4. МЫ И НАША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться, на-
чинать и бросать, и опять начи-
нать, и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие -
душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Разговор о человеческой жизни фактически является разговором о сущности человека. Наша жизнь распадается на два основных и взаимосвязанных элемента: существование и собственно жизнь. Чтобы жить, мы должны быть, существовать, как и все живые существа на нашей планете.
Существование — это еда, питьё, тепло одежды, тепло дома, тепло полового партнёра, тепло труда и радость отдыха, тепло чувства безопасности и уверенности в кругу людей, тепло любви к окружающим и окружающих к нам. Существование — это ещё и чувство единства с природой, плодотворное и гармоничное сотрудничество с ней.
Под жизнью же большинство из нас понимает нечто иное, а именно: наши фантазии, надежды и мечты о каком-то лучшем будущем. т. е. жизнь — это некое фантастическое представление обывателей о бытии успешных людей. Наприме, я ем хлеб, овощи, наши фрукты и овощи. Это позволяет мне существовать, быть и получать удовольствия. Но сознание мне говорит: а произрастают ещё ананасы, гуаявы, на прилавках магазинов лежит красная и чёрная икра; другие люди это всё едят регулярно, следовательно, они живут, и живут лучше тебя; сделай что-то, чтобы и ты так жил. В данном случае сознание не просто открывает мне картину другого мира и другой жизни, а оно рисует мне эту другую жизнь как лучшую (в сравнении с моей), как желанную, как ценность и цель, ради которой необходимо что-то предпринимать, что-то разрушать в реальной жизни, от чего-то отказываться. Сознание внушает мне иллюзию, которая обладает свойством казаться лучше самой реальной жизни. Я совершенно не убеждён, что представление о хорошей жизни лучше моего существования в данное время, что возможная хорошая жизнь содержит больше удовольствий и благ для меня, чем нынешняя. Но я точно знаю, что к ней стремятся другие, что он дорогого стоит и, наверное, поэтому я её хочу. Я хочу другой жизни ещё и потому, что она является частью моей мечты.
Так как человек не может существовать без мечты, он не может постоянно не проверять себя, не стремясь порвать с существующим. Целеполагание, стремление к осуществлению мечты признаются источником развития, двигателем прогресса. Но сомнения в их ценности начинаются тогда, когда надежды, мечты, стремления к переменам подменяют само существование, заслоняют реальное бытие, вынуждают даже презирать его, насмехаться над ним, отвергать его.
На каждом шагу мы сегодня видим заинтересованность части людей (элиты) в том, чтобы увести основную массу населения от проблем её (массы) существования, внушить большинству, что существование — это неглавное, обыденное, несерьёзное. А главное — это фантастический мир людей бизнеса, искусства, спорта и политики, мир богемы. Именно люди этого мира живут и дают образец жизни для всех остальных жителей страны. Элита будто бы осуществила мечту большинства об истинной жизни.
Таким образом, жизнь и приключения сверхбогатых, сверхсильных и ловких, сверхумных, а также сверхразвратных, сверхпреступных, сверхсексуальных, короче, всех «сверх» - это идеал для населения, это поле творческих изысканий людей искусства и литературы.
Все эти «творцы» рисуют мир героев «сверх» как мир необычайно интересный, несомненно, лучший, как мир мечты и надежды, как мир, манящий и отвлекающий от «серых» будней рядового человека. Тогда как будни любого человека и есть сама жизнь. Ежеминутное существование — центр, ядро и сущность жизни. Мечты и фантазии переводят наше внимание с себя на других, с сегодны на потом, создают впечатление, что другие живут лучше меня, формируют зачастую ложные цели и смыслы, создают нереальный мир, мао связанный с правдой жизни.
