Под парусом во льдах

Екатерина Гавриш
Смелые мореплаватели не раз пытались покорить Арктику. Сейчас это одно из немногих оставшихся на Земле мест, куда почти не ступала нога человека. В 2010 году по пути великих экспедиций решили отправиться пятеро молодых ребят и одна девушка из Санкт-Петербурга. За девять месяцев они перестроили яхту «Пётр I», подготовив её к арктическому плаванию. Их целью было установить мировой рекорд, пройдя вокруг света Северным морским путем за один сезон без зимовок и без помощи ледокола. 4 июня 2010 года яхта «Пётр I» отдала швартовы в ковше Галерного фарватера у «Ленэкспо». С того момента те, кто остался в Петербурге, могли узнавать о том, что происходит на борту яхты с помощью интернет-дневников, которые вели участники экспедиции.

Яхта и экипаж

«Петр I» - 18-ти метровая крейсерская яхта со стальным корпусом, построенная в 1992 году в Магнитогорске для участия в трансатлантической регате «Колумбус-92». Гонка проводилась в честь 500-летия открытия Колумбом Америки. После возвращения, яхту переоборудовали для круизных плаваний. «Пётр I» не раз участвовал в международных соревнованиях учебных парусников под руководством своего первого капитана Валерия Лукина. В 2009 году яхта сменила владельца и с новым экипажем отправилась на регату «The Tall Ships’ Races 2009 Baltic», где заняла второе место в своем классе (класс D – яхты с бермудским вооружением, несущие спинакер).   

После своего триумфа, молодые яхтсмены во главе с капитаном - Даниилом Гавриловым задумали пойти в арктическую кругосветку. Большая часть экипажа – не старше 26 лет. В кругосветную команду вошли: капитан яхты - Даниил Гаврилов, старший помощник - Елена Соловьёва, третий помощник – Сергей Смирнов. Матросы: Сергей Мурзаев, Николай Борисов, Алексей Васильев. В некоторых этапах участвовали: Юрий Гаврилов, Владимир Костин, Сергей Заболоцкий, Сергей Коротков.
 
На берегу был создан штаб экспедиции. Руководителем стал Юрий Гаврилов, гидрометеоролог, яхтсмен, который также принимал участие в арктической экспедиции Николая Литау в 1998 году, отец капитана Даниила Гаврилова. Роль начальника штаба взял на себя  Евгений Визир –  гидрометеоролог по первому образованию и талантливый администратор. Штаб экспедиции решал все хозяйственные и организационные вопросы, ежедневно снабжал яхту прогнозами погодной и ледовой обстановки, рекомендациями по дальнейшей прокладке маршрута.

Арктическая экспедиция потребовала большой подготовительной работы и серьезной переделки яхты. Всю зиму ребята сами переоборудовали судно – яхту пришлось разобрать почти до корпуса, отчистить её пескоструем, поднять рубку, переделать корму, сделать перепланировку, заново поставить переборки, утеплить, покрыть корпус специальной антикоррозионной краской, произвести капитальный ремонт двигателя, пошить новый грот... К концу весны основные работы на яхте были закончены. 

Выход из Петербурга. Благословение от Романовых. 4.06.2010

В прохладный июньский день, 4 июня 2010 года, на набережной у «Ленэкспо» постепенно собиралась толпа из друзей, родственников, журналистов, петербургских яхтсменов. К 17-ти часам вся набережная зашевелилась – на горизонте показалась мачта и знакомый черно-оранжевый корпус яхты. Журналисты ринулись к краю причала, грозясь упасть в воду – «Пётр I» подходил, чтобы попрощаться с родным городом.

То, что происходило потом, описать очень сложно. Позже об этом писала в своем блоге Елена Соловьёва, старший помощник капитана яхты «Пётр I»: «…беспорядочное общение с друзьями и журналистами, опоздавший Коля, Мурзик, забывший дома половину вещей. Все это закончилось в тот момент, когда прозвучала команда «отдать швартовые», и яхта начала медленно отходить от берега, оставляя за кормой все самое дорогое. В небо взлетели две ракеты, прозвучал прощальный гудок, а  люди на берегу еще очень долго махали руками нам в след».
 
