Последний урок

Коршуниха62
Читатели почти ежедневно с большим интересом обращаются к отзыву на рассказ «Здравствуй, прошлое». Он называется «Письмо о первом учителе», его автор – бывшая учительница русского языка и литературы Анна Григорьевна Дёшина из маленького города Жуков Калужской области. После прочтения её «письма» на людей не подействует никакой либеральный негатив на советскую действительность: в нем  достоверно описана правда жизни, чистые и возвышенные поступки людей, впитавшие в себя русские и мировые знания культуры.
Анна Григорьевна отдала обучению детей 58 лет своей жизни.
С большой печалью я узнала, что незадолго до Нового 2012 года Анны Григорьевны не стало, в феврале ей бы исполнилось 87 лет. Светлая ей память и благодарность за ее неравнодушие к моему творческому опыту. Она читала почти все мои материалы, размещенные в Интернете и, со всей строгостью талантливого педагога, делала критический анализ, подкрепляя свои рассуждения знакомыми ей интересными примерами из современной жизни.
Переписка продолжалась более 10-ти лет. Теперь перечитываю ее письма, поздравительные открытки, воспринимаю их как последний урок учителя, педагога по призванию. Хороший урок всегда современен, адресован широкой аудитории. При обширных знаниях Анна Григорьевна добросовестно готовилась не только к школьному уроку, но и к переписке: в каждой весточке обилие фактов, глубина мыслей, простота и живость в описании, душевная отзывчивость. Думаю, отрывки из писем – это её «последний урок», он будет интересен и полезен читателям, которые затрудняются с поиском человека, которому можно верить и подражать.
Чем запомнилась Анна Григорьевна своим ученикам? В сочинении на тему о красоте человеческой одна ученица написала о своей учительнице примерно такие слова. Наша учительница не молодая, не носит украшения и модную одежду, одевается скромно, но аккуратно, у нее голубые глаза, волосы светлые, коротко постриженные, не красит, не применяет косметику. Её уроки интересны, эмоциональны, с нами она обращается просто, как добрый старший товарищ, с которым можно говорить обо всем. У нее красивая, светлая душа, переполненная любовью к каждому ученику. За это мы любим свою учительницу.
 Подтверждения любви – солдатские письма, которые получала классная руководительница из армии от своих выпускников и посылала ответы, радостные встречи в доме Анны Григорьевны с поседевшими учениками, ставшими учителями, инженерами, врачами, журналистами, руководителями, рабочими. Они рассказывали о своих судьбах, вспоминали счастливые школьные годы, пели песни, благодарили Анну Григорьевну за то, что не давала в обиду своих воспитанников. Таких случаев было не мало. Вот один из них
Однажды на педагогическом совете обсуждали «плохое» поведение ученика  и готовили материал, чтобы парня поставили на учет в инспекции по делам несовершеннолетних при райисполкоме. Коллектив был за такое решение, но Анна Григорьевна твердо сказала: «Нет.  Надо найти путь к душе ребенка, не отталкивать его от друзей от класса. Он шалит, таков его возраст, надо оценивать человека по его поступкам. Когда на уроке учительнице стало плохо с сердцем, этот мальчик, один из всех, пожалел её, не растерялся и вызвал скорую помощь. Он добрый ребенок, добрый не может быть плохим». Вопрос был снят с повестки дня. Мальчика словно подменили, он понял, что учителя могут не только наказывать, но и жалеть по-матерински, поступать по-человечески, справедливо – для него урок на всю жизнь.
Анна Григорьевна была безотказным, бескорыстным человеком. В 2000-ом году она ушла из школы на заслуженный отдых, в то время ей исполнилось 75 лет, но года через два была снова востребована. В школе во время выпускных экзаменов заболела учительница литературы, для выпускников могли бы возникнуть проблемы с их поступлением в вузы. Всех выручила старенькая, не отличающаяся крепким здоровьем Анна Григорьевна: приняла экзамены, проверила сочинения, выставила оценки.
 К ее обветшавшему деревянному дому, пережившему пожар, никогда не зарастала «народная тропа». За помощью обращались учащиеся при подготовке сочинений с просьбой подобрать нужные цитаты, консультировались студенты, проходящие педагогическую практику – приходилось читать труды Ушинского, Сухомлинского, чтобы обновить их в памяти, а для подготовки в первый класс по просьбе мамы всего одной девочки пришлось готовить  наглядные пособия.
