Бабушка Поля и кулинария

Людмила Иевлева
Бабушка Поля родилась в 1902 г. в бедной крестьянской семье и за свою долгую трудовую трудную и тяжёлую жизнь пережила революции, разруху, войны, голод… Голод она переживала три раза и поэтому цену куску хлеба знала очень хорошо!
Готовила она просто, без особых затей, но вкусно. При этом было несколько вещей, которым она следовала всегда, сколько я её знала…
Каши она готовила так: доводила до кипения, снимала с огня и заворачивала кастрюлю под крышкой сначала в газету, а потом в старое пальто или куртку (делала «шубу»), и в «шубе» каша уже доходила до готовности сама и была горячей несколько часов. При этом ей не нравилось, если я пыталась разогреть уже холодную кашу, подлив в кастрюлю немного воды, она считала, что нечего портить продукт и разогревать следует на сковороде. Я её не понимала, но с годами стала поступать с холодными кашами точно так же – разогреваю на сковороде столько, сколько нужно, нечего портить продукт!
Ещё она следила за тем, чтобы в доме всегда были сухари-сухарики. Она покупала батон белого и буханку чёрного хлеба, изрезала их на кусочки-брусочки – чёрные посыпала солью, белые – сахарным песком – и ставила в духовку два противня – один с белыми, другой с чёрными сухариками, сушила, а потом хранила в холщовых мешочках, пока не будут съедены, и потом всё повторялось…
Она очень не любила, например, оставленный на тарелке пряник, говорилось следующее:
– Что эта калабашка тут лежит и мучается? – по её представлениям не съеденный (недоеденный) пряник был уже барством, непозволительной роскошью, «зажрались», значит…
Ещё бабушка очень хорошо умела печь настоящие ржаные лепёшки с ромбовидной насечкой – в булочной продавались точно такие же, пироги, плюшки и ватрушки. Если она затевала пироги, пироги были обязательно с капустой, и тут в «игру» вступал дедушка Митя – подготовка капусты для пирогов была его епархией; а сами пироги или плюшки и ватрушки бабушка пекла уже сама. Она ставила дрожжевое тесто, потом вымешивала, делила на две половины – одна половина на плюшки, а другая – на ватрушки. Выпечка у неё всегда получалась очень вкусной и сдобной, наверное, ещё и потому, что она вкладывала в неё часть своей золотой души. Но рецепт был в голове и на кончиках пальцев, так что добиться от бабушки секрета выпечки было невозможно, ответ был всегда таким:
 – Берёшь немного мучки, воды, дрожжец, ну, и печёшь себе…
Когда я уже сама стала учиться готовить по кулинарной книге, то, приготовив очередной кулинарный «шедевр», я с нетерпением ждала, когда все попробуют, оценят и похвалят… Но бабушка меня никогда не хвалила, тогда я не выдерживала и спрашивала:
– Бабушка, ну, как, вкусно?! – и неизменно следовал ответ –
– Чего ж не вкусно-то?! Добра-то сколько перевела!
Со временем этот её ответ стал семейной поговоркой и присказкой, потому что человек, переживший голод, слишком хорошо знал, что приготовить невкусно из хороших и свежих продуктов – это надо ещё уметь и постараться! И теперь, когда я готовлю еду, я всегда помню про кулинарию бабушки Поли...

======================================================