Но во время проводов было и пятнадцать минут, когда все затихло – по толпе пронесся слух, что прибывают великая княгиня Мария Владимировна Романова и великий князь Георгий Михайлович Романов. Великие князья благословили уходящий в дальнее плавание экипаж яхты, и пожелали им вернуться домой победителями: «Жаль, что нельзя с вами», - шутила великая княгиня Мария Владимировна. На время экспедиции яхта получила право использовать символы Российского императорского дома, в том числе – специальный штандарт. Обняв родных и близких, моряки отправились в путь длиной в долгих шесть месяцев. 

Санкт-Петербург – Мурманск. Строго на Север. 4.06.2010 – 14.07.2010

Сначала у яхтсменов была идея пойти к месту старта экспедиции – порту Мурманск по внутренним водным путям, но потом было принято решение, что нужно испытать обновленную яхту и подготовить экипаж к длинным морским переходам. Яхта пошла в Мурманск  через Балтику и Северное море, затем вокруг Скандинавии. По пути «Пётр I» посетил порты: Котка, Хельсинки (Финляндия), Таллин (Эстония), Рига (Латвия), Балтийск (Россия), Копенгаген (Дания), Гримстад, Олесунн, Тромсё (Норвегия).
 
Все это время на яхте продолжался неоконченный ремонт: две новых лебедки команда забирала в портах следования, а кое-что пришлось поменять уже на этом отрезке пути. Больше всего хлопот экипажу доставила плита, которую за время экспедиции пришлось менять дважды. Неоднократно коку – Алексею Васильеву (кстати, вышедшему в море впервые) приходилось готовить на примусе.   Уже во время плавания по Европе экипаж яхты начал писать интернет-дневники, а благодаря спутниковой системе СПОТ можно было следить онлайн за передвижением судна. Активнее всего писали капитан Дэн и старпом Лена. С помощью Интернета с яхтсменами связывались родственники и друзья, а в блогах они рассказывали о том, что происходит на борту.   

Из блога старпома, 15.06: «За прошедшее время экипаж успел притереться друг к другу, поэтому атмосфера на борту отличная. Больше всего меня радуют Серега Смирнов (наш боцман) и Леха Васильев (наш невозмутимый кок). С того момента, как на Серегу были возложены обязанности боцмана, на яхте порядок. Первый раз на вопрос «Где лежит?» получаю ответ:  «вторая шхера от телевизора», а не «где-то здесь…». Подошел Серега к своим обязанностям со всей ответственностью, так что за лодку в этом плане я спокойна. Леха, несмотря на то, что он человек не морской, быстро включился в ритм жизни на яхте. Очень вкусно готовит и радует меня своим своеобразным чувством юмора».

Из блога капитана, 16.06: «Пишу, сидя у штурвала на своей вахте. Такая возможность появилась потому что яхта после удлинения кормы и пошива нового грота, великолепно отцентрована: уже 12 часов она идет сама по себе! После ремонта лодка стала весить на 3 тонны меньше, по ватерлинии удлинилась на метр с лишним, стала быстрее, и теперь может острее ходить к ветру (пока 37 градусов, а в том году было 45). Но и это не предел. Новый утеплитель позволяет спать в яхте под тоненьким одеялом при 6 градусах за бортом, не включая отопителей».

Из блога старпома 15.06: «Из Дании мы уходили вечером понедельника. Не меньше ста яхт вышли в море. Так здесь живут. Северное море уж встретило, так встретило. 12-14 м/с, вторые рифы и вторая генуя, 8 узлов хода и трехметровая волна длинной двадцать метров».

Команда привыкала к морю. Вахты решили нести в режиме «6 часов через 6», а экипаж разделили на две смены по 3 человека. В Северном море, попробовали поставить кока на вахту и готовить по очереди, но через трое суток отказались от этой идеи. 

