Ливия заглядывает в прошлое

Николай Сологубовский
С разрешения Анатолия Захаровича публикую его интервью...


http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/67803302.html

Ливия заглядывает в прошлое

Марианна Ожерельева

7 марта 2012

НАТО разбомбило всю территорию Ливии, от городов остались  руины.

Мировое сообщество натворило столько в Ливии, особенно альянс НАТО.

На территории Ливии  сейчас около ста всякого рода правительств, каких-то организаций.

Простые ливийцы еще долго будут вспоминать колоссальную социальную поддержку, которую оказывал им лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи.

Ливийцы   объединяться  и будут воевать с иностранными захватчиками.

Так считает Анатолий  Захарович Егорин,  востоковед, автор книг о Муаммаре Каддафи.

Исламистское движение "Братья-мусульмане" создало в захваченной боевиками Ливии новую политическую организацию - Партию справедливости и развития. А вожди племен и командиры боевиков Восточной Ливии объявили о создании полуавтономного «региона Барка».  Назначен совет. Его участники будут управлять новым «регионом», простирающимся от города Сирт до границы с Египтом.  Главой   назначен Ахмад Аз-Зубайр Сенусси.
Эти события    является результатом "иностранного заговора". Об этом заявил глава марионеточного ПНС   Ливии Мустафа Абдель Джалиль.

О происходящем в Ливии в интервью "Голосу России" рассказал главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Анатолий Егорин.

- Старейшины племен и лидеры военизированных формирований предлагают превратить Ливию из централизованного государства в федерацию. Как вы оцениваете стремления ряда политических сил Ливии перейти к федеративному устройству?

- В общем-то, это будет шаг в обратном направлении, но, формально говоря, Ливия в прошлом   состояла из трех частей - из Триполитании, Киренаики и Феццана. Всего на территории Ливии много  племен - крупных, мелких. Поэтому это стремление разделиться говорит о том, что тот ПНС, который остался главным после ухода оттуда  НАТО, (а войска остались, например, морпехи, о которых Анатолий Захарович еще скажет ниже. Прим. публикатора)   ничего не может сделать с так называемыми   «революционерами».
Поэтому, я думаю, что это сейчас бессилие тех, кто сейчас сменил Каддафи, и, конечно, абсолютная партизанщина в регионах приводит к тому, что сейчас Ливия практически неуправляема.
Киренаика - наиболее подготовленная часть территории Ливии. На ее территории и основные запасы нефти, которые идут за рубеж. Когда-то она была обижена, как они говорили, руководством Каддафи, правлением Каддафи. Думаю, что  изоляция от остальных районов Ливии  - не в интересах остальных ливийцев.

- То есть это деление обусловлено тем, что новая власть неустойчива, а также историческим контекстом?

- Я думаю, да.

- В 1969 году (после революции в сентябре)  Ливия стала централизованным государством. Но ведь прошло много лет. И к чему сегодня приведет новое дробление в этой стране, кому выгодно такое деление? Как оно скажется на простых ливийцах?

- Простым ливийцам ждать   нечего от новой «власти», поэтому они еще долго будут вспоминать Каддафи, который половину доходов от нефти раздавал народу. Ливия получала примерно 34 миллиарда, половина шла  (распределялась) на шесть с половиной миллионов жителей Ливии. Это была колоссальная социальная поддержка, которую сейчас ливийцы никак не получат - это точно.
Во-вторых, конечно, те, кто взялся за оружие, а сейчас это оружие в руках четырех миллионов из шести с половиной, почти у каждого   автоматы, они чего-то ждут,  но не могут ничего захватить. Это колоссальная территория пустыни. Раньше им потребовалось 130 лет, чтобы создать так называемые "завии" - молельные дома, их было 170 на территории Ливии.
Сейчас это все некий возврат в период, когда у Ливии не было центрального правительства, когда у ливийцев были эти три региона, где управляли, в основном, крупные племена. Это возврат назад!

- Можем сказать, что в Ливии действительно наступил некий триумф местного самоуправления. Кто сегодня реально обладает властью в этой стране? Насколько эта власть устойчива? Кто может сегодня повести за собой народ?

