Пассаж с екатеринбургским пассажем. уничтожение св

Андрей Козлов Кослоп
ПАССАЖ С  ЕКАТЕРИНБУРГСКИМ ПАССАЖЕМ.  Уничтожение СВЕРДЛОВСКОЙ архитектуры.

   Разрушают свердловскую архитектуру. Разрушают екатеринбургскую архитектуру.
Ничего личного. Не по злобЕ.  Разрушили лицевую стену пассажа 8 марта, когда мужчины бегали  по магазинам, пылесосили, мыли посуду, поздравляли милых дам.
   Разрушили беззаконно. Но тоже не по  злобЕ.  Просто  по закону-то нельзя разрушать. А надо. Очень ликвидное место. И на порядок дешевле разрушить, а потом выстроить многоэтажный супермаркет.  Доход такой хороший, что забудешь о всех прелестях архитектуры.
Какая вообще такая архитектура. Дом как дом. Ну охраняется государством (бред  же какой-то).
     Один защитник памятников и городских ландшафтов, кстати, Максим Петлин,  уже до защищался –  сидит в тюрьме. Почему так люди вдруг в этом городе «без фонтана и неги»  (маяковский) так зациклены на архитектуре.  Какая архитектура! Птать!  Вот в Венеции там архитектура. Нотр-Да де Пари,  Тауэр,  Гауди, Колизей, Петергоф,  - вот это да, шик…
Свердловская архитектура уникальна. Она сложилась в 20 веке из двух основных факторов: она компактна и планомерна, тон задал знаменитый конструктивизм. Конструктивизма в Свердловске было 140 зданий, сейчас, я думаю, сто с небольшим, но сохранилось. К конструктивизму добавился провинциальный «сталинский ампир». Причём он хоть и провинциальный, но производит впечатление не меньшее, чем московские сталинские высотки. Провинциальный, потому что как раз невысокий, но такой же торжественный и победный (УПИ, УрГУ, ОДО, Штаб армии). Он как бы музыкально поёт тему «опорного края».
Сам Екатеринбург-Свердловск – сакральный для России и СССР город.  Такой же как Сталинград, Севастополь, Москва, Питер, Псков. Но даже ещё их всех сакральней.  Потому что Европа-Азия, а Екатеринбург как раз в самом сердечке, самое середке.  Евразийство это генетическая суть, матрица России. Тут смешивались расы и народы. Тут возник проиндоевропейский язык.  Индоевропейская языковая семья самая большая на земле. А раз самая большая, то возникнуть она могла на самой большой равнине с большими реками  - это и есть историческая Русь.  На территории России возникла и монголоидная раса (школьная версия прародины монголоидов – пустыня Гоби, но эта откровенный бред, расы как и большие языковые семьи возникают на неком большом пространстве (палеоантропологам  понятно, что это северная тундростепь, некогда кишащая мамонтами, бизонами,  шерстистыми носорогами и саблезубыми тиграми, то есть,  не Гоби,  а долина Оби, и других рек северной Евразии).
Первый и самый крутой расовый синтез мог произойти на среднем Урале, то есть на водоразделе сибирских и европейских рек .  Древние люди мигрировали  вдоль рек, так что неизбежно на пространстве между верховьями рек обоих арелов, пригодным также для обитания должен был и произойти  такой синтез. Клен-корреспондент академии наук А.К. Матвеев  указал на такую территорию и довольно веско обосновал своё мнение. В Окрестностях Екатеринбурга есть озера с названиями ТаваТуй, ИсеТское, АяТЬ, ВашТы, ШиТы, БалТым,  на территории муниципального образования Екатеринбург есть озеро ШарТаш, и озеро Чусовское, которое в 19 веке называлось БалТоу.   ТО/ТЫ/ТОН – на финно-угорских (коми-пермяцком, хантыйском, венгерском) и ненецком языках  означает «пруд/озеро».  Пучок  названий с этим озерным формантом как раз и свидетельствует о прародине.  Матвеев, анализируя фонетическую форму этого форманта,  делает предположение, что  языком жителей этого места был даже не протомадьярский (древнемансийский), а ещё более древний язык  протоуральский. Существует теория, что финно-угорские и самодийские языки произошли из одного праязыка,  так что финно-угро-самодийскую лингвистическую семью  историки языка называют  уральской языковой семьёй.
То есть, место  очень древнее, обетованное, настолько древне, что традиции тут были настолько архаическими, что Маяковский констатировала «нету традиций, фонтана и неги». Очень лаконичная, экономная, супрематическая традиция. В 30-ые годы это проявилось в виде активизации конструктивизма.  Сейчас про Екатеринбургский стиль опять сложно сказать «что это», иногда называют «бургстайл»,  эдакая эклектика.  Несколько лет назад 50 представителей интеллигенции города написали открытое письмо мэру. (Задумывалось письмо ста, но вузовская интеллигенция наотрез отказалась подписывать письмо мэру). Мэр отчитал интеллигенцию как пацаном.   Через год застройщики нагло снесли Дом Ярутина (в ночи, перед первым маем) .
Общественность пытается сопротивляться. Но руководители  и застройщики похоже искренне не понимают, почему эти странные люди защищают всякую рухлядь. 
Художники настаивают на архитектурной и исторической ценности архитектуры, хотя застройщики создают и чисто бытовые неудобства, интенсивное строительство в центре перегружает коммуникации,  нарушают экологически и прочие нормы,   увеличивает пробки на дорогах. 
Напомним, что в 2010 году екатеринбуржцы вдруг взбесились идеё разрушение фонтана на площади Труда и не позволили строить на его месте храм (сторонникам строительства храма не смог помочь даже сам Евгений Ройзман),  против застройки коттеджей для УрФУ в лесной зоне вокруг озер Шарташ  выступили защитники  этого озера, Максим Петлин поднял горожан на защиту леса по улице Репина (там  незаконно было вырублено боле 1000 сосен, застройщики упекли гордепа в СИЗО, суд не закончен) .
С точки классической  теории революционной борьбы защита старых домиков и сосенок  нечто сразу не понятное (мне так тоже порой кажется, что это нечто поверхностное и надо просто свергнуть правящую камарилью). Но народ ,по определению,  мудрее всех нас по отдельности.  И в целом общество, конечно,  возмущается тем,  что крупные собственники  (будь то хозяин высоток, или церковь) посягают на места общего пользования  и охраняемую законом  архитектурную картинку города.  Бандюки подбираются к символическим частям общественного достояния, и хотя с точки зрения буржуазно-рационалистического сознания   ценность  сосенок и домиков невелика, но наше очень слабо организованное гражданское общество, получив-таки  арену для борьбы за общее дело (res publica) ,  за места общего пользования, начинает группироваться и объявляет бандюкам  «войну».
Мы не можем их наказать за большие преступления, давайте накажем за маленькие.
Не думаю, что пассаж удастся спасти. Сходил посмотрел сфотографировал. Пассаж уже практически убит. По нему, как и по дому Ярутина  16 марта можно делать поминки. Хотя мне не по душе некрофильная эстетика.  Но мы должны всё же посмотреть на ещё одно преступление «жуликов и воров».  Судя по некоторым итогам выборов не все ещё поняли, за какую нахрен стабильность они голосовали.
ССЫЛКИ.
http://ako-polis.livejournal.com/274089.html Про дом, про который писал Маяковский
Свердл. сталинск. ампир:
 http://ako-polis.livejournal.com/253813.html
Свердл. конструктивизм:
http://ako-polis.livejournal.com/55145.html
 
http://ako-polis.livejournal.com/55816.html