Из блога кока Алексея Васильева: На камбузе кипят нешуточные страсти.  Трехразовое питание 10-ти человек в качку, на кренах, на походном примусе, в парах солярки, при этом приходит друг РА_ААЛЬФ! (В первые двое суток РАААЛЬФ посетил больше половины нашего экипажа). И вот вполне закономерный вопрос: «А накренах все это надо?» На кой крен надо бросать работу, оставлять на берегу Любимую девушку, жить без которой не можешь, пускаться в такое продолжительное и довольно опасное плавание, ежедневно  по 3-4 раза приготовлять  пищу на 7-10 человек, мыть посуду, звать РА_ААЛЬФА, и вообще?! Вы знаете, ЕСТЬ смысл. Я тут долго не буду размышлять и философствовать, скажу одно:  кто ходил под парусом – тот все поймет. Кто видел море ночью, тот поймет, кто видел эти рассветы и закаты, корабли, появляющиеся словно ниоткуда, очерченные нереальным светом своих огней, эти волны, которые накатывают одна за одной, такие ласковые и нежные, а порой жесткие и выматывающие  и только по своей невинной первобытной природной прихоти благосклонные к тебе и к твоей лодке… И кто видел такое – тот поймет, кого тянет сюда необъяснимо, непреодолимо стягивает с берега, тот поймет…. И это впечатления кока. Люди, как улитки, могут прожить без моря. Но недолго!

Из блога капитана 16.06: «Поздравил экипаж с прибытием в Северный ледовитый океан. Яхта пересекла широту 60 гр. и 50 мин, а значит, оставила за кормой наше второе море – Северное. Началось наше первое арктическое море – Норвежское».

За первый месяц, пройдя 2585 миль в самых различных погодных условиях, от шторма до штиля, яхта показала свою готовность к плаванию, развивая скорость до 10 узлов под парусами, а экипаж обрел уверенность в своих силах.

Из блога старпома, 06.07: «Тут, кстати, всё-время день. Солнце не садится совсем, а висит градусов 20 над горизонтом. Занавешиваем иллюминаторы в каютах, чтобы спать. Так что у нас в яхте все время ночь, на палубе все время день.  Я считаю Мурманск отправной точкой нашего  приключения. Все, что было до этого – своего рода разминка.

Подведем итоги по яхте. В общем и целом лодка в хорошей готовности. Остались еще дела, но глобально все вроде решено. Надо зашить порванный люверс на гроте. Проверить такелаж –что-то грот плохо поднимается. Еще меня немного беспокоит рулевое – на штурвале появился люфт, которого раньше не было. Возможно, еще придется чистить водные танки – в чайнике как будто песок и забивается помпа. Но мы совсем справимся – все это рабочие моменты. 

По экипажу. Все по-прежнему в норме. Только мне кажется, ребята начали немножко скучать по дому и близким.  Шлите им весточки прямо в мой блог – сайт мы смотрим регулярно.

По быту. Мамы и папы не волнуйтесь – нам тепло и сухо. По крайней мере, в яхте. Если дверь на палубу закрыта, яхта хорошо держит тепло. Едим хорошо – Лёха отличный кок и все время нас балует».

В Мурманск яхта прибыла 7 июля - её ожидал радушный прием. Кроме журналистов, экипаж встретили друзья и родственники. Там же, «Петра» подготовили к автономному переходу длиной до 45 суток, забункеровали и загрузили продуктами. 14 июля яхта «Пётр I» вышла в Баренцово море и взяла курс на Новую Землю. Впереди ждала самая сложная и опасная часть маршрута – Северный морской путь.

По Интернету пронеслись слухи о том, что у «Петра I» появились соперники. Оказалось, что тот же путь решила проделать интернациональная команда норвежского тримарана «Northern Passage» под руководством опытного полярника Бёрге Оусланда, на счету которого первые в мире одиночный поход к Северному полюсу без пополнения припасов и одиночное пересечение Антарктиды. Он выбрал для этой экспедиции серийный тримаран «Corsair 31». В экипаж вошли 4 человека: два норвежца, француз и русский. 23 июня соперники «Петра 1» вышли из Осло, а 28 июля тримаран покинул Мурманск.  Каждая из яхт имела свои преимущества – катамаран имеет небольшую осадку, и мог проходить там, где не пройдет киль «Петра I». Он шел быстрее даже в очень легкие ветра, но должен был избегать встречи со льдами. Российская яхта в силу своего веса и конструкции не могла показывать таких скоростей, зато имела возможность идти в более тяжёлых ледовых условиях.

