Часть 6. Вновь обретенное послание

Евгения Рыжкова
ВНОВЬ ОТКРЫТОЕ ПОУЧИТЕЛЬНОЕ
ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АЛЕКСИЯ,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
И ВСЕЯ РОССИИ


В одной пергаменной рукописи Московского Чудова
монастыря N 104, XIV века, содержащей сказания из Па-
териков и разных поучений, на пробелах л. 165 об.-167
вписано уставным почерком конца XIV или начала XV
века послание «митрополита всея Руси игуменам, попам
и диаконам и всем правоверным христианам всего пре-
дела Новгородского и Городецкого». Первую строку, на
которой следовало написать название статьи и имя ми-
трополита, писец, как не редко бывает в рукописях, оста-
33
вил незаписанной, полагая впоследствии написать ее ки-
новарью, однако этого не исполнил. Но несомненно, что
это послание принадлежит Святителю Алексию: потому
что автор в самом послании показы-вает, что он делает
это по пастырскому долгу—напоминать своим детям ду-
шеполезное для спасения, говорит: да не рчете в страш-
ный день суда Спасова: «не мы слыхали поучения от
митрополита Олексия всея Руси о спасении душ наших».
Притом, как видим ниже, настоящее послание по духу
своему, мыслям и выражениям имеет разительное сход-
ство с другим посланием св. Алексия митрополита, отпе-
чатанным в Прибавлениях к Творениям святых Отцов в
Русском переводе. Под пределами Новгородским и Горо-
децким, к жителям которым написано послание, разуме-
ются бывшие в XIV—XV в. княжества Нижегородское и
смежное с ним Городецкое (от главного города Городца на
р. Волге) [7]. Нижний - Новгород в древних летописях и
актах чаще писался просто Новгородом, без прибавления
« нижний или низовий », и епископ Суздальский, заведо-
вавший первоначально той и другой областью, имено-
вался епископом Суздальским, Новгородским и
Городецким [8]. В 1350 г. князь Суздальский Константин
Васильевич, старший из поколения Юрия Долгорукого,
перенес в Нижний - Новгород, основанный еще вначале
XIII в., свою столицу, хотел присвоить себе титул и власть
Великого Князя, и потому стал в столкновение с князьями
Московскими, стремившимися удержать за собой это
преимущество. В то время, когда написано было настоя-
щее послание, в обоих княжествах, Нижегородском и Го-
родецком, были великие народные смуты и бедствия, о
34
которых говорится в послании: «видите дети, какой мятеж
восстал во время се», и далее прикровенно указывается
на язвы, голод, мор и пожары. Второй сын Константина
Васильевича Дмитрий, по смерти Иоанна Иоанновича
Московского, два раза добывал себе в Орде во владение
город Владимир и титул Великого Князя; но оба раза, при
военном положении, должен был уступить то и другое ма-
лолетнему сыну Иоанна - Дмитрию (Донскому), и нако-
нец, присягнул ему. Дмитрий Константинович теперь
встретил опасного врага в младшем своем брате Борисе:
(по смерти старшего их брата Андрея Константиновича,
130 г.), властолюбивый Борис захватил себе Нижний -
Новгород, по праву принадлежащий Дмитрию Констан-
тиновичу. Последний обратился к Дмитрию Иоанновичу
Московскому с прошением о помощи, В. Князь для вра-
зумления Бориса и примирения с братом послал своих по-
слов: но Борис не послушался их. Его сторону, как видно,
держал и епископ Суздальский Алексей, заведовавший
Нижним - Новгородом и Городцом: св. митрополит Алек-
сий лишил епископа этих областей и присоединил их к
Московской митрополии, чтобы там удобнее действовать
к водворению в них порядка и начала единодержавия, ис-
ходившего от Москвы. Притом, со времени перенесения
митрополии из Владимира в Москву и вся Владимирская
епархия по прежнему считалась принадлежностью ми-
трополитов, и епископ ее—викарием и наместникомМо-
сковской митрополии, каковым при митр. Феогносте был
и сам святитель Алексий. В тоже время В. Князь и митр.
Алексий послали в Нижний — Новгород всеми уважае-
мого за святость жизни игумена Радонежского Сергия,
35
устроить дело, а в противном случае звать Бориса на суд
в Москву; но так как Борис не хотел исполнить ни того
ни другого то преподобный Сергий, по данному полно-
мочию, закрыл все Нижегородские церкви и запретил бо-
гослужение. Великий Князь двинул свои войска против
Бориса, Дмитрий Суздальский также шел с сильной
ратью. Борис смирился, и великодушный Дмитрий, взяв
себе Нижний, отдал ему Городец [9]. Эти смуты Святи-
тель и подразумевает в своем послании, в Новгородскую
и Городецкую области, которое поэтому и надо относить
к этому времени, т. е. к 1365 году или последующим, когда
Нижний - Новгород и Городец были отчислены к Мо-
сковской митрополии.