И мы стараемся скорее прожить этот час и этот день ради того, чтобы быстрее наступило нарисованное нашим сознанием удовольствие. Чем больше я отдаюсь своим или чужим фантазиям, тем серее и тягучей мне представляется моя жизнь, тем больше мне хочется от неё отказаться, тем меньше я хочу её познать и тем меньше шансов у меня понять, что именно эта «серая» жизнь и есть моя жизнь, что именно в этой жизни я отдаюсь фантазиям и надеждам, тогда как я в ней по правде существую, по правде ем и пью, люблю и ненавижу, болею и чувствую себя хорошо, работаю и отдыхаю, дружу и завидую, веселюсь и скучаю. Короче, я и только я могу сделать мою работу интересной, незнание — знанием, знакомых — друзьями, еду- вкусной, жену — любимой, фантазию — здравой мыслью, болезнь — здоровьем, черную зависть — белой, всю свою «серую» жизнь — радужной. Это и есть правда жизни, от которой не уйти.
- - -
Человеческая жизнь — лишь внутреннее переживание того, что с нами случается снаружи.
- - -
Жизнь по большей части состоит из мелочей, и нужно многим пренебречь, чтобы не стать мелочным человеком.
- - -
Чего вы ждёте в этой жизни? В ней для большинства кроме ожиданий лучшего, почти ничего другого нет.
- - -
Значительная часть людей боится края, жмётся в середину. Потому, что тот, кто на краю, рискует упасть или воспарить. Между тем только крайних замечают и вспоминают.
- - -
Можно ли интересно рассказать о событии в вашей жизни, если оно на вас лично не произвело никакого впечатления? Разумеется, нет. Ведь мы вспоминаем не реальные эмпирические факты, а ощущения и чувства, которые они в нас вызвали.
- - -
Чаще всего не жизнь загоняет нас в угол, а мы сами попадаем в него.
- - -
Жизнь — это встреча с сюрпризом, бес последнего она лишь пустая длительность.
- - -
Только достигнутое или полученное порождает разочарование.
- - -
Оптимист тот, перед кем ещё маячит достижимое.
- - -
Жизнь — это цепь разочарований, без которых мы бы не совершенствовались
- - -
Всё происходящее и развивающееся несёт в себе для нас и разочарование. Да и сами мы, сегодняшние люди, - лишь разочарование прошлых поколений.
- - -
Меняйте всё в себе и вокруг себя, меняйте постоянно и тогда только вы ощутите полноту жизни!
- - -
Кто не меняется, тот лишь существует, а не живёт.
- - -
Чтобы не было скучно жить, меняйте не обстановку, друзей и знакомых, а прежде всего самих себя.
- - -
Чаще всего мы прячемся от самих себя.
- - -
Почти каждый человек полагает, что он такой же как все, а себя он хорошо знает и потому он знает всех. В действительности он плохо знает себя и тем более других. Иначе бы жизнь не состояла из постоянных ошибок и бесконечных попыток исправления их.
- - -
Если вы желаете учиться только на ошибках других людей, значит вы хотите пожить чужую жизнь. Учиться на ошибках других означает отказ от собственной жизни. Наша жизнь — это наши успехи и ошибки.
- - -
Прошлые даже серьёзные наши ошибки кажутся нам сегодня забавными или смешными.
- - -
Ошибки можно исправить, но нельзя прожить другую жизнь.
- - -
В момент свершения ошибки не видны. Лишь оглянувшись, мы их замечаем. Мы взвешиваем лишь то, что имеем.
- - -
Жизнь на Земле возникла и сохраняется благодаря пределённым константам, к которым, вел\роятно, относится и работа человеческого мозга всего на 5-10 процентов собственной мощности.
- - -
В историческом забеге поколений меняются беспрерывно бегуны, неизменной является только эстафетная палочка — надежда на лучшую жизнь.
- - -
Просить начальство за себя унизительно, ибо такая просьба равнозначна откровенному признанию в слабости.
- - -
Нет лекарства от сомнений. Ведь большинство истин относительны.
- - -
Большие и серьёзные заботы способны ослабить физическую боль.
- - -
Боль тела преимущественно захватывает нас тогда, когда беспечен разум.
- - -
Искать ещё не значит найти! Но лучше искать и не найти, чем всё иметь под рукой.
- - -
Радуйтесь жизни, как бы она ни сложилась, ибо она, во-первых, у вас одна, во-вторых, она только ваша и, в-третьих, она уходит безвозвратно с каждым днём и часом.
- - -
Как бы вы ни старались достичь своих целей с помощью лести, обмана, притворства и интриг, в конечном счёте, нет ничего тайного, что не стало бы явным. А сущность-то свою вы уже подпортили.
- - -
Кто-то свыше так устроил нашу жизнь, что всё, что мы отдаём, обязательно возвращается к нам: любовь, доброта, сострадание, недоброжелательность, вражда, ненависть и т. п.
- - -
Куда вы так спешите, ведь впереди только конец всему.
- - -
Если ваши дела — это ваша обуза, избавляйтесь как можно скорее от этих дел, так как очевидно, что вы живёте неправильно. Самое трудное дело должно радовать человека хотя бы победой над самим собой. Чем труднее дело, с которым вы справились, тем выше ваше самоуважение и больше радость от работы.
- - -
Жизнь не должна быть радостной, она сама является радостью. Только мы часто относимся к ней, как к чему-то тяжкому и обременительному. Жизнь включает в себя всё: горе и радости, наслаждение и терпение,удачи и поражения, труд и развлечения. И всё это — наша единственная и неповторимая жизнь, которую бессмысленно и глупо хулить, которую лучше радостно переживать. Родиться человеком, говорят буддисты, уже огромная удача.
- - -
Жизнь не бывает плохой или хорошей, она просто жизнь. У человека имеется лишь хорошее или плохое восприятие её.
- - -
Жить — это стремиться к тому, чего у вас нет, и постоянно выяснять, способны ли вы этого отсутствующего добиться.
- - -
Нечто возможное в будущем — вот основной приз, который стремиться завоевать человек, пренебрегая сиюминутным. Неопределённое и туманное притягивает человека сильней известного и ясного. Тем не менее чаще всего люди жертвуют будущим, пади сегодняшних удовольствий.
- - -
Дорога не только куда-то ведёт, но и сбивает ноги. Телесные и духовные раны — цена достигнутого привала.
- - -
Любой привал — это лишь временная передышка перед следующим броском. Кто считает привал целью, тот безнадёжно отстаёт.
- - -
Кто хочет достичь покоя, тот не понимает, что такое жизнь.
- - -
Делать нечто полезное только для себя — значит заниматься всю жизнь единственным делом: копать собственную могилу.
- - -
Мы забываем многое, потому что должны хорошо помнить немногое.
- - -
Гораздо полезней быть беспощадным к себе, чем к другим.
- - -
Не слишком ли долго мы собираемся жить, вместо того, чтобы жить.
- - -
Кто не родился педагогом, тому не суждено им стать.
- - -
Заслуживает уважения тот, кто идёт своей дорогой, даже если она ведёт не туда.
- - -
Кто может указать того, кто бы не нуждался в необычном?
- - -
Всё, что мы называем сухим, или уже мертво, или накануне смерти.
- - -
Желания тянут вниз — лишь цели возвышают. Даже самая желанная еда делает нас только тяжелее.
- - -
Чаще всего необходимость делает нас лжецами, но имеется немало людей, для которых ложь является необходимостью.
- - -
В жизни человека всё заканчивается, кроме блуждания мысли.
- - -
Смерть — это истина, которую знают все, которую никто не подвергает сомнению но в то же время, от которой решительно отворачиваются, которую не хотят обдумывать, которую рядят в одежды иллюзий. Мы не хотим воспринимать конечность собственной жизни. Мы обычно живём так, будто бы наша жизнь бесконечна. Такое иллюзорное восприятие действительности является нормой жизни. Оно успокаивает, делает нас оптимистами, позволяет строить далеко идущие планы, надеяться, фантазировать, то есть полагаться на будущее, как на нечто вневременное.
Мы знаем точно, что вечной жизни нет, но живём так, будто мы вечны. Подобное положение вещей, прежде всего, подтверждает тот факт, что человек затрудняется отличить истину от иллюзии. Заблуждение часто оказывается дороже для нас самой бесспорной правды.
Смерть стараются не брать в расчёт при решении жизненных проблем. Последние в итоге заслоняют смерть как нечто несущественное, неопределённое и даже вроди бы невозможное.
- - -
Любое объяснение неизвестного есть не что иное, как попытка упокоить себя и других, сделать реальную жизнь людей надёжной и «правильной».
- - -
Мы всегда о ком-то или о чём-то беспокоимся. Это важный признак человеческой жизни, от которого мы упорно стремимся избавиться, как будто человеку можно избавиться от имени «человек». Покой — это, суорее, не находка, а потеря.
- - -
Успокойтесь, что бы ни случилось, жизнь то продолжается.
- - -
За что бы человек ни ухватился, всегда это начало конца.
- - -
Хотетть — это жить, а не хотеть ничего — значит жить лучше. Такова восточная мудрость.
- - -
Мы постоянно желаем жить лучше, не отдавая себе отчёта, что мы всего лишь хотим удовлетворить желания, а не улучшить саму жизнь.
- - -
Нужна ли человеку любая истина? Скорее всего, нет. Кроме того, хочу ли я точно знать о следствиях моего поступка, идеи, намерения? Разумеется, нет. Жизнь интересна маячащей впереди неопределённостью, загадочностью, ожидающими нас за каждым неординарным поступком. Нас тянет к неожиданностям, к поражающим воображение событиям или явлениям. Нам не нужна истина, нам нужны надежда, туманные последствия, то есть всё то, что не является правдой, ясной неизбежностью и что образует аромат и загадку жизни.
- - -
Может ли человек познать в жизни главное, если подавляющее большинство книг, песен, спектаклей, кинофильмов и телепрограмм пишутся, исполняются и посвящаются второстепенным и надуманным сторонам жизни?
- - -
Не спрашивайте у других о главном в жизни. Главным в жизни является только то, что человек сам нашёл и определил как таковое.
- - -
Там, где радость, там и печаль, ибо радость всегда кончается вслед за её причиной и остаётся только грустное воспоминание и надежда.
- - -
Мы, мужчины, действуем из желания, а оно в отношении женщины очень мимолётно. Мы приручаем, но не очень-то хотим отвечать. Нас тянет в мир естественный, природный, безморальный, но в то же время мы держимся из последних сил за звание человека, мужчины с большой буквы, то есть за нечто искусственное, привнесённое, неприродное, дорогое и моральное в нас. И большинство из нас, не задумываясь о том, где находится или в чём состоит истинная жизнь, порывается и сдерживает себя, ведёт войну с самим собой. Ещё Эразм Роттердамский говорил: «Ведь человек воюет не с человеком, а с самим собой, и как раз из собственного нутра нападает на нас всё время вражеский строй». У Юнга можно прочитать: «...внутреннему человеку хочется совсем не того, что хочет внешний, - и мы вступаем в войну с собой».
- - -
Если мы ещё только стремимся познать истину, если это ещё только наша цель, то, следовательно, мы живём в заблуждении, в незнании, во лжи. Потому нам трудно определить, правильно ли мы действуем и мыслим.
- - -
И кто сказал, что правда всеприсутствует? Правда — это что-то последнее, итоговое, результативное. Ложь — это нечто повседневное, текущее, сиюминутное. Общеукрепляющее и анестезирующее, заслоняющее правду. В конечном счёте, ложь и есть правда жизни. И лишь в этом смысле можно говорить о всеприсутствии правды. Гурджиев на этот счёт высказался так: «Искренность вообще со всеми является слабостью, рабством и даже признаком истерии».
- - -
Жизнь значительно разнообразнее, сложней и неожиданней, чем мы о ней думаем и рассуждаем.
- - -
В жизни не бывает безвыходных ситуаций. Вы ведь ещё живы!
- - -
Чего-то стоящая жизнь — это заплыв против течения.
- - -
Если почитать, как одни умные люди отзываются о других умных, то можно прийти к выводу, что мир заселён одними придурками.
- - -
Сопротивляешься, значит живёшь.
Продолжение следует.
48