Первая встреча

Тать Яна Привалова
Я шагнула вперед, на широкое крыльцо красивого здания из темно-красного кирпича, величественного и нарядного, где мне предстояло теперь провести не один год. Я вступала в осмысленный период жизни, где учеба будет сочетаться с умением приспосабливаться ко взрослой жизни среди таких же, как и я. Ну может и не совсем таких, это так. Они богаче, смелее, решительнее, веселее… Чем я хуже? И я задавала себе этот вопрос не один раз. Получалось, что ничем. Решительно сделав шаг по лестнице, я не стала больше думать о превосходстве других, просто поднялась вверх, открыла дверь в холл.
Какой огромный и величественный предстал передо мной холл этого здания! Я ни разу не была в таких больших помещениях, и потому показалась сама себе маленькой такой букашкой на зеркале, примерно так я себя оценивала. Наверное, так и выглядело со стороны, потому что каждый, кто сюда попадал, начинал озираться в поисках хоть кого-то или чего-то знакомого. Любой чувствует себя немного не по себе, обретая былую решимость, находясь в этой зале. Что ж, не я одна чувствовала себя неуютно и неуверенно. Постепенно привыкнув к мысли, что придется познавать все с самого начала и знакомиться со стенами замечательного заведения, я успокоилась и даже могла внимательно слушать.
А смотреть и слушать было кого!
В центр холла вышло несколько приятных женщин, одинаково одетых в темные платья с белыми воротниками, из чего я сделала заключение, что эти дамы будут нас учить. И оказалась права. Классные дамы, а это были они, представили нам попечительницу заведения, обратившуюся ко всем с пламенной речью. Немало хороших слов было сказано, но теперь пришла пора расставаться со своими домашними. Были и слезы, но я молча обняла свою мать, поцеловала и отправилась в новую жизнь, полную волнений и побед.
Нас, девочек, построили по одну сторону, а наши мамы и тетушки оказались по другую сторону, и повели на второй этаж. Мы шли по двое по широкой лестнице с белыми красивыми колоннами, на площадке между этажами в проеме стояло огромное зеркало. Таких огромных я и не видела, но рассмотреть получше не получилось, мы быстро пошли дальше, стали подниматься вверх. Про себя я решила потом заняться подробным обследованием лестницы и зеркал, а интересно, на следующих площадках между этажами тоже такие зеркала? Мы были уже у входа в большое помещение, потому я решила все исследования оставить на потом, а сейчас была вся во внимании к новому. Дверь открыла первая классная дама, зашла сама, потом влились постепенно все девочки и другие дамы, я пропустила вперед себя девочку с длинной толстой косой. Встала за ней. Какое же большое помещение? Я не видела стен сбоку, их загораживали стоящие с того и другого бока девочки, я была где-то посередине, но и увиденного впереди мне оказалось довольно, чтобы не ошибиться – да, помещение было большим, еще и с очень высоким потолком.
Нас перечисляли и стали делить по классам, каждому представили свою классную даму. Названные по фамилиям девочки переходили с места на место по разным классам. Я оказалась опять рядом с девочкой с косой. Правда, при более подробном рассмотрении она оказалась пониже меня и была румяной пухленькой блондинкой. Я же высокая, худенькая, с коротко стриженными, всего лишь до плеч, почти черными волосами. Это не помешало нам познакомиться. Мою новую знакомую звали Ниночка (никак иначе!), это имя так подходило к ее румяному личику, к ее улыбке. Она была спокойной и улыбающейся особой, чем располагала к себе безоговорочно. Она приняла все оповещения классной дамы весьма радушно. Меня же ввергло в уныние то обстоятельство, что мы теперь будем стоять по росту. Девочек нашего класса(теперь я буду говорить только о своем классном коллективе) попросили построиться вдоль стены по росту. О, боже, я оказалась третьей по росту, в самом начале колонны. Впереди меня стояли две подруги, две белокурые девочки, похожие на кукол, которые говорили друг с другом беспрерывно, мешая мне слушать объяснения. Моя же новая подруга Ниночка, несмотря на наши ухищрения и попытки встать рядом, которые ничего не дали, - стояла почти в самом хвосте.
Да, мы стояли по росту в разных концах шеренги, и это обстоятельство очень осложняло жизнь. Я была высокой, худенькой, коротко стриженой девочкой из бедной семьи. Мне казалось, что меня будут презирать эти красавицы из богатых семей. Но скоро все сравнялось: нам приготовили одинаковую одежду. Девочкам выдали школьную форму, шерстяное темно-коричневое платье и два передника: черный, повседневный и белый, парадный. Кроме того, каждой девочке был выдан синий бумазейный домашний халатик, две пары чулок и туфли на маленьком каблучке. Туфельки позже можно было иметь и свои, но черные и обязательно на низеньком каблучке. И потому мы сравнялись хотя бы внешне. Это обстоятельство меня очень радовало, так как, имея всего одно шерстяное и одно ситцевое платье и смену белья, я бы тут долго не выдержала. А здесь нам даже стирали крупные вещи в моечной во дворе, раз в неделю меняли постельное белье.
Моя новая знакомая девочка, ставшая вскоре самой близкой подругой, была одной из красивых богатых куколок, приехавших сюда учиться в каретах. Маленькая, пухленькая, с длинной русой косой, она была очень хороша собой. Ниночка Красовская была из этого города Елабуга. Ее отец, поп, был переведен из Можги сюда в Троицкую церковь на службу, поэтому и девочку отдали учиться в здешнее епархиальное училище.
Девочки подружились, а так как были они одного возраста, то и попали в один класс. Но им хотелось быть ближе друг к другу. Здесь же порядок был таков: выстраивали девочек по росту - и так они по ранжиру и ходили, и жили. По парам распределяли согласно шеренги, в классе за партами так же сидели, как шли парами, кровати в спальнях занимали тоже согласно шеренги, судьба готовила сюрприз: раз девочки разного роста, то и стоять по разные стороны шеренги, Зоя - в начале, а Ниночка - в самом конце. Однако подруги придумали выход из ситуации: Зоя начала горбиться, Ниночка стояла на цыпочках (это позже она упросит мать купить ей туфельки на каблучке).
Изначально, мы встали так, как получилось в самом начале, при выкликании фамилий, и при этом мы встали с моей новой подругой вместе. Но потом девочек нашего класса построили по росту и развели нас по разные стороны шеренги. Ничуть не удивившись этому обстоятельству вначале, я горько сожалела о том позднее. Нас развели, по росту мы и стояли, и ходили парами, более того, в спальне нашими кроватями стали именно те, в том порядке, в каком мы стояли по росту. А это означало, что мы будем видеться и разговаривать только на переменках, в свободное время, а на уроках и везде я буду ходить в паре с девочкой моего роста, тоже высокой. Ее звали Катя, она была страшно хороша собой, с темно-русой косой, с карими глазами, чуть навыкате, с пухлой нижней губой, которую ее хозяйка закусывала при усердии. Но она была гордая и себялюбивая. Мне с ней было очень тягостно, хорошо, что это продолжалось совсем недолго.
После первых же выходных, когда многие девочки отправились домой, а оставшиеся в стенах здания все дни проводили в саду возле главного входа, мы и решили не расставаться с Ниной. Нас по приезду снова поставили в колонну по росту, и вот тут мы встали вместе, я сильно горбилась, Нина стояла рядом на цыпочках. Катя встала в пару с девочкой чуть выше меня, и мы с Ниной оказались в центре шеренги. Кому из нас двоих было труднее? Не знаю…Зато мы были рядом. И на уроках мы сидели за одной партой. И кровати в спальне тоже рядом, и прикроватные тумбочки. Подруги старались быть вместе, помогали друг другу.
Жили они на четвертом этаже, где были расположены спальни, несколько столов для приготовления уроков и кровати с тумбочками - вот их меблировка. На первом этаже была столовая, моечная, душевая в одном крыле, кабинеты начальницы школы, учителей, классных дам, настоятельниц - в другом крыле.
На втором и третьем этажах были классные комнаты для занятий. Огромный зал на втором этаже был предназначен для проведения праздников, там ставили елку на Новый год, украшая ее самодельными игрушками и гирляндами. На третьем этаже была домовая церковь, прекрасно убранная, с высоким лепным потолком, с хорами, где чистыми звонкими голосами пели девочки.
Зоя грамотно писала, хорошо разбиралась в математике, Ниночка же любила больше рассказывать, давались ей лучше, пожалуй, только языки, она знала французский, немецкий и латинский. Обе занимались с удовольствием, им нравилось гулять в саду возле здания, сочинять и посвящать милые, забавные стихи подругам по классу. У них разные были интересы, но девочки обе были весьма любознательные, им нравилось узнавать что-то новое, и сообща придумывать и сочинять на ходу всякие маленькие шалости.
Да и в столовой куда приятнее вместе не есть нелюбимый перловый суп! Ведь сидеть рядом и одинаково смотреть и одинаково ощущать - это обстоятельство, пожалуй, их сблизило окончательно.