При таком высоком авторитете Анны Григорьевны в быту ее отличала аскетическая скромность: она не выпросила у властей квартиру с бытовыми удобствами – топила дровами печку, иногда сама колола сучковатые чурбаки, всегда ходила на колонку за водой, не дождалась установки домашнего телефона. Она считала себя счастливым человеком, потому что ее любят сыновья, снохи, внуки, ученики, соседи, радовалась фильму о семейной  учительской династии. Она жила в мире со всеми людьми и в гармонии с природой. Много ещё хорошего и интересного можно рассказать об Анне Григорьевне, но никто не скажет о ней лучше, чем она сама на своём «последнем уроке», который составляют отрывки из писем на самые разные темы, которые затрагивались в нашей переписке.
О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Когда в Интернете появился мой материал «Дорогая моя Победа! Тебя помнят дети войны», последовал отзыв за подписью Е. Д-го, в котором моё произведение и я, как его автор, были названы идеологическим продуктом советской эпохи, с намёком на вымысел: «Скажи-ка, тетя». Так могут говорить люди, не видевшие войны или зацикленные на отрицании прошлого своей страны, или недоросли, отравленные либеральной пропагандой, которые в школьном сочинении могут кощунственно написать, было бы лучше, если нас победили немцы, они, побежденные, вон как хорошо живут, а мы, победители, отстаем в материальных вопросах.
В отличие от Е. Д-го, у Анны Григорьевны резко противоположное мнение.
«Ваши рассказы взволновали, заставили вспомнить, что было 65 лет назад. В рассказах картинно представлена наша жизнь довоенного, военного и послевоенного времени.
Вот школьницы – Ваша сестра и моя сестра Оля в тоненьких, прозрачных платьицах, зимой в куртках,  сшитых руками мам из покрашенных солдатских шинелей, бегут в школу. Оля преодолевала 6 километров пути.
Весть о гибели сына на фронте и «нечеловеческий вой» матери в Вашем доме, и потеря сознания папы при виде похоронки у нас.
Вспоминаю вкус лепешек из конского щавеля и сережек орешника – у Вас, а у нас из крапивы, склеенной ложкой крахмала или драгоценной ложкой муки.
Гостинец из вещмешка вернувшегося фронтовика. Ордена и медали на гимнастерках наших дорогих вернувшихся близких, а у брата Миши в полевой сумке, кроме гостинцев, был толстый песенник-спаситель, с которым брат никогда не расставался, простреленный осколком разрывной пули, которая разорвала и изуродовала толщу страниц песенника, а не живот брата.
Все выдержали, потому что умели трудиться, стремились к знаниям, умели терпеть и сопереживать, умели радоваться кустику ягод из рук мамы, а у нас из рук папы для мамы. Это уроки на всю человеческую жизнь. И Ваши рассказы – это такие же уроки для будущих поколений, для наших детей и внуков».
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДНЕ ПОБЕДЫ.
9 мая - это не просто георгиевские ленточки сегодняшнего времени, а память, идущая от сердца, посещение митингов и братских могил защитников Родины, а значит, и своих близких, похороненных вдали от дома. На красочной открытке Анна Григорьевна написала обжигающие сердце слова: «Поздравляю Вас и Ваших мужчин с праздником Победы, которого так долго ждали в военное лихолетье. Он стал праздником конца страданий, слёз, праздником мира, возвращения домой с фронтовых дорог. А ожиданий-то было в каждом доме, в каждой семье, в каждом сердце, с болью потерь. В братских могилах лежат мои братья и родственники под Трубчевском, на станции Борзя, где погиб брат Саша, посланный в конце войны после 4-хлетнего военного пути на охрану дальневосточных границ, не раз раненный, он погиб, не испытав радости Победы. Лежат в братских могилах мои родственники и в Смоленске, и в других концах Родины.
Пусть этот праздник будет памятью для молодых. Ведь память – это залог жизни. День Победы – это ВЕЧНЫЙ НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК со слезами на глазах».
В очередном письме читаю отклик на мои рассказы «Г.К.ЖУКОВ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ».
«Дорогая Лариса Павловна, я очень рада, что пишете о Г.К.Жукове. Большое дело делаете. Он живет в памяти народной, великий и простой.
