Часть 5. Пастырское послание свт. моск. Алексия

Евгения Рыжкова
Пастырское послание
христолюбивым христианам


Хочу, братия, напомнить вам душеполезное и спаси-
тельное для вас. Так как я, дети, обязан вас пасти и учить
порученную мне паству, как пишет Апостол Павел к Тимо-
фею, епископу Эфесскому: проповедуй слово, настой во
время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со вся-
ким долготерпением и назиданием (Тим. 2. 4, 2): поэтому,
дети, пусть будет каждый из вас скор на слышание и мед-
лен на слова, медлен на гнев: ибо гнев человека не творит
правды Божией. (Иак. 1. 19, 20).
22
23
Икона XVI века.
И во - первых, дети предлагаю вам притчу неложных
уст Спасителя, которую Он сказал в своем Евангелии:
вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное
упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные
поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло,
потому что не имело влаги; а иное упало между тернием,
и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую
землю и, взойдя, принесло плод сторичный. (Лук. 8. 5, 8).
Семя есть слово Божие истинное, а земля – сердца че-
ловеческие. Да не будет же, дети, земля сердца вашего
тернистою, по причине лености и небрежения не творя-
щею плода духовного, или окаменелою отсутствием
страха Божия, ни находящеюся при пути пристрастий жи-
тейских, предлежащею врагу нашему Диаволу в по-
24
Притча о сеятеле.
прание ног его, от которого да избавит нас Господь.
Но да будут сердца ваши землею доброю, способною
к принятию слова Божия истинного, к принятию Еванге-
лия, и да приносят плод духовный, иное упало на добрую
землю и принесло плод; одно в стократ, а иное в ше-
стьдесят, иное же в тридцать. (Мф. 13. 8).
Апостол Матфей.
И опять другую притчу сказал Господь в своем Еван-
гелии: был некоторый хозяин дома, который насадил ви-
ноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило,
построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
(Мф. 21. 33,35).
Человек здесь – Христос Бог наш, который будучи
25
Богом, стал человеком, «с человеками поживе» ради на-
шего спасения, во всем уподобившись нам, кроме греха
(Евр. 4. 15), как пишет и светлый наш учитель, Апостол
Павел. “не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего
во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист
(Иоанн 2. 1.7).
А что виноград Он насадил это – человечество земли,
и оплот ограды - есть Божественный Его закон. И создал
оплот – Божию Церковь. И ископа точило – излил ради
нашего спасения честную Свою кровь, чтобы верующие
спасались и получили царство небесное. И передал его
делателем – святым Апостолам и Отцам, патриархам, ми-
трополитам, епископам и всему священническому чину,
чтобы они, упасши, и научивши людей закону Божию,
могли сказать во второе пришествие нашего Господа!
Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8. 18).
Так и я грешный, сподобившись сего святительства, -
не по моему достоинству, но по щедротам Божьим и по
великой Его милости, которую Он изобильно излил на
нас, сподобился быть вам, детям моим, пастырем и учи-
телем, чтобы пасти и учить порученное мне стадо сло-
весных овец. Потому напоминаю вам, дети, слово
Спасителя, сказанное Им ученикам Своим и Апостолам:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я воз-
любил вас, так и вы да возлюбите друг друга. По тому уз-
нают все, что выМои ученики, если будете иметь любовь
между собою. (Иоанн. 13. 34, 35, Сл. 15. 17).
Так и вы, дети, имейте между собою мир и любовь.
Об этом и Павел Апостол учит: ибо весь закон в одном
слове заключается: люби ближнего твоего, как самого
26
себя (Галл. 5. 14).
Также, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, ибо
при посредстве его может человек стяжать всякую добро-
детель: Начало премудрости - страх Господень (доброе
разумение у всех, а благоговение к Богу - начало разуме-
ния) (Притч. 1, 7).
Соблюдение же заповедей Божиих заключается в сле-
дующем: в чистом, от души, ежедневном раскаянии в
своих согрешениях, в милостыни, в удалении от худых
дел, противных закону Божию: от блуда, пьянства, гра-
бежей, насилия, от чародеяний, ворожбы и всякого
рода колдовства, от ненасытного собирания богатства и
всякого предосудительного имения, вредного для души.
27
Апостол Иоанн
Имейте также, дети, в уме своем память смерти, вос-
крешения и суда, и воздаяния каждому по делам,
по слову Спасителя, сказанному Им: и изыдут творившие
добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресе-
ние осуждения (Иоанн. 5. 29).
Также и Григорий Богослов пишет: «где страх Гос-
подний, там очищение плоти и заповедей Божиих соблю-
дение, а где соблюдение заповедей - там возвышение
души в горний Иерусалим» [4].
Князья, бояре и вельможи! Судите суд милостиво: Ибо
суд без милости не оказавшему милости; милость пре-
возносится над судом (Иак. 2. 13); Кто серебра своего не
отдает в рост и не принимает даров против невинного, по-
ступающий так не поколеблется вовек (Пс. 14. 5), не раз-
личайте лиц на суде, как малого, так и великого
выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд -
дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите
до Меня, и Я выслушаю его. (Второз. 1. 17); судите людей
по правде и вдовиц, и сирот, и пришельцев не обижайте,
да не возопиют они на вас к Богу.
А вы, простой народ, Бога бойтесь и князей почитайте,
а священный сан имейте выше всего, со всякой покорно-
стью и без всякого прекословия; ибо они день и ночь за-
ботятся о душах ваших, как имеющие воздать ответ
Богу о своей пастве (Евр. 13, 17).