С середины августа суда шли недалеко друг от друга, вместе попадая в одни и те же погодные и ледовые условия. К чести соперников следует заметить, что они были готовы в любую минуту прийти на помощь друг другу.

Испытание льдами. Северный морской путь. 14.07- 31.08

По маршруту, следующим крупным портом на пути, был город Тикси. На этот переход к экипажу присоединился руководитель экспедиции, Юрий Гаврилов.   

Северный морской путь России, называемый также «Северо-Восточным проходом», оказался самой сложной частью экспедиции. Едва выйдя из Мурманска, «Пётр I» попал в шторм, во время которого был порван один из парусов. Однако команда решила никуда не заходить для ремонта, паруса зашивали прямо во время переходов.  После прохода Новой Земли, курс лежал на самую северную точку Евразии – мыс Челюскин. Именно там яхта впервые встретилась с морским льдом. Сначала появился лед  с островов Уединения  и отдельные поля Кировского массива. Тогда же «Петру» пришлось штурмовать первую перемычку. В планах было зайти на мыс Челюскин, чтобы пополнить запасы воды и хлеба – там находится российская пограничная застава.   

Самыми сложными оказались стратегические решения по выбору пути между льдами. Карты ледовой обстановки приходили ежедневно, но и они не всегда могли предсказать то что ждет на пути. На носу яхты всегда стоял впередсмотрящий, старпом – Елена Соловьёва поднималась на мачту с биноклем. Не все льдины возможно было заметить сразу – есть такой лёд, который почти не виден на поверхности, а его основная часть расположена под водой. А встреча с ним может оказаться роковой.
 
Из блога капитана 26.07: «Весь день размышляли о ледовой обстановке на востоке Таймыра. Пришли к выводу, что есть шанс пройти мыс Челюскин ходом, не отстаиваясь в ожидании прохода. Три хороших циклона за прошлую неделю и свежий западный ветер впереди, скорее всего, отогнали лед, а сам Челюскин чист уже давно. Скоро нас начнут поджимать с кормы новые циклоны (29 число центр над Мурманском). Поэтому полные паруса, держим неснижаемую скорость в 6-7 узлов. До Челюскина 370 миль».

В этом переходе яхте сильно повезло: один из предполагаемых самых сложных этапов пути - пролив Велькицкого оказался чист в конце июля. К нему яхта подходила с хорошим западным ветром: «после островов Гейберга поставили спинакер и полетели со скоростью 8-9 узлов. Это, наверное, своеобразный рекорд самого северного несения спинакера – 77гр.11мин. СШ.» - пишет об этом капитан Дэн. 

Но были и неприятные моменты – во время этого трудного перехода на яхте отказала дизельная плита. У экипажа остался запас газовых баллонов на 12 дней, надеялись на помощь пограничников. А в районе мыса Челюскин льдом оказались забиты две гавани, подходящие для яхтенной стоянки. Оставалось надеяться, что запасов хватит.   

Из блога старпома, 02.08: «Вчера вечером наконец-то увидели белых мишек. Это было самым ярким впечатлением от стоянки в бухте Зимовочная. Мы решили отправиться на разведку к зданию брошенной полярной станции. Снарядили тузик и отправились к берегу. Вдруг Ден заметил семейство белых мишек: медведицу с медвежатами.  Они шли по берегу, не обращая на нас никакого внимания, до тех пор, пока не оказались у нас с подветра, и не почуяли наш запах. Какое то время они постояли принюхиваясь, а потом направились прямо в то здание куда собирались мы».