Летопись в 1364 г. показывает в Нижнем - Новгороде
и его пределах ужасный мор, различные знамения на небе:
мглу, зной и засуху, что производило во всех страх, ужас,
и великую скорбь [10]. Исполняя своим посланием па-
стырский долг учительства в отношении к этим новопри-
соединенным и отдаленным детям, Святитель говорит:
«да не рчете в страшный день суда Спасова: не мы слы-
хали поучения от митрополита Олексия всея Руси о спа-
сении душ наших». После умиротворения братьев,Москва
находилась в добром согласии с тем и другим. Через два
года после этого Великий Князь Дмитрий Иоаннович взял
себе в супружество дочь Дмитрия Константиновича, бла-
гочестивую Евдокию, и неоднократно оказывал помощь
Нижегородскому и Городецкому княжествам против их
врагов — мордвы и татар, а митрополит Алексий в 1370
г., которому было уже около 80 лет, посетил Нижний -
Новгород, восстановил здесь Благовещенский монастырь
36
основанный еще в VIII веке (который с того времени сде-
лался митрополичьим), и у Бориса Константиновича
крестил сына Иоанна, а князь пожаловал обители многие
имения [11]. В 1373 г. св. Алексий посвятил епископа Суз-
дальского Дионисия [12], но при этом области Нижего-
родская и Городецкая не были ему возвращены, а отданы
уже по смерти св. Алексия, в 1382 г., по грамоте Констан-
тинопольского патриарха [13].
Настоящее послание Святителя Алексия, который, по
словам летописи, «и в глубокой старости, и крайнем из-
неможении не преставал учить слову Божию, и возводить
всех на путь покаяния »[14], дышит этой самой пастыр-
ской ревностью и любовью. Оно преимущественно изла-
гает обязанность духовного чина - учить народ, но
содержит и общие наставления, отличается трогательной
простотой и ясностью, изобилует изречениями свящ. Пи-
сания. Особенно замечательно, это поучительное посла-
ние, как в общем характере, так и в частных мыслях и
выражениях, имеет ближайшее сходство с другим посла-
нием Святителя, которое отпечатано в 5 части Прибавле-
ний к Творениям святых Отцов в русск. переводе, стр.
30—39. Оба послания при этом единстве взаимно под-
крепляют одно другое. В самом начале предлагаемого по-
слания Святитель смиренно исповедует, что он поставлен
в этот сан «благодатью Святого Духа, данною ми от Бога,
аще и не по достоинству моему, но по великой милости
Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа». Тоже - самое
говорится в послании, отпечатанном в Прибавлениях, стр.
32: «тем же и аз грешный сподоблен бых сему святитель-
ству, рекше епископству, не по моему достоинству, но
37
по Божьим щедротам и по великой Его милости ». Потом
Святитель пишет: «тем же, дети, должен есмь вам всегда
вспоминати душеполезная и спасеная»; так начинается
послание и в Приб., стр. 30: «хощу вам, братия, вспомя-
нуть душеполезная и спасеная. Понеже убо, дети, должен
есмь вас пасти и учити». Учительский долг пастырей ос-
новывает на словах Апостола (Тим. 4, 2), с некоторой пе-
рестановкой их: «чадо Тимофей, учи, моли, запрети во
время и без времени»: так точно и в Приб., стр. 30., поэ-
тому же переводу и с такой же перестановкой. Святитель
убеждает: «дабы есте все следовали Спасову Евангелию,
апостольской проповедью, святых отцов управлению », и
далее: «нашего ради неуправления Богови »; Приб. 35:
«примите на сердца ваша евангельские речи, апостоль-
ские проповеди и святых отцов управление », и стр. 36:
«еже есть церковное управление». «И имели бы, говорит,
крестьяне между собой мир, любовь и правду, не устами,
ни языком, но сердцем чистым »; Приб. 32: « также и вы,
дети, имейте межу себе мир и любовь », 37: «Возлюбим
друг друга сердечною любовью, а не усты и языком ».
Употребляет оборот: «ныне, дети, елико сила ваша может,
сами живите в страхе Божием», как и в Приб. 35: «и ныне,
чада, елика сила ваша может исполняти закон, Божий».