Помню я, боровчанка, (жительница Боровского района – авт.), приехала в Угодский Завод (ныне город Жуков) в 1960 году. Жила в Росляковке  на квартире у бабушки Анны Васильевны Молокановой. Она ровесница Жукова. Тогда она вечерами рассказывала о своей молодости, вспоминала, как Жуков Егор, весёлый деревенский паренёк  с гармошкой, с сапогами через плечо, в штанах, закрученных по колено, (трава, мокрая от росы – берег сапоги) приходил из Стрелковки к Угодским девчатам, издалека заявляя о себе задорной игрой и песней.
Девчата любили его и ждали».
Пусть ждут и читатели сведений, новых подробностей о жизни великого полководца, нашего земляка. Пусть ваше творчество помогает найти правду, оценить по достоинству, что в жизни хорошо, что надо беречь, не забывая о вековых нравственных и культурных традициях».
О ПАТРИОТИЗМЕ.
«Я радуюсь и горжусь, что живу на русской земле, что живу среди дорогого мне народа, в жизни которого и «горе слышится, и трудно дышится», но душа, которого, поет: «Хороша страна Болгария, но Россия лучше всех», потому что «Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет, лучше нету той минуты, когда милый мой идет», когда рядом люди, понимающие друг друга».
ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ДЕРЕВНИ. ЛЮДИ. ВЛАСТЬ.
Прочитав рассказ  «Поездка в Мерседесовку», в украинское село, где у жителей стало много иностранных машин, за что в шутку и переименовали село.  В ответ Анна Григорьевна со всей обстоятельностью описала жизнь российской деревни:
«Российские села еще не переименованы по этому принципу. Хотя…
Начну с нашей небольшой улицы. Дома (их несколько) ограждены высокими заборами так, что почти не видно окон, прямо-таки купеческие из пьес драматурга А.Н.Островского. В ворота с крепкими запорами въезжают машины (в марках не разбираюсь). А люди? Знаем только – приезжие.
Среди этих крепостей – мой дом с завалами головешек пожара. Зловещий вид полбеды. Пережила четыре зимы (с 2005 года) холод, фундамент-то со щелями под завалами. Причина – неумение жить по-современному.
Сосед-погорелец жил на пепелище под навесом для дров, а потом перебрался ближе к печке, которую топил, готовил обед. В его отсутствие стали бегать любопытные подростки, чтобы побаловаться с огнем. А с огнём шутки плохи.
Пришлось с подписями соседей обращаться в мэрию и администрацию с просьбой дать какое-нибудь жильё погорельцу, к тому же узнику, который в войну в трехлетнем возрасте вместе с матерью был угнан из родного дома, побывал у польской границы, который более 40 лет в СПТУ готовил сельскохозяйственные кадры, который после пожара (не по его вине) жил по подъездам в зимнее время. А представители власти грозили, что отдадут его под суд.
Никакой надежды оказаться под крышей над головой. Такова судьба «маленького человека». Вот и глушат свою обиду, свое несчастье водкой. Конечно, это не выход,  на наш взгляд. А сколько таких несчастных. И у каждого свое горе, свои проблемы. Справляйся сам, как говорят теперь, а не справишься – погибай.
Я благодарна Богу, что со мной обошлись по-иному, но пришлось писать в Калугу, в Москву (депутатам). Пришлось жить 4-5 месяцев у соседей, моих бывших учеников. Спасибо добрым людям за отзывчивость, за поддержку, за неоценимую человеческую помощь. До конца жизни я перед ними в долгу.
В остальных домах улицы - пенсионеры.
В двух километрах от нас деревня Михайловка. Её не узнать. Двухэтажные дома выросли по обе стороны оврага, где протекает чуть живая речушка. Настоящей жизни там нет. Люди прячутся друг от друга по особнякам. Со слов бывшей молочницы Н.Т.,  летом приезжают москвичи, а зимой несколько старушек представляют жителей этой деревни.
Бывший скотный двор в конце деревни со стадом в 400 голов исчезли. Люди живут на земле, и не с землёй.
Поеду дальше, в хозяйство «За мир», в Тростье, куда 25 лет назад был послан мой сын по окончании пединститута. Скотный двор на сотни голов скота превратился в развалины. Всё растащено, распродано.