2 августа «Пётр I» вышел из бухты Зимовочная и отправился к острову Андрея. Поначалу лёд встречался изредка: «Сначала все казалось достаточно простым, и было похоже на огромный ледяной  лабиринт. Мы зашли  в лед на 3 мили, но не найдя прохода дальше повернули обратно. Но путь обратно уже был закрыт – даже пара часов здесь значит очень много. Все постоянно перемещается под действием течений, ветров и одному только Богу известных сил. С трудом мы выбрались на чистую воду» - говорит об этом матрос Сергей Мурзаев.

В районе безлюдного полуострова Таймыр, яхта побывала в самых тяжёлых ледовых условиях. Были моменты, когда, казалось бы, через ледовый массив невозможно пробиться, но даже тогда команда ни разу не подумала об отступлении. Яхта металась среди движущихся ледовых полей, швартовалась к льдинам. Несколько суток «Пётр I» передвигался в небольшой лужице внутри ледового поля. Но даже в таких обстоятельствах команда не переставала шутить.   

Из блога капитана 04.08 «По нашему треку на СПОТе вы видите наши сегодняшние метания в поисках укрытий. Каждый поворот – новое поле. К ночи нашли, наконец подходящую льдину в нужном месте и ошвартовались к ней. Назвали ее «Мурзилэнд 2», а прошлая льдина называлась «Кашпирляндия». Льдины получают названия по прозвищам людей, вколачивающих в них ледовые якоря.  Дрейф Мурзилэнда второго составляет  240 гр при скорости – 0.7 узла. Надеюсь простоять у нее часов 5-6, потом снова пойти на СВ и искать новую льдину».

07.08.  тамже: «Два дня не писал новости, так как было не до этого.  С момента последней заметки пришлось много потрудиться, расталкивая лед.  Наша первая вожделенная точка с момента выхода из бухты Солнечная достигнута. Яхта на рейде острова Андрея. До него мы пробивались по очень сложному льду, пришлось и толкаться шестами и ледоколить и буксировать льдины. Порой вокруг нас не оставалось чистой воды. Приходилось  по 12 часов  мертво стоять в маленькой лужице, медленно покрывающейся молодым льдом».

На пути были острова Петра Северный и Южный, оказавшиеся очень не гостеприимными для «Петра 1». Лед  сплоченностью до 9 баллов, постоянные  ледовые разведки, по 10 швартовок в день. Так провели 5 дней. В конце концов, яхте удалось прорваться по 3-5 метровой изобате прямо вдоль Северного острова Петра.

Но порадоваться никто не успел, почти преодолев Таймырский массив, на широте бухты Прончищевой «Пётр» налетел  на льдину на скорости пять узлов. Результат – погнутый баллер пера руля и заклиненный руль в положении на борт. Перо загнуло назад и чуть в бок, и оно уперлось кормовым верхним углом в корпус. Приняли решение опустить его на пару сантиметров в надежде на управление аварийным румпелем. Для этого пришлось срезать контргайку а потом кувалдой осаживать балер. Ситуация осложнялась тем, что вокруг яхты постоянно дрейфовал лед и экипажу без остановки приходилось перетаскивать яхту верёвками от льдины к льдине. Так прошли 10 часов аварийной ситуации. К 06:00 утра управление яхтой было частично восстановлено. Частично, потому что румпель невозможно было вращать руками, приходилось передвигать его лебедками для парусов. Еще 5 часов маневров во льду и Таймырский массив за кормой. До Тикси оставалось 400 миль.

Штурм ледового массива длился  долгих 2 недели, в течение которых «Пётр I» по сантиметру выгрызал себе дорогу на восток.

Нежданная помощь. Тикси

Яхта пришла в Тикси 19 августа. Благодаря работе берегового штаба, яхтсменам уже были готовы помочь с ремонтом. Через час после швартовки перо было вытащено с помощью портового крана. Его пришлось вскрыть и вырезать оттуда погнутый баллер, чтобы попытаться его выпрямить. И уже через полтора дня перо было установлено! В общей сложности ремонт  занял у нас в Тикси 3 дня. Экипаж даже не рассчитывал на такую скорость. В Тикси, как в прочем ив  следующем северном российском порту - Певеке яхтсменам очень помогли с ремонтом, соляркой и  продуктами.  Тут же команда познакомилась с экипажем буксира МЧС «Неотразимый»: «Отличные ребята, они нам очень помогли. Баня, стирка белья,  часть провизии, выточили огромную гайку для баллера, прислали водолаза и еще много всего по мелочам» - рассказывал уже после возвращения Сергей Мурзаев.