Потом говорит: «имейте, дети, память смертную всегда
пред очима и воскресение, и суд Спасов и воздаянье ко-
муждо по - делом его»; Приб. 33: «имейте же, дети, в уме
своем смерть и воскресение, и суд и отдаяние комуждо
по-делом». «Поучайте же (пастыри) детей своих, дабы
причастницы были Телу и Крови Христове»; Приб. 38.
двукратно внушается обязанность «быть причастником
38
Телу и Крови Христовой» (стр. 34) Выражается об Апо-
столе Павле «якоже пишет светлый наш великий учи-
тель», Приб. 31; «якоже светлый наш учитель Павел
Апостол пишет »; потом; «не блудили бы (христиане)
кроме закона Божия», Приб. 33: «удалятися от неподоб-
ных дел, еже суть кроме закона Божия». Святитель обра-
щается с поучением, кроме духовных, «и к князем и к
боярам, и мужем и женам, и всем правоверным крестья-
ном»; Приб. 35: « князи, бояре и купцы, и всякий право-
верный христианин». Внушает, чтобы дети «имели честь,
покоренье, послушание к отцам своим духовным»; Приб.
34: « а людская чадь—святительство имейте выше своея
главы, со всяким покорением, без всякого прекословья ».
В конце Святитель просит молитв о себе: дабы «в буду-
щем (веце) сподобил нас Христос стати пред лицем Его и
рещи с дерзновением: Господи, се аз и дети мои, еже ми
еси дал »; тоже и в конце поучения в Приб. стр. 38: «та-
коже бы и мене грешнаго сподобил рещи Бог, во второе
Его пришествие, с вами, со своими детьми: Господи, се аз
и дети, яже ми еси дал » [15]. Послание заключается: «и
аще дети тако исполните, елико есмь вам писал, то Бог
мира да буде с вами и пр.; так точно и в Приб. стр. 39: «и
вы аще примете и соблюдете в сердцах ваших, еже писа-
хом вам. . . и (в место то) будете причастницы небеснаго
царствия » и пр. Объясняя причину нестроений и бед-
ствий в Нижегородской и Городецкой областях, Святитель
приводит место из творений св. Григория Богослова: на
эти творения он ссылается, и притом двукратно, и в по-
учении в Приб. стр. 33 и 38.; видно, что учение Богослова
было любимое его чтение. Заметим, наконец, одно
39
место, где Святитель резко говорит против пьянства, на
которое также указывает в этом по учении Приб. стр. 33
пьянство он называет корнем злобы, как и предместник
его, святой Петр в поучении своем к попам и диако-
нам, отпечатанном в 2-й части Прибавлений к Творениям
святых Отцов, стр. 87. говорит, что «пьянство есть корень
всякому злу». Этому же первопрестольнику Московскому
приписывается (хотя несправедливо) и другое поучение
к епископам, попам, архимандритам, игуменам и диа-
конам и всем православным христианам, начинающееся:
пьянства лишайтесь (Приб. к Твор. св. Отцов
Ч.2.стр.84). В собрании поучений, известном под име-
нем Измарагда, составление которого надо относить к
XIV в., по спискам Синодальному N 765. 1518 г. л.
21., Румянцевскому N 186. XIV в. и др. читается, Рус-
ского произведения, слово (а в Рум. списке еще два л.
49 и 83), святых Отцов о пьянстве.
41


Митрополита всея Руси игуменам и попам и диако-
нам и всем правоверным христианам , христоиме-
нитым людям, пребывающим в правоверии, всей
области Нижегородской и Городецкой: благодать вам
и мирот Бога свыше. Милостью Божией и благо-
датью Святого Духа, данною мне от Бога, хотя и
не по достоинству моему,но по великой милости
Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
(я сподоблен святительства). И потому, дети, я до-
лжен вам всегда напоминать душеполезное
и спасительное, чтобы вы не сказали в страшный
день суда Спасова:мы не слышали поученияо
спасении душ наших от митрополита Алексия
ПОУЧЕНИЕ СМИРЕННОГО АЛЕКСИЯ [16]
42
всея Руси. Для этого, дети, пишу вам и побуж-
даю вас на благое, игуменов, священников,
диаконов и всех правоверных христиан, чтобы
вы последовали Спасову Евангелию, апостольской
проповеди, святых Отцов установлению. Ибо
сказал Христос своим апостолам: вы есть соль
земли, вы ест свет мира, да видят люди добрые
дела ваши, просветится свет ваш пред людьми,
и прославят Отца вашего, который есть на
небесах [17]. Так и великий Апостол Павел
пишет к своему ученику Тимофею: чадо, Тимо-
фее, научи, умоли, запрет благовременное и безвре-
менное [18]. Таким же образом вы, дети,
игумены, иереи учите своих детей духовных
страху Божию, и исповеданию грехов, мило-
стыни, по силе, не бойтесь лица сильных и
запрещайте им, да не обидят меньших. (Поучайте),
чтобы христиане имели между собой мир, любовь
и правду, не устами и не языком, но сердцем чи-
стым и душою правою [19]. Смотрите, дети,
какой мятеж (у вас) восстал в это время! От чего
нам все это приключается? От нашей неисправ-
ности перед Богом, как пишет великий Григорий
Богослов: от чего бывают удары на города, то есть
казни или неприятельские нашествия, голод,
мор или пожары? Все это бывает по нашему пре-
грешению пред Богом
[20].
