Великий клоун

Раиса Топер-Савинова
   "Я верю, что могущество смеха и слёз может стать противоядием от ненависти и страха. Хорошие фильмы... служат средством рассеять туман подозрительности и тревоги, окутавший ныне мир", - говорил Чарлз Спенсер Чаплин. Современна эта мысль. Современны и фильмы, созданные гениальным художником тридцать, сорок, шестьдесят и более лет назад. Современны по своей гуманистической направленности, любви к простому человеку, презрению и ненависти к миру алчных бизнесменов.
   Сам Чарли Чаплин упорно, с гордостью называл себя клоуном. Время добавляло к этому слову эпитет - великий. Он стал великим, потому что искал не сам по себе забавный трюк, не просто смех, а человека в его единоборстве с окружающим миром.
   В фильмах Чаплина вырисовывается бездушный, жестокий собственнический мир и в нём униженный, отверженный, обобранный до нитки, но не теряющий своего достоинства, несдающийся "маленький человек". Герой Чаплина стал миллионов олицетворением их собственных бед и горестей и их неистребимой надежды, что, может быть, когда-нибудь им улыбнётся счастье.
    Прошли годы и десятилетия. Кинематографистам пришла на помощь новая, более совершенная техника. Меняется всё, кроме самого важного, основы основ: вечного творческого поиска художника. Вечной "езды в незнаемое", без которых нет подлинного искусства.