На пути к этому порту яхта прошла и через сильные ветра, которые порвали один из спинакеров, и через хорошую погоду. В Певек «Пётр I» прибыл 29 августа. 30 августа произошла встреча и знакомство экипажей «Петра I» и «Northern Passage». Произведя плановую замену в экипаже, 31 августа яхта двинулась дальше.

Шторма в Северо-Западном проходе

После Певека, «Пётр I» продолжил путь на восток, догоняя норвежский тримаран, который ушел на сутки раньше. В начале сентября «Пётр I» покинул Северный морской путь, пересёк линию перемены дат и двинулся ко второй части своего пути – Северо-Западному проходу. Третий помощник капитана Сергей Смирнов: «После 180 меридиана начался наш путь домой.  Мы дошли до края света и теперь с каждым градусом родные и близкие становились ближе.  Яхта  возвращалась домой с другой стороны планеты». В Чукотском море льда уже не было, 6 дней яхта лавировалась. Но прогнозы не утешали - в море Бофорта ожидался сильный шторм, поэтому яхта вынужденно зашла в американский город Барроу. Там снова состоялась встреча с норвежским тримараном. Ребята с «Петра» помогли коллегам с ремонтом штага и двинулись дальше, попав после Барроу в довольно серьезный шторм.

Сергей Мурзаев 08.09: «Обещанная непогода нас все-таки догнала. Уже после Барроу ветер дул  15 -16 м/с в порывах  до 19. Еще до того как раздуло окончательно порвался третий стаксель пришлось менять его на штормовой. На следующей смене вахт разлетелся и он, так что штормовать пришлось на зарифленном гроте. Со скоростью 3 узла мы переваливались с волны на волну. Очень красивое зрелище, когда забираешься на самый гребень, и  перед тобой открывается огромное водное пространство, куда съезжаешь, как с горки,  и все повторяется заново».

После шторма выяснилось, что на яхте течет топливный танк, в связи с чем требуется дозаправка и ремонт, поэтому «Пётр I» зашел в канадский порт Сакс Харбор и далее не теряя ни минуты пошел вперёд, чтобы зимние льды Северо-Западного прохода не помешали завершить арктическую кругосветку.

Из блога капитана 14.09. «Теперь о прогнозах погоды и ледовой обстановке. Проливы Виктория и Куин Мод медленно и упорно затягиваются льдом. Во всем виновата осень, усилившая циклоническую деятельность. По этому появились ныряющие циклоны, и прочие дождливые радости и ветра по 20 м\с. У нас впереди, на сколько хватает прогноза, улучшения погоды не видно. Надо уходить из «солнечной» Канады, как можно быстрее, и не останавливаться, пока не выйдем в море Бафина. Чтобы молодой лед вставал у нас по корме, а не перед штевнем.»

16 сентября «Пётр I» пришел в порт Кембридж Бей, где снова встретился с норвежским тримараном. 17 сентября обе яхты покинули порт, им предстояло плавание через последний ледовый участок.

Из блога капитана 18.09 «Ночь доставила нам много волнения. Именно тогда, когда начало темнеть мы въехали в трех бальный лед и шли в нем 5 часов. Один на штурвале, по одному впередсмотрящему на каждом борту, у одного из них в руках пульт от прожектора, четвертый человек находится на мостике, нанося обсервации на ледовую карту, и наблюдая за радаром. Мы решили, что так будет безопаснее провести, очень надеюсь, заключительную ночь вместе со льдами. Поэтому Лена осталась у меня на вахте за штурмана. Канада ни как не хотела сдаваться. Северная граница льда оказалась смещенной на север на 10 миль от обещанной. Но все ночные ледовые трудности позади, температура воды растет, качка увеличивается и картинка радара девственно чиста от различных плавающих объектов».