43
Сегодня, дети, сколько возможно по силе вашей,
как сами живите в страхе Божием и чистоте, так
и детей своих (духовных) учите страху Божию
и чистоте. Имейте, дети, всегда перед очами память
смерти и воскресение, и суд Спасителя и воздая-
ние каждому по делам его. Поучайте детей своих,
чтобы они были причастниками телу и Крови Хри-
стовой, с чистотою телесной и душевной
и со страхом Божиим, по слову Спасителя, как
Он сказал в Своем Евангелии: ядый Мою плоть и
пияй Мою кровь имать живот вечный, на суд
не приидет, но прейдет от сметри в живот [21].
Еще, дети, пишу вам и о том, чтобы вы отсекли от
себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие,
44
то есть пьянство: оно во - первых губит душу,
отнимает зрение очей, тело делает бессильным,
сокращает жизнь телесную, истребляет
в человеке страх Божий, отдаляет его от Бога и
доводит его до нищеты душевной и телесной.
Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве!
Знайте, дети, игумены и священники, вожди
слепых, наставники заблудших, врачи боля-
щих, (знайте ваш долг), что если кто не знает за-
кона Божия, того наводите на путь закона,
наставляйте его на всякую истину, врачуйте
болящих душой и будьте подобны соли.
Ибо свойство соли таково, что она
очерствевшее умягчает,
45
а слабое укрепляет: так и вы, если кто будет упруг
к поучению, такого умягчайте словом Божиим
законным, а кто будет слаб, такого укрепляйте
Словом Божиим законным, как пишет светлый
наш учитель, Апостол Павел: да будет слово
ваше солью растворено
[22].
Пасите словесных овец стада Христова со страхом
и боязнью, чтобы они не заблудили по горам
и по пустыням, то есть, не блуждали бы без закона
Божия, и не сделались бы пищей волков, то есть,
добычей дьявола. Помните слово спасителя,
которое Он сказал к верховному Своему
апостолу Петру после святого Своего трехдне-
вного воскресения: если Петр любишь Меня,
паси овец Моих [23]. И это сказал ему не один
раз, но трижды. И Петр Апостол, как обещал,
так и сделал, и душу свою положил за овец Христо-
вых. Смотрите же, дети, какое великое надо иметь
попечение о словесных овцах стада Христова.
Впрочем, и пишу это не одним игуменам
и иереям, но и князьям, и боярам, и мужам,
и женам, и всем правоверным христанам, чтобы
вы дети, имели почтение, покорность и послушание
к отцам вашим духовным, поскольку они учат
вас душеполезному и спасительному.
Наконец, дети, живите в мире и здравии душев-
ном и телесном. Также, дети, поминайте
в молитвах своих и наше смирение, чтобы Христос
Бог нас сохранил от неприязни [24] в этом веке, а в
будущем сподобил нас Христос стать перед Его
лицом и сказать с дерзновением: Господи, се аз и дети
мои, яже ми дал еси [25].
И если вы, дети, так исполните то, что я вам писал
душеполезное и спасительное, для вашего спасения:
то Бог мира да будет с вами и милость Богородицы
и молитва святых Отцов и нашего смирения благо-
словение. Богу нашему слава во веки. Аминь.
48

Так поучал Святитель Божий врученную себе паству.
Сколько отеческой любви и попечительства слышится в
этих кратких словах!
Немного учил он словом, а более назидал всех великим
своим житием, образцом бывая всему стаду, и будучи ко
всем любезен, приветлив, сострадателен и обо всех усерд-
ный ходатай пред Богом. И за премногую его добродетель,
премудрость разум, и особенно за его всегдашнее моли-
твенное расположение, слава о нем распространилась по-
всюду, не только в своем отечестве, между
православными, но и в отдаленных странах, между не-
верными татарами. И там, где Христос Господь не был
еще знаем, служитель Его Алексий был уже известен и
имя его, как святыня проносилось между язычниками.