Я мысленно благодарю В.С.Черномырдина, когда езжу в Тростье к сыну по его «шелковой» дороге от Высокиничей. Это Черномырдин начал преобразовывать медвежий угол нашего района. Построена прекрасная школа со статуей Ломоносова у входа с современным оборудованием, красивый детский сад. Собирался построить дом для учителей. Вероятно, были и другие планы, но не успел…
Теперь туда добираться только с оказией: отменены все автобусные рейсы. А раньше ходил автобус три раза в день. Теперь до современной Тьмутаракании ни поехать, ни отъехать – дорога дорогая (частный транспорт). Даже красавицу-школу хотели закрыть, но пока оставили. Пусть неграмотность процветает. Раньше за судьбу каждого ребенка отвечала школа, теперь иное: учись или не учись – дело личное. Что-то непонятное.
По пути в Тростье – село Комарово, родина партизанки Бандулевич Татьяны, казненной немцами. Вдоль дороги длинная улица – 15 минут ходьбы. Все дома «с молоточка», раскрашены всеми цветами радуги. А на улице ни души. Ни вечером, ни днем не увидишь: ни теленка, ни цыпленка, ни ребятёнка. Не услышишь ни крика петуха, ни девичьих песен. Глухо, мертво. Картины эти заставляют задуматься о причинах. Их много, одна из них, думаю, наше собственное несовершенство, духовное обнищание.
…В течение октября наша улица, как и другие, превращалась в «городскую». Правда, газа нет, провели только трубы, а ко дворам – делайте, пенсионеры сами. Проложен красивый тротуар, асфальтированная дорога к училищу. Был завезен строительный материал: плитка, блоки, щебенка и др. Люди,  не стесняясь друг друга, кто что мог, тащили по своим дворам, причем, злорадствуя, что кто-то больше прихватил Горькая картина.
В результате могло получиться, как в песне «Кирпичики», но благоустроились.
Это на нашей улице, а по стране???!!!
В нашей жизни очень много и хорошего, только это надо видеть и ценить».
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ КНИГ.
«Вспоминаются слова М.Горького: «Человеку в двух вещах никогда нельзя отказывать: в хлебе и в книге. Никогда!»
«чтобы вчитаться, нужен труд души, размышление. Это и помогает понять друг друга. А читатели не всегда склонны к этому».
«… я не  старею, молодею с внуками. Приходится вспоминать программные произведения писателей Х1Х, ХХ, ХХ1 веков, направлять, напоминать, что литература – учебник жизни, что писатели помогают разобраться в сложных вечных вопросах о добре и зле, о любви, смерти, о долге, о счастье. Молодежь не всегда это понимает, не вчитывается в суть произведения. У большинства сейчас одно понятие: деньги, было бы мне хорошо, был бы я счастлив. А путь к этому «счастью» не всегда красив, как и результат. Большинство не хотят понимать истины: если я только для себя – зачем я? Объяснение простое: сейчас это старо, не модно. Отсюда и преступления. Герои, населяющие нашу литературу, помогают разобраться в сложных вопросах только тем, кто читает. А теперешнее поколение предпочитает смотреть на телеэкран, где убивают, развратничают, корчатся в болезненных конвульсиях ( эстрада и пр.). А где же идеал? С кого брать пример?»
Анна Григорьевна с юности до глубокой старости ни дня не жила без книги: перечитывала произведения классиков, знакомилась с новинками в литературных журналах,  постоянно посещала библиотеку. Об интересных книгах делилась со мной.
«Читаю журнал «Наш современник». Есть интересные публицистические статьи. В № 8 – 2005г. интересный материал к 100-летию Михаила Шолохова. Все измышления о писателе ничтожны в сравнении описания грандиозного праздника «Шолоховская весна».
…На одном дыхании прочитала небольшой роман неизвестного мне писателя-библиофила С.Ф.Минулова «За мертвыми душами».
Только закончила читать «Вятскую тетрадь» В.Крупина.
Недавно прочитала «Записки писателя, воспоминания, рассказы о прошлом» Н. Телешова, организатора интересного литературного кружка «Среда», куда входили Горький, Бунин, Вересаев, Куприн и многие другие. Он интересно пишет о них, особенно о Чехове, Толстом, заботились о молодых писателях.
Прочитала от строки до строки несколько произведений из «Романа-газеты» - 8 номеров 2010 г., дочитываю1-й том «Окно в природу» В.Пескова, который помогает отвлечься от тяжелых мыслей.
Прочитала на одном дыхании интересную повесть  В.Шпанченко «Тайна старых писем» Сталин в Курейке).
Читала с интересом воспоминания Гончарова о Гоголе и Панаевой, о журнале «Современник» и его сотрудниках. Читаю с интересом, но память дырявая. Ослабевает и зрение, пока читаю без очков».