Однако, в опаснейшем проливе Бело, у мыса Зенит яхтсмены-полярники встретили лёд ещё раз. Этот пролив отделяет полуостров Бутия от острова Сомерсет. Ширина пролива около полумили. По берегам на высоту 200–300 метров поднимаются скалы. Здесь находиться мыс Зенит – своеобразный  анти-Горн – самая северная точка американского континента.  Течения достигают здесь 8-ми узлов. Направленные в разные стороны они образуют мощные водовороты. На выходе из пролива находиться самое опасное его место – скала  Макпай. Она лежит в уровень с поверхностью малой воды, и обнаружить ее можно только по образующимся над ней водоворотам. В 4-х кабельтовых к северу от нее находиться отмель. Здесь течение достигает максимальной скорости. Тут же находиться выход из пролива: «Мы могли не идти этим проливом. Альтернативой было продолжить путь дальше на север, огибая остров Сомерсет с запада. Но в этом случае наш маршрут увеличивался на 100 миль, что могло помешать нам установить мировой рекорд» - делится капитан яхты.

«Пётр» успешно миновал пролив и вышел на чистую воду в заливе Бутия. 20 сентября яхта вошла в пролив Ланкастер, и, пройдя Северо-Западный проход в штормовую погоду, двинулась к Понд Инлет.

Финиш арктической гонки

Завершая путь по Северо-Западному проходу, «Пётр I» и «Northern Passage» шли буквально в нескольких милях друг от друга. Символическую финишную черту, выход в пролив Ланкастер, российская яхта пересекла 20 сентября в 23:00 по UTC (Гринвичу), в этот момент от тримарана их отделяло 110 миль. В это время тримаран шел в лавировку вдоль северного берега острова Баффинова Земля. Команда тримарана достигла 74 параллели, являющейся окончанием Северо-западного прохода 21 сентября, около 09:00 (UTC), отстав, таким образом, от «Петра I» примерно на 12 часов.
Выход из пролива Ланкастер был принят за окончание Северо-Западного прохода.   

Долгожданный путь домой

От Санкт-Петербурга до финишной линии арктического плавания «Пётр I» преодолел 9 023 мили за 109 дней. Яхта прошла через самую западную точку России - на Балтийской косе в Калининградской области под 19°38’ в. д., самую северную точку Европы – мыс Норд-Кап (Норвегия), самую северную материковую точку России - мыс Челюскин и самую северную точку Американского континента  – мыс Зенит.

За последующий месяц, с 20 сентября по 20 октября "Пётр I" преодолел еще 2000 миль по осенней Атлантике, неуклонно продвигаясь к родному дому. Преодолев путь от моря Баффина до Гренландии и затем пройдя до Исландии, яхта вышла из Рейкьявика 13 октября. 
23 октября 2010 20:50 "Петр I" замкнул свое кругосветное кольцо. Впереди яхту ждала почти уже зимняя Балтика. Но всех грела мысль, что дом, родные и друзья уже совсем близко.   

В Осло пришлось заменить самую дорогостоющую часть дизельного двигателя – топливный насос высокого давления.  На это экипаж потратил почти неделю, и стал опаздывать домой.  Пройдя датскими проливами "Пётр I" вышел в Балтику. Ему пришлось укрыться от сильного встречного ветра на острове Борхольм, откуда дождавшись попутных ветров, команда взяла курс на Северо-восток.  В Финском заливе команда почувствовала себя совсем как дома.

«Вы нас встречаете? Мы подходим! – послышался по телефону радостный голос Коли Борисова, матроса яхты «Пётр I». Бывший МРТ, а ныне – встречающий героев парусник «Триумф» со скрипом накреняло и со всех сторон захлестывало волнами. Катер с журналистами и вовсе подбрасывало на каждой. Ветер поднялся до 16-ти м/с, с порывами до 19-ти.

14 ноября  2010 года «Пётр I» возвращался в родной Петербург с победой. Подходя к набережной Лейтенанта Шмидта, ребята зажгли фальшфееры, приветствуя Санкт-Петербург, всех своих родных и друзей. На входе в Неву, несмотря на холод и непогоду, ребят встречали гички, парусник «Триумф» дал салют в честь героических друзей. «Пётр» наконец-то вернулся домой после 5-ти месяцев плавания и 13-ти с половиной тысяч морских миль.   

