Гоголем

Андрей Тюков
Известно ли вам, милсдари и миддлсдарыни, это имя: Гоголь? Говорите, известно. Тогда ведомо ли вам, как на самом деле заканчивался знаменитый гоголевский "Вий"? Тот, где панночка в гробу довела бурсака Леонида Куравлёва до полного и окончательного апшида, Abshied, разумею я. Не знаете. Так вот, при жизни Гоголь не мог рассказать всю правду. По цензурным соображениям он скрыл истинные мотивы и характеры, равно как и язык свой, язык великий, длинный, вынужден был прикусить. Чтобы не довёл до Нерчинска и тамошнего общества любителей изящной словесности. Недавно только была обнаружена оригинальная версия повести "Вий", в одной пещере под Рязанью.

Раньше всего, Хома Брут оказался, и не сказать, чтобы совсем неожиданно, геронтофил (старуха!) и некрофил (панночка!). Гоголь не развивает эту тему, но мы вправе предположить, что сексуальные извращения развились у воспитанника закрытого духовного учреждения на фоне царившей там безнравственности, а также щирого алкоголизма. Вырвавшись на свободу из оков палочной дисциплины, этот, с позволения сказать, студент радостно предаётся порокам, как горбатый могиле. Поставленный читать над почившей панночкой, Хома Брут делает усопшую объектом сексуальных домогательств, от которых она принуждена спасаться, летая в гробу по церкви и призывая на помощь чертей и вурдалаков. Хоме, впрочем, мало горя: он и не думает уняться, и вместо святых молитв распевает зазорную песенку: "Моя милая в гробу, а я бу-бу, бу-бу, бу-бу!". Видя, что вся её хиромантия коту под хвост, панночка решается на неслыханное, кощунственное. Она во всеуслышание заклинает развратного бурсака сакральным трёхбуквенным логосом (Гоголь вынужден был написать - "Вий"). Тут Хоме и конец пришёл, в полном соответствии с природой вызванного панночкой стихийного духа.

Да, тот ещё фрик был Николай Васильевич. Недаром Набоков в известном эссе о Гоголе прямо указывает, что тот в последние годы своей земной жизни окончательно ошалел от всей этой литературы и дошёл до крайней точки абстракции и непотребства. Так, собственный нос, у Гоголя довольно длинный, что видим даже и в портретах, создатель "Носа" путал с вием, и пугал этой деталью писательского естества тех многочисленных чертей, которые являлись ему ежечасно, пишет Набоков. Разумеется, даже Сирин не имел в ту пору полной возможности раскрыть всю правду об этом Гоголе, потому что среди его друзей были несовершеннолетние. Но теперь-то можно.

Театральный режиссёр Някрошюс, даровитый человек, верно интерпретировал гоголевские болезненные метафоры и нездоровые оговорки. Актуализируя одну из таких метафор, он лишил майора Ковалёва носа, отчего майор Ковалёв не может теперь жениться, по его собственному признанию. Вот как! Да, Николай Васильевич завернул нам в этом месте кулебяку, но мы-то не лыком шиты.

Да если бы только "Нос"! У него, за что ни возьмись, непременно что-нибудь этакое и обнаружится. Комедия "Ревизор": унтер-офицерская вдова сама себя сечёт (флагеллация, впервые в русской литературе!), городничий запирается с купцами и творит невесть чего (не селёдку же он ест, в самом-то деле), сам Иван Александрович Хлестаков бисексуал хоть куда - и к жене с дочкой подбиваем клинья, и с Осипом не прочь (Осип валяется в постели хозяина, рассуждая о Питере)...

"Ночь перед Рождеством": сюжет закручен вокруг черевичек царицы, то есть женских туфелек. Туфельки - это символ подчинения и насилия, полный глубоких сексуальных обертонов. Как надевают туфельки? Просунув ногу. И потом ходят. То, что нужны не какие-нибудь, а именно туфли царицы, добавляет и без того пряному блюду острый соус инцеста (императрица - матушка!)...

В безумной, как и все сочинения господина Гоголя, повести "Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка" (ага? ага?), отставной офицер во сне женится, и начинается такая фантасмагория, что даже и для Гоголя чересчур. Сначала из одной жены (почему-то с гусиным лицом) получается целый выводок жён, и они преследуют героя повсюду: и в шляпе сидит жена, и в кармане ещё другая жена, и даже в ухе. Никто ещё, до Гоголя, после Гоголя, не описал с такой силой переживания человека, вдруг лишённого privacy и нигде более не находящего покоя. Это, положим, так, и за это Гоголю спасибо, но зачем было резать жену: "Купец меряет и режет жену"? Садизм самый настоящий. И это проходят в средней школе.

Ну, думаю, уже всем стало ясно, что это был за овощ, писатель Николай Гоголь. Напоследок, конечно, скажу ещё о языке. Большего, извините, сквернослова в русской литературе поискать! У него Тарас Бульба "пригоняет в строку" такое слово, которое даже не упоминается в печати. Мужик в поэме "Мёртвые души" так характеризует помещика Плюшкина, что приходится ставить многоточие, а Чичиков, уж на что тёртый калач и бывший таможенник, и тот долго ещё усмехается по дороге... Ну и так далее. Ещё много хотел написать, не буду портить настроение некоторым людям. Одно скажу: хороший был писатель, Гоголь Николай Васильевич!

С детства читаю, не могу начитаться.