Захочет ли кто по причине небрежения о своем спасе-
нии лишиться вечной жизни не обращая внимания на
слово Спасителя, сказанное им в Своем Евангелии:
28
придите коМне все утруждающиеся и обремененные, и Я
упокою вас (Мф. 11. 28) – зовет нас Христос в царство
Свое небесное, и велит оставить труд бремени греховного
чистосердечным покаянием. Прибегните к иерею, отцу
своему духовному, с пониманием и слезами. Отбросьте от
себя все дела злые, и более не обращайтесь к ним: в том
и состоит истинное покаяние, чтобы возненавидеть пре-
жние грехи. Тогда видя вашу решимость, иерей может
разрешить вас и приблизит к Богу, и сделает причастни-
ками Тела и Крови Христовых. Архиереи и священники
суть посредники между Богом и людьми. А, как и они
каждый немощью обложен, то и приносят Богу жертву о
себе и о людских прегрешениях (Евр. 5. 2, 3).
Итак, чада, сколько есть ваших сил, исполняйте закон
Божий не словом, а делом, как сказал Спаситель: что вы
зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что
Я говорю? (Лук. 6. 46). Отойдите от Меня, делающие
беззаконие (Мф. 7, 23). Вы же, чада, воспринимайте ду-
шами своими и напишите на сердцах своих изречения
Евангельские, проповеди Апостольские и наставления
святых Отцов. К церковному пению будьте, дети, тща-
тельны, предваряя друг друга, как и Иоанн Богослов пред-
варил Петра, спеша к гробу Христову. Князья, бояре,
купцы и все православные христиане! Оставьте все дела
свои, на церковную молитву сходитесь без лености и не
говорите: отпоем себе дома. Не может эта молитва иметь
никакого успеха без церковной молитвы. Как храмина не
может согреться от одного дыма без огня: так и одна до-
машняя молитва без молитвы церковной. Церковь есть
земное небо и здесь закалается Агнец – Сын Слово
29
Божие в очищение грехов людей верных всего мира,
и трепешущих словес Божиих; здесь проповедуется
Евангелие, благовествование царствия Божия, и Деяния
святых Апостолов, и соборные Послания их, и светлого
нашего учителя Апостола Павла 14 посланий,
и почитаются семь вселенских Соборов святых Отцов, и
престол славы Божией невидимо окружают Херувимы, и
Божественные Тело и Кровь священническими руками
преподаются людям во спасение и во очищение души и
тела.
Такое страшное и грозное и преславное чудо Божие
представляет собою церковное чиноположение, - и вы хо-
тите домашним своим пением обрести себе пользу!
30
Апостол Лука
Итак, дети, рассмотрев все вышесказанное, устраши-
тесь сердцами своими и вникните в это умом, и присое-
диняйте свою домашнюю молитву к церковной молитве,
и когда приходите, дети, в церковь, имейте со всеми мир
и со всеми любовь, как и Спаситель, сказал: когда прине-
сешь дар твой к алтарю, иди прежде примирись с бра-
том твоим (Мф. 5, 23, 24). А входя в церковь,
вострепещи душой и телом, ибо не в простой дом вхо-
дишь. И если, дети, будете так поступать, то молитва
Церкви будет о вас. С боязнью, с благоговением и со стра-
хом Божиим в церковь входите, а с радостью из нее вы-
ходите, получив прощение грехов. Стоя в церкви
вспоминайте о своих согрешениях и на это время оста-
вляйте позади себя вне церкви, все дела свои, как учат
Святые. По откровению Святого Духа изложили Боже-
ственную службу святые: Василий Великий, Иоанн Зла-
тоуст и Григорий Богослов; станем же со страхом,
возлюбим, друг друга сердечной любовью, а не устами и
языком, и всякое ныне житейское отложим попечение!
Ныне Силы небесные с нами невидимо служат! Дети, не
гневите Бога своим разговором в церкви! И отныне да
престанет у вас это бесстрастие – разговоры в церкви и
неблагоговейное стояние в ней; но да будут сердца ваши
землею доброю, готовою к принятию слова нашего по-
учения!
Я должен дети, приняв от Бога талант, не скрывать его
в земле, но раздать вам добрым торжникам; совершайте
же духовную куплю с прибытком, чтобы и я в день суд-
ный мог дерзновенно сказать с великим Апостолом
Павлом сказанное им к тем, коих он научил:
31
вы похвала моя, и радость, и венец мой пред Богом (Фи-
липп. 4,1). Сподобил бы Бог и меня грешного во второе
пришествие Его сказать о вас, детях моих: Господи! Се аз
и дети, яже ми дал еси. Итак, дети, Бога ради старайтесь
всячески угодить Богу добрыми делами, и души свои
спасти, и утолить гнев Божий, и приблизиться к Богу.
Имейте же дети, знамение Христово в душах своих,
как и Григорий Богослов пишет: «овца, имеющая знаме-
ние, нелегко бывает украдена» [5].
Знамением же для овец словесного стада Божия служит
причащение Тела и Крови Христовой. И вы дети, овцы
словесного стада: не пропускайте ни одного поста без
этого знамения, но будьте причастниками Тела и Крови
Христовой.
32
Апостол Марк.
Вот дети, я вкратце написал вам это, ради вашего
спасения; а вы своим благоразумием распространите в
сердцах своих плод духовный. И Приточник сказал, если
таким образом, то есть, учением, поживете, то приба-
вятся вам годыжизни (Притч. 9. 11). Так и вы дети, при-
мете и сохраните в сердцах своих то, что я вам написал, и
исполните не словом только, но делом: то будете при-
частниками небесного царства, которого да сподобит всех
нас Бог во второе свое пришествие, со всеми от века уго-
дившими Ему, чтобы с ними быть общниками горнего Ие-
русалима, прославляя Бога в Троице, Отца и Сына и
Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь [6].