«Жизнь бежит, укорачивает наши желания и планы. Живу по народному правилу: «Не живи уныло, не жалей, что было. Не гадай, что будет, береги, что есть»».
Интересны замечания Анны Григорьевны ОБ УЧИТЕЛЯХ, ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, О СЕБЕ.
«Старюсь больше двигаться. Потому что знаю, что «сидение» смерти подобно. Работаю на огороде по силе, хорошо, что все рядом. Можно отдохнуть, не перегружаться. Раз в месяц  езжу в родительский дом (на Рощу). Там сестра Оля. Она ходит с палкой. Дом наш дряхлеет, требует обновления. Но наше поколение редеет, нас осталось четверо из семи сестер (было еще пять братьев – авт.), а Зоя парализована. Но всё равно планируем, радуемся, что дружны, что красиво цвел сад, что зреют обильные ягоды, что земля не пустует, посажено все на огороде, ждет заботливых рук, что не забыли напоминание А.Т.Твардовского, несмотря на лихолетье «жито сей». Сила-то человеческая – в земле, в любви к ней. Этому учила богиня земли Гея своего сына Антея, который погиб, когда был оторван от земли Гераклом. Это вечный урок всем поколениям».
Через 6 лет исполнится 100 лет педагогической династии семьи Дешиных, а общий трудовой стаж всех поколений свыше 1280 лет. Это гордость России! Основали династию в 1918 году Григорий Николаевич и Мария Михайловна - она, гимназистка-отличница в возрасте 24 лет приняла пятерых осиротевших детей вдовца, потому что они были её ученики, а значит, и её дети, вышла за него замуж, а потом родилось семь совместных детей. На родительскую стезю первыми вступили 9 детей. Затем пошли снохи, зятья, внуки. «В настоящее время, сообщала Анна Григорьевна, педагогами в школах работают 13 человек, самых стойких. Они выдерживают все негативное, что время преподносит школе, учительству, образованию, воспитанию молодого поколения и нашему будущему».
Анна Григорьевна очень дорожит своей профессией, обоготворяет её. Поэтому пишет:  «Когда я вижу на нашем базарчике учительниц-пенсионерок, торгующих цветами и пучками зелени, мне становится не по себе. Вероятно, я ошибаюсь, стараюсь погасить это чувство.
Но ведь есть у каждой профессии свой статус, свое «нельзя». А для этого должны быть определенные условия. А что можно, что должно учителю? Быть учителем во всех отношениях!»
Вопрос интересный, закономерный:  у каждой творческой профессии должен быть свой кодекс чести. Учителя, как и писатели, - интеллигенция, творцы человеческих душ, на них особая ответственность. Об этом написала Анна Григорьевна при анализе одного из моих рассказов.
 «Второй раз с интересом перечитываю рассказ «Прокурориха». Он многопроблемен. В нем сама жизнь. Затронуты злободневные вопросы: судьба деревни, как жить, каким быть человеку, как сохранить семью, о вреде пьянства, о любви к родным местам, к природе, о честности и благородстве, о тюрьме, о человеке.
Досталось и хранителям правопорядка, милиции.
Яркие, живые образы, взятые из жизни, борющиеся за правду, совершающие нелепые поступки, пополнят отряд «чудиков» В.Шукшина.
Рассказ нужен людям. Он и вы, его автор, призываете бороться за человека, за человеческие отношения».
Анна Григорьевна постоянно поддерживала меня, наставляла, давала урок мастерства: «Вы - человек творческий, интеллигентный человек. А «интеллигентный человек, - писал В.М.Шукшин, - это неспокойная совесть, ум, сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное стремление к прекрасному».
Достоевский писал, что «красота спасет мир». Что он имел в виду? Может быть, красоту общения, которой человека надо учить? А может, красоту он понимал как синоним доброты? Мир это и мирное небо, которое защищают люди, и гармония поколений, объединенных в мирном труде. Всему этому человек учится у человека.
А ваши творения –  это раздумья, как помочь людям, это  Ваш вклад в нужное дело.
Герцен когда-то писал, предупреждая: «Остановитесь! Одумайтесь! Знаете ли вы, куда вы идете? Посмотрите – душа убывает». Разве не это Вас беспокоит? Вы пишете, пишете по-своему. Вот почему Вам дороги читатели Ваших творений».
