплату обременительных долгов, сделан-
ными ими под влиянием тяжкого ига Сарацин, которые
требовали больших уплат за свободу богослужения. Ве-
ликий князь Дмитрий Иоаннович и святитель Алексий
утешили их, каждого из них снабдили достаточной мило-
стыней и отпустили домой.
61