Из блога старпома Елены Соловьевой:  А потом я нашла ответ на вопрос «зачем?». Жаль, но я не могу передать вам все ощущения, а на фотографиях нет и части того что вы бы увидели в реальности.  Но вы бы поняли меня, если бы вам хоть раз в жизни довелось увидеть своими глазами берега Новой Земли.  В один момент вы испытываете и восхищение и ужас.  Восхищение от искрящихся на солнце снежных вершин, ярко голубого льда, красоты пейзажа, свежести и свободы. Ужас от пустоты и одиночества этих мест. Представьте окружающий вас мир, исключая людей, как одно живое существо. Так вот, нигде этому существу нет до вас никакого дела, потому что людей много и его нами не удивить. Другое дело там, далеко на севере оно годами живет в одиночестве. И точно так же как мы разглядывали все новое и удивительное, оно разглядывало нас"

Капитан яхты Данил Гаврилов:  Я очень рад, что все задуманное получилось. Менее чем за год, мы по сути, построили новую яхту и скомплектовали классный экипаж из семи человек.  Тем более рад, что мы шли бок о бок с именитыми профессионалами – Борге  Оусландом (Borge Ousland) и Торлейфом Торлейфсоном (Thorleif  Thorleifsson), а на последнем этапе и со знаменитым полярным яхтсменом Эриком Бросьером (Eric Brossier), который уже имел за плечами Северо-Восточный и Северо-Западный проходы. Такое соперничество оказало нам большую честь. 

Если Вы спросите меня, было ли в Арктике страшно – отвечу нет. Каждый делал свою работу, и вместе мы справились со всеми трудностями. Конечно, были напряженные моменты, когда я молился. Например, когда становились на якорь в Русской гавани на Новой земле при ветре 30м\с. Или когда сломали перо руля и потеряли управление, а нас со всех сторон начало зажимать льдами. Но тогда надо было действовать, бояться было некогда. Я больше боялся, когда решался вопрос пограничного контроля в Певеке. Вот это действительно было страшно, ведь под сомнением стоял успех экспедиции. 

Был у нас такой момент и на Таймыре, когда впереди на сотню миль были непроходимые льды и Институт Арктики и Антарктики рекомендовал повернуть обратно на мыс Челюскин и отстаиваться в ожидании улучшения ледовой обстановки. Тогда мы приняли решение пробиваться, во что бы то не стало, и пробили себе дорогу на восток.  Отдельное спасибо скажу нашему береговому штабу, который без устали снабжал нас необходимой информацией и очень оперативно решал все наши береговые вопросы. Нельзя не отметить, что наши спонсоры поверили в нас и оказали нам поддержку.  Мы горды тем, что мы внесли свой вклад в вопросы освоения Арктики. 

Еще предстоит оценить тот фактический материал, отображающий климатические условия и экологическое состояние российской части Северного Морского пути. Надеемся, что эти данные могут быть полезны.  По прибытии в Санкт-Петербург, мы можем радостно сказать: Российский экипаж яхты «Петр 1 » гордо пронес флаг Родины над северными морями!"

Подвиг молодых яхтсменов вызвал большой общественный резонанс: экипажу была присуждена национальная премия «Яхтсмен года» в номинации «Лучший дальний спортивный поход». Международному сообществу результаты экспедиции были представлены в январе 2011 года на Форуме «Арктические границы» («Arctic Frontiers») в Тромсё и вызвали большой интерес. Российский Императорский Дом наградил участников плавания орденами Св.Анны и аннинскими медалями, экипаж был награжден грамотами Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга. В феврале 2011 года флаг «Арктической кругосветки» яхты «Петр I» и капитанская шапка, обошедшая вокруг полюса, были переданы в главную морскую сокровищницу России – Центральный военно-морской музей.

“Под парусами во льдах”, 2011 г., №2, журнал “Аврора”.