«Вот и сейчас – душа просится к людям – надо писать. Вы сами знаете, что для этого надо стоять выше других, вести людей за собой, нести людям благородные мысли, быть смелым, служить народу, «не зная платы за услугу», говорить простым языком, «воспламенять» на добрые дела, быть с народом «во дни торжеств и бед».
По глубокому убеждению Анны Григорьевны, идейной последовательницы своих родителей и некрасовского героя Гриши Добросклонова, задача писателей – «чувства добрые» пробуждать. Это важно потому, что «Доброта – основа жизни, прекрасного в ней. Добрые чувства питают жизнь человека, помогают оценить себя и тех, кто окружает человека. А утверждают её по-разному. Жизнь человека коротка, поэтому надо спешить делать добро, сеять «разумное, доброе, вечное».
«Читая произведения писателей Х1Х века, училась уму-разуму. Невольно возникал тревожный вопрос: «Что мы оставим после себя?» Он присутствует и в Ваших «Рассказах». Старушка-мать в рассказе «Поездка в Мерседесовку» перед смертью дает полотенце сыну – связующее  звено поколений, которое несет с собой добро, творчество, наказ, любовь, память – все нравственное.
А Ваши рассказы – бесценный подарок детям, внукам, людям».
В нашей переписке Анна Григорьевна не обошла и вечные вопросы О БОГЕ, О ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Вот как она ответила на мое пасхальное приветствие «Христос воскресе!».
«Дорогая Лариса Павловна, здравствуйте!
Отвечаю тем же: воистину воскресе! Эта истина не стареет и не постареет, как добро, любовь, жизнь, всё, что называется Божьей благодатью, все то, что дано нам от Бога».
Когда мы поздравляем с днем рождения родных, близких, друзей, мы произносим красивые слова, порой не задумываясь об их философском смысле. Анна Григорьевна так понимает это важное событие в жизни человека:
«Этот день – и благодарная память о родителях, которые дали нам жизнь, и день размышления о своем отношении к жизни, и день воспоминания о наших радостях и печалях, которые идут с нами со дня рождения, и день напутствия, как жить дальше и старым, и молодым. Пусть прибавляются наши годы, а с ними и мудрость, новое видение жизни, её бесценность.
Пусть остается душевная молодость, пусть каждый день приносит радость, а душа находит эту радость жизни во всем: в нашем продолжении, в каждом цветке, в каждом ясном дне».
Анна Григорьевна мужественно пишет о старости. Её волнует судьба стариков, особенно одиноких, «но на все воля Божья. Человек всегда надеется на лучшее. Это хорошо. Пусть по-пушкински: «младая жизнь будет играть, а равнодушная природа красою вечною сиять». В другом письме звучат такие строки: «Жизнь есть жизнь. Часто повторяю элегию Пушкина «Минувших лет угасшее веселье…». Она написала полностью текст и подчеркнула строка: «…Но не хочу, о други, умирать, я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… И может быть, – на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной». Будем и мы прислушиваться к его (Пушкина – авт.) мудрым словам», призывает Анна Григорьевна.
Элегические настроения повторяются в очередном письме, в котором она вспомнила о своей коллеге, с которой десятилетиями ходили в школу по одной тропинке. «Иногда хочется пойти на улицу, где она жила, но её, С.П. нет. Вспоминаются слова Есенина: «Все там будем, как в этой жизни радей не радей. – Вот почему так стремлюсь я к людям. Вот почему так люблю я людей». Это из стихотворения «Синий туман, снеговое раздолье»…
Любить людей – великий дар. Это счастье. Оно с нами».
Таков далеко не полный образ русского интеллигента, воспитанного советской властью: это его жизненная активность, неравнодушие к людям, бесконечное стремление к новым знаниям, которые она пополняла из книг, любовь к природе, лиричность и большая искренняя любовь к Родине, оптимизм. Поэтому она ценит тех людей и писателей,  произведения которых переполнены чувством любви к Родине. Одно из таких «Вятская тетрадь» Владимира Крупина. Она специально выделила очень точные, краткие, почти евангельские слова писателя: «Научить любить, научить прощать, научиться делать добро – вот тогда мы бессмертны». «Что бы ни происходило с тобой… любовь к Отечеству, – почти единственное, что может спасти от упадка духа». Для меня они всегда верные друзья».
Такими словами - наказом закончила свой «последний, открытый урок» сельская учительница А.Г.Дешина. Низкий земной Вам поклон, дорогая Анна Григорьевна, за Вашу жизнь, за Ваши незабываемые уроки! Пусть живет Ваше слово!