- Сегодняшняя проблема ливийцев в том, что у них нет лидера, который бы мог это сделать. Ливийцам раньше везло. У них был   король Идрис, который долго возглавлял страну и привел ее к федеральному устройству, сделал государством. Был Муаммар Каддафи. 42 года он управлял страной и почти привел ее к воротам цивилизованного мира...
Сейчас   НАТО разбомбило всю территорию, от городов остались   осколки, руины. Потом натовцы  ушли, и ливийцы оказались в ситуации, когда неизвестно, когда возобновятся в полном объеме экспортные поставки нефти. Во-вторых, они не знают, кому и как подчиняться и что делать. У них ведь фактически ничего у самих-то нет. Это  -  пустыня. В Ливию завозилось ежегодно на два миллиарда долларов продовольствия.  Они все жили за счет этих нефтяных поступлений.
Сейчас этого ничего нет. Поэтому, я думаю… Сейчас города превращаются в опорные пункты и сами начинают  поставлять что-то и прочее. Все это приведет к колоссальной политической, социальной диспропорции.
Я шесть лет провел в Ливии, я вспоминаю, как это было когда-то. Можно посочувствовать большинству простых ливийцев. А остальные группки, группы, «партии»- все это не для Ливии. Ливия никогда этих «партий» не знала и, видимо, знать не будет. Вожди племен - да.   Но у них были раньше большие распри. Начнется дележ границ, пустыню  делить начнут. Я сегодня простым ливийцам сочувствую.

- Ливия поделена на зоны влияния, оппозиция тоже очень разномастная. Что происходит в стране? Новая гражданская война в будущем? Или она продолжается? 

- Сейчас, конечно, идет борьба тех, кто когда-то воевал,  борьба, чтобы использовать это уже в своих интересах. Поэтому сейчас на территории Ливии около ста всякого рода правительств, каких-то организаций. На самом деле, это группки людей, а не организации, которые сами не знают что делать. Поэтому в этом вся и беда.
Новые люди, которые пришли к власти, не хотят иметь дела ни с кем из старых деятелей. Некоторые живы, тот же Джеллуд, который был весьма популярен когда-то у ливийцев, предложил свои услуги. Бывший премьер правительства - вторая фигура     у Каддафи, но он уехал в Тунис, потом   в Италию, его не просят что-то сделать, никто не хочет разговаривать.
Конечно, есть сильные личности, они занимали какие-то должности, даже высокие должности при  Муаммаре  Каддафи. С ними не хотят разговаривать. Налицо  «анархосиндикализм»,   который дробит Ливию на части все больше и больше. И приходится   с сожалением это констатировать.

- Если внутриполитические силы не в состоянии в Ливии справиться с той ситуацией, которая сегодня царит в этой стране, кто должен прийти на помощь? Сейчас мировое сообщество подзабыло о том, что произошло в Ливии и что сегодня творится там?

- Мировое сообщество не подзабыло. Мировое сообщество натворило столько, особенно альянс НАТО, разбомбили все города и  ушли, затихли. Просто Запад,   так называемое мировое сообщество не знает, что дальше с Ливией делать. А это крупнейшая страна.
Я в разговоре сказал египетскому послу в Ливии, что Ливия по территории в полтора раза больше, чем Египет, а население в Египте раз в 20 больше, чем в Ливии. Я говорю: "Куда вы смотрели исторически? Фараоны у вас были. Почему так?". Посол египетский посмотрел на меня и говорит: "Кто же знал, что в этой дикой пустыне забьет нефть?". Вот ответ.
Поэтому сейчас там, где нефть добывается, западные морпехи (об этом не говорят, в общем-то, но  они окружили и держат в безопасности нефтепромыслы), корабли подходят, чтобы эту нефть качать на экспорт. Но это все в чужих руках находится. И об этом молчат те, кто послал этих морпехов туда. А послали те, кто получает  сейчас ливийскую нефть. В первую очередь, это, конечно, Италия и некоторые другие западные страны. Поэтому, я думаю, этот год будет самым тяжелым в истории XXI века для ливийцев.

- Вы сейчас заговорили о нефти. А ведь это та самая восточная часть Ливии, которую объявили автономным регионом. Она очень богата нефтью. Может быть, Джалиль не зря заявил, что здесь есть "иностранный заговор"? Может быть, когда придет к власти новый «совет», и этим «регионом» будут управлять ливийцы, они смогут поделить этот регион с иностранными партнерами?

- Ливийцы, вообще говоря, такие, что они  делить ни с кем ничего не будут, пока сами между собой не разберутся. Что позитивно у ливийцев, это они так много отдали сил в борьбе с итальянскими захватчиками, 20 лет воевали с ними (с 1911 года). Разбомбили все, и Запад ушел оттуда. Потому что, как только там появились какие-то воинские части, ливийцы тут же объединились и начали воевать с иностранными захватчиками.
А потом они уже между собой будут делить то, что есть. Это специфика Ливии... То, что сейчас есть, это такие на самом деле ливийцы.
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/no_program/67803302.html


Теги: «Братья-мусульмане», Муаммар Каддафи, Марианна Ожерельева, Анатолий Егорин, Ливия, За Рубежом, нефть